В Кондопоге произошла, безусловно, спонтанная драка с убийством, спонтанное столкновение, которое тем не менее приобрело межэтнический характер. Как бензин, вспыхнули и социальная ситуация, и межэтническая рознь, бурно и неконтролируемо произошел выбор позиции: "За кого ты - за наших или за ихних? ".
Безусловно, проблемы этносов существуют. Если в русско-карельский северный город приезжают представители Кавказа и занимаются специфическим бизнесом, используя свои этнические связи, то, естественно, рано или поздно это породит социальное напряжение. События в Кондопоге, по сути дела, разновидность этнического погрома. В нем, как и в любом межэтническом конфликте, невозможно найти ни правых, ни виноватых. Не бывает чистых жертв и чистых агрессоров.
"Крымская правда": То есть если этнический погром, то все правы и все виноваты? Кого наказывать-то будем?
Александр Дугин: Совершенно невозможно найти и наказать так называемых "зачинщиков". Когда конфликт переходит в межэтническую область, то понятия "правый", "виноватый", "жертва" и "палач", "зачинщик" и "пострадавший" не действуют. Возникает инстинктивное желание оградиться коллективной ответственностью и соответственно поступить с оппонентом, который уже воспринимается как этнический враг, а не как человек, совершивший неправильный или криминальный поступок. Раз нет последовательной этнической политики, четкого представления, что такое "российская идентичность", раз нет культуры воспитания людей в соответствии с той или иной национальной моделью, то нет и права требовать от граждан, чтобы они правильно выстраивали систему межэтнических отношений. В этой ситуации слова о "толерантности" ничего не значат, тем более что это не юридическая категория, а очень расплывчатый термин. При отсутствии продуманной этнической политики каждый человек на уровне своего понимания может выстроить для себя самую экстравагантную концепцию, в том числе и демонизирующую другие этносы и оправдывающую в собственных глазах и в глазах своего окружения любые действия против них.
"Крымская правда": И как же эту проблему решать?
Александр Дугин: Путем проведения четкой политики и последовательного воспитания людей. Следует обратить внимание на различия этнического самосознания местного населения, например, русских, и нацменьшинств, искусственно, без естественных исторических предпосылок оказавшихся на территории традиционного компактного проживания русских. С точки зрения гражданского права, существует абсолютная свобода перемещения по России всех ее граждан и всех людей, имеющих легальные документы на проживание и работу в РФ. Хотя юридическая сторона безупречна, но, меняя место жительства, представители небольших этносов держатся, как правило, более сплоченно, постоянно прибегая к взаимной выручке и поддержке, чем и отличаются от местного населения. Кроме того, они продолжают, что совершенно естественно, организовывать свою профессиональную деятельность, свое общежитие в соответствии с собственными этническими архетипами. И их никто не обучает правилам поведения в среде коренного населения.
Когда русский народ, который составляет подавляющее большинство жителей России, находился на духовном и культурном подъеме, процесс ассимиляции небольших этнических групп или просто их адаптации в этих условиях проходил сам собой. Но сегодня, когда у русского народа есть проблемы с самоидентичностью, когда сама русская национальная идея постоянно оплевывается и людям прививается некий комплекс неполноценности из-за того, что они - русские, когда их унижают, когда сам факт национальной этнической принадлежности к великороссам считается едва ли не позорным, мы получаем, естественно, весьма печальную картину. Забитые представители русского этнического большинства проигрывают по всем параметрам сплоченным, достаточно активным этническим меньшинствам, которые поселяются в зоне компактного проживания русских. И если с точки зрения законов это абсолютно нормальное явление, то с точки зрения культурной и социокультурной - чревато нагнетанием психологического напряжения, которое рано или поздно выливается в погромы и убийства. Причем с жертвами не хулиганских действий и разборок, а именно с жертвами межэтнического конфликта.
В Кондопоге (а теперь опубликованы данные и по другим регионам, хоть и менее драматичные, но имеющие сходный сценарий) все эти элементы присутствовали. Пьяная разборка с азербайджанцем-барменом переросла в массовую драку с участием вооруженных чеченцев, два человека убиты, а многие тяжело ранены. Вся история обрастает слухами об отрезанных ушах и криках "Аллах акбар! ". После этого возникает устойчивая психологическая солидарность со "своими" и ненависть к "чужим", выступившим в роли агрессоров. Дело усугубляется коррупцией местных административных и правоохранительных органов, которых воспринимают как "пособников чужих", хотя коррупция и не носит этнический характер. Она, по сути, и есть тот самый свободный рынок, за который ратуют либералы.
В такой ситуации невозможно заставить русских отказаться от солидарности с теми, кто оказался в этой истории жертвой. В этом-то и заключается фундаментальная опасность конфликтов с межэтнической подоплекой - их легко зажечь, но чрезвычайно трудно погасить. Мифы мгновенно обрастают новыми эпизодами и впечатляющими подробностями. В результате коллективная вина возлагается уже на всех "кавказцев".
Дальше - больше. Вся ситуация в Кондопоге тут же стала объектом политического пиара радикальных националистических организаций, которые подливали масло в огонь. Сомнительно, что они действуют только по своей воле. "Бей инородцев! " даже в самом больном уме не может быть выражением "национальной идеи". Напротив, врагам России чрезвычайно выгодно представить российских истинных патриотов своей Родины "бандой погромщиков".
Призывы к межнациональной розни служат исключительно дестабилизации социальной ситуации и созданию хаоса в стране накануне 2007-2008 годов. Тактика разжигания межнациональной розни и создания цепи конфликтов по линии межэтнического противостояния имеет, к сожалению, немало шансов доставить власти серьезные неприятности, нанести удар президенту Путину и той системе взаимопонимания власти и народа, которая складывается на наших глазах.Это самое уязвимое место, поскольку власть не готова изложить четко и ясно этническую политику, не готова признать легитимность просвещенного и позитивного русского "национализма любви", не готова привести к гармонии взаимоотношения разнообразных этнических групп, населяющих Россию.
В Кондопоге мы видим далеко идущие политические последствия. Во-первых, существуют объективные межэтнические трения, которые связаны с ослаблением культурной идентичности великороссов и сохранением и даже укреплением идентичности малых этносов России, что создает критическую ситуацию, объективно вызывая в обывателях ксенофобские настроения. Такой обывательский шовинизм, бытовая ксенофобия гораздо опаснее, чем законченные идеологические формы национализма, потому что он рассеян в массах и не может быть локализован.
"Крымская правда": Вы как лидер евразийского направления в российской политике можете ли в концепции "Россия - Евразия" выделить то, что могло бы притушить создавшуюся взрывоопасную этническую ситуацию?
Александр Дугин: Сейчас настало время для того, чтобы евразийство стало официальной государственной политикой. Только в рамках евразийской идеологии можно примирить усиление идентичности великороссов и возрождение геополитического могущества государства с легитимным самовыражением других этносов, населяющих державу. Идея евразийства - это не латание дыр и не компромисс взаимоисключающих антагонистических сил, это продуманная система выстраивания межэтнической политики в целях укрепления нашей геополитической идентичности и планетарной мощи и (вместе с тем) создание наиболее благоприятных условий для развития этнической самобытности.
Евразийский ответ на события в Кондопоге должен быть выражен снятием табу и запретов с пропаганды "национализма любви" и позитивных форм русской, великоросской национальной идентичности. Позитивный результат не замедлит появиться, поскольку человек, который следует традициям, приучается к ним в семье, школе и в обществе, просто не может презирать или ненавидеть этнические традиции других народов. Но сегодня большинство русских оторвано от своих корней. Поэтому сохранение идентичности других народов в ситуации, когда сами они ее стремительно теряют, вызывает злобу, раздражение, а иногда и ненависть.
Так уж сложилось исторически, что собственные корни, собственные традиции были у русских фактически отняты. Им было запрещено поднимать вопрос о своем этническом наследии, а те, кто этому противился, попадал под репрессии. Необходимо снять эти запреты и вывести из темного подполья чувство национальной гордости великороссов.
С другой стороны, это чувство национальной гордости должно сопрягаться с углубленным знанием этнических культур и истории этносов, населяющих Россию и братские страны ближнего зарубежья. Надо уметь отличать чеченца от азербайджанца, азербайджанца от армянина, армянина от аварца, лезгина от якута, таджика от узбека. Это совершенно разные народы с разной историей. Некоторые из них являются гражданами России и имеют полное право на проживание в ней, другие - друзья и гости из ближнего зарубежья. Хотя совсем недавно и на протяжении долгих веков они все были гражданами единой страны.
Есть в сегодняшней России представители других народов, которые никогда не проживали с россиянами в едином государстве, например, китайцы. И модель типичного поведения каждого из этих этносов требует от великороссов совершенно специфического отношения. Но, с другой стороны, эти этносы, перемещаясь на территории компактного проживания великороссов, обязаны изучать основы российской культуры, следовать традициям и устоям коренного населения, приспосабливаться к ним, чего гости не делают сплошь и рядом.
"Крымская правда": Другими словам, главный вызов России сегодня - это национализм в любых его проявлениях?
Александр Дугин: Да, это то, что может быть в том числе использовано ее противниками в период 2007-2008 годов.
Россия во все времена - полиэтническое государство. А этническая культура - очень тонкая вещь, в которой значение имеет не просто внешний вид, но еще и манера поведения, взгляды, жесты, интонации. Если мы хотим, чтобы гостей в российских городах и селах принимали с распростертыми объятиями, с русским радушием, они должны учитывать этнический настрой населения. По меньшей мере примиряться с ним, адаптироваться к местным условиям. Точно так же, как русские, приезжающие в места компактного проживания других этносов, обязаны изучать нравы, обычаи этих народов и примеряться к ним.
Всех нас спасут только любовь к собственным этническим корням и выработка последовательной и гармоничной государственной этнической политики.
Карельская история свидетельствует, что такое время пришло, что больше тянуть невозможно, поскольку ситуация, которая сложилась в социуме Кондопоги, и этнически, и психологически проецируется на всю Россию (а поскольку это имеет непосредственное отношение и к странам постсоветского пространства, то и на них). Кондопога может стать началом пути в бездну. В силу того, что путь межэтнических столкновений - это путь к распаду, к концу России, к утрате ею, ее народом ведущих позиций в мировой геополитике.