Конфликтующие стороны вежливо принимают их к сведению и продолжают старую политику - до принятия новых резолюций, опровергающих предыдущие. По мнению тех же наблюдателей, если в вопросах Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья Запад искренне желает помочь руководителям Грузии и Молдовы, учитывая антироссийскую направленность их политики, то в вопросе Нагорного Карабаха все обстоит иначе. Не случаен, видимо, и тот факт, что карабахские представители все реже и реже присоединяются к совместным инициативам трех других непризнанных государств. А если и присоединяются, то с большой неохотой и на уровне не первых лиц, а замминистров и начальников госуправлений.
Как известно, сформированный по инициативе западной дипломатии ГУАМ должен был по нехитрому замыслу его создателей стать альтернативой СНГ и торпедировать деятельность Содружества на всем постсоветском пространстве. Многочисленные просчёты атлантических стратегов привели к тому, что из этой аббревиатуры вскоре выпало одно «У»: руководители Узбекистана первыми осознали, что вашингтонские кукловоды обязательно сместят их с должностей, несмотря на их первоначальную готовность присягнуть на верность Западу. Сегодня многие аналитики всё чаще склоняются к той мысли, что в ближайшем будущем ГУАМ может окончательно трансформироваться в ГУМ, поскольку политика двойных стандартов используется именно по отношению к Азербайджану. По всей вероятности, понимают это и в Баку, посему и не стремятся в омут с головою, несмотря на членство в этой аморфной организации.
Руководству Азербайджана и впрямь есть над чем призадуматься. Дело не только в том, что последователи Линкольна и Джеферсона никогда не простят Ильхаму Алиеву ни его «московского» образования, ни его принадлежности к семье советского силовика, какие бы демократические реформы он ни проводил. Не на свои же скудные манаты существуют народные фронты, сотни НПО и СМИ, денно и нощно дискредитирующие власти Азербайджана в стране и за рубежом. Дело в том, что поощряя Баку на разнообразные общегуамовские акции, Запад, а точнее - Соединенные Штаты, одновременно выплачивают тому же Карабаху от 5 до 20 миллионов долларов ежегодно. По признанию самих властей Карабаха, во многом благодаря именно этой помощи функционирует экономика непризнанной республики.
Более того: ежегодно на территории США влиятельная армянская диаспора проводит многочисленные телемарафоны по сбору денежных пожертвований в пользу Карабаха. В 2005 году было собрано 7,7 млн., 23 ноября этого года - 13,7 млн. долларов. По некоторым сведениям, размеры собранных сумм намного превосходят декларируемые. Понятно, что в целом подконтрольная Вашингтону армянская община Америки никогда бы не смогла проводить такие широкомасштабные ежегодные акции с активным участием американского телевидения, не будь на то согласия инициаторов создания ГУАМ - властей США. Как понятно и то, куда идут эти суммы.
Здесь уместно вспомнить заявление эксперта Американского внешнеполитического совета, бывшего дипломата Уэйни Мери, озвученное в вашингтонском Университете имени Джона Хопкинса: «В последнее время в Азербайджане открыто обсуждается военный вариант решения нагорно-карабахского конфликта. Однако в этом случае победа Азербайджана исключена. Нагорный Карабах сам по себе - неприступная крепость, еще более усиленная армянскими военными подразделениями. Даже американская армия будет иметь трудности в случае ее атаки. Это мнение доминирует и в Пентагоне. С точки зрения боеготовности, армянские военные подразделения многократно превосходят ПРОТИВНИКА (подчеркнуто нами - К.А.). В случае новой военной фазы армянам для победы достаточно лишь защитить Карабах, в то время как Азербайджану необходимо будет завоевать всю её территорию, что практически невозможно». И самое любопытное: «Для решения нагорно-карабахского конфликта армянская сторона должна получить Карабах и Лачинский коридор, остальные же территории, являющиеся буферной зоной вокруг Нагорного Карабаха, должны быть возвращены азербайджанской стороне». Похоже, «крёстные отцы» ГУАМ и не помышляют о территориальной целостности своего «союзника», простите, ПРОТИВНИКА, иначе чем объяснить откровенные советы армянской стороне, как лучше организовать оборону НК?
Но не одним Карабахом вычерчивается многоликость западной дипломатии. Создатели ГУАМ наращивают широкомасштабную помощь и самой Армении, вуалируя её «дезориентирующими» пропагандистскими акциями. Скажем, за месяц до оказания помощи какая-нибудь правозащитная организация типа «Freedom House» призывает американскую корпорацию «Вызовы тысячелетия» пересмотреть программу помощи Армении в размере 235 млн. долларов за недемократическое поведение её властей. Завязывается многонедельная, подчёркнуто публичная и очень забавная перепалка между организацией и второстепенными армянскими чиновниками на тему «сам дурак!». После чего, когда информация оседает в турецко-азербайджанских умах, начинается нешумное и совершенно неафишируемое выделение этих самых 235 миллионов, предназначенных для «недемократических» властей. И что самое примечательное - аккурат перед парламентскими выборами. Чтобы «нелюбимые» Западом «недемократические» власти были «избраны» еще на один срок.
Параллельно с этим «союзники» Азербайджана, на сей раз в обличье Всемирного Банка, ратифицируют с правительством Армении соглашение о финансировании третьей программы Фонда социальных инвестиций на сумму в 33,3 млн. долларов. Отметим, что с 1992 года Армения получила от Всемирного Банка кредитов на общую сумму 952,25 млн. долларов для реализации 44 программ. Одновременно исполнительный совет Международного валютного фонда позволит Армении получить очередной кредит в размере 34,3 млн. долларов. Если ко всему этому приплюсовать выделяемые на оборону Армении государственную помощь США и многомиллионные взносы армянских нуворишей Америки, к примеру, миллиардера Кэрка Кэркоряна, единолично предоставляющего Еревану иногда до 120 млн. долларов в год, то картина станет более целостной.
В названии ГУАМ буквой «А», наверное, впору обозначить не Азербайджан, а Армению, поскольку понятно каждому, что без одобрения властей США вышеупомянутые организации и бизнесмены не выплатили бы Еревану и цента. Азербайджану же, по сути, уготована незавидная участь транзитно-сырьевого придатка и опасная роль военного плацдарма пока что против Ирана. Апологетов политики двойных стандартов мало тревожит предупреждение Тегерана о том, что ответными ракетными ударами будет снесена половина Азербайджана, куда к тому же хлынут миллионы обезумевших от страха и паники беженцев из северных районов Исламской Республики. Пожертвовать парочкой мелких государств для достижения более глобальных целей - дело привычное в новейшей истории «расы господ». В закавказском регионе акценты ими расставлены давно.
Выбор теперь - за Азербайджаном.
Василий Борисов