А вот термин "легитимность" относится к совершенно иной, гораздо менее однозначной и оформленной реальности. Легитимностью в политологии называют соответствие того или иного действия, той или иной политической фигуры ожиданиям всего народа, всего общества в целом. Легитимность, в отличие от легальности, - это не формальный закон, не четко сформулированная юридическая норма. Это совпадение фигуры правителя или какого-либо его действия с тем, что требуют от него общество, история, традиция, иногда чрезвычайные обстоятельства.
Разницу между легитимностью и легальностью можно понять на следующем примере. Правительство суверенного государства имеет право при определенных обстоятельствах начать военные действия против какой-то державы. Тогда как никакие иные организации и инстанции в суверенном государстве такого решения принять не могут. Легально начать войну имеет право только правительство. Легальность подобного акта, когда он осуществляется в соответствии с прописанными и законодательно закрепленными процедурами, не подлежит сомнению. А вот конкретное объявление войны той или иной стране при тех или иных условиях может быть как легитимным, так и нелегитимным. Если история не оставляет иного выхода или если народ, общество одобряют такой поступок правителей, не видя иного выхода, то это будет и легально, и легитимно. Примером является вступление СССР в войну против нацистской Германии. Сталин имел право начать войну с точки зрения легальности, и это было полностью легитимным шагом, подтвержденным исторической необходимостью и волей народа к освобождению от напавшего врага. В другом случае, когда войны можно избежать, но правители все же принимают решение о ее начале вопреки настроениям большинства, это легально, но нелегитимно. Таковой была Русско-японская война начала ХХ века, которую царское правительство начало вполне легально, но совершенно нелегитимно с точки зрения наших геополитических интересов и настроений народа. И наконец, в исключительных случаях, когда законная власть парализована и не способна принять решение, какие-то группы людей могут принять решение о начале боевых действий, минуя легальные процедуры, но опираясь на легитимность истории и волю народа. Таким действием было собрание ополчения в Нижнем Новгороде князем Мининым и гражданином Пожарским для борьбы с польско-литовскими оккупантами. Это было нелегально, так как противоречило воли законной власти, попавшей под инородческое влияние, но совершенно легитимно с точки зрения интересов русского народа.
Народ и история делают решение легитимным. Но народ и история постоянно движутся, никогда не стоят на месте. И поэтому все нормы права, выработанные в других обстоятельствах и в другом историческом моменте бытия народа, не могут угнаться за жизнью, всегда отставая от них. Более того, есть случаи, когда легального выхода из положения просто нет. Особенно это касается чрезвычайных ситуаций - политических кризисов, социальных волнений, природных катастроф, войн и смут.
Основное определение легитимности - это совпадение народа и власти в конкретном действии, решении, выборе. Мнение народа не всегда можно узнать с помощью регламентированных процедур - выборов, референдумов, формальных голосований. Подчас события разворачиваются столь стремительно, что на организацию подобных мероприятий просто не остается времени. Можно упустить ритм истории. И власти остается полагаться на косвенные признаки - социологические опросы, изучение настроений общественного мнения, на личную интуицию и общее понимание сути народного бытия и смысла истории.
Сплошь и рядом в истории легальная, но нелегитимная власть низвергается революционерами, которые не имеют права на восстание или бунт, но вдохновляются безмолвной поддержкой народной стихии, получают историческую национальную легитимацию. Это иногда становится первым шагом к новому праву, новому закону и новой легальности.
Легитимность - свойство настоящих органических народных демократий, которые вполне могут обходиться и без парламентов и без партий, т.е. без внешних признаков демократической легальности.
Для чего нам понадобилось проводить это различие именно сегодня? Дело в том, что приближение периода 2007-2008 годов ставит ребром вопрос о легальности и легитимности. Правление Владимира Путина счастливым образом сочетало в себе обе категории - оно было легальным по процедуре выборов и легитимным в силу одобрения его курса на возрождение Отечества и укрепление державности большинством нашего народа. Легитимность Путина была завоевана отнюдь не фактом его преемства правлению Ельцина, это, напротив, было скорее отрицательным фоном. Путин приобрел легитимность в глазах нации жестким предотвращением распада России на Северном Кавказе, готовностью возродить величие России, курсом на крепкую национальную власть и усиление позиций России в мире. Одним словом, после годов ельцинского распада это была политика реванша. Она-то и сделала Путина легитимным. Два срока пролетели незаметно именно потому, что легальная процедура переизбрания перед лицом такой устойчивой легитимности была скорее формальностью, референдумом по продлению мандата доверия. И это было логично.
А вот в 2008 году и накануне, во время парламентских выборов 2007 года, легальность и легитимность вынуждены будут разойтись. Это и есть главная политическая проблема, которую мы должны будем решить. Легальность требует от нас избрать какого-то иного президента вместо Путина, так как Конституция допускает только два президентских срока. А вот легитимностью ни один из предполагаемых кандидатов или преемников не обладает. Если мы попытаемся сформулировать специфику политики Путина в отрыве от него самого, это вряд ли удастся сделать. В глазах народа легитимен только он сам. Поэтому на какого бы преемника он ни указал, это всегда будет некто, кто стартует с позиции "нулевой легитимности". Закон легитимности в том, что она не может быть подарена и передана кому-то, все формальные процедуры ограничиваются легальностью. Президент избран в соответствии с правилами голосования, значит, он легален. Но это еще не значит, что он легитимен.
Сегодня у Путина есть лишь один способ сохранить легитимность - остаться на третий срок. А если при этом по-настоящему объединиться с Беларусью или Казахстаном, а еще лучше с обеими странами, то эта легитимность будет усилена и подкреплена волей наших народов к воссозданию великой империи. Эта та имперская легитимность, выше которой вообще ничего нет. Но на пути стоит легальность. Ее можно преодолеть, если по-настоящему верить в миссию спасения России в переломный период, если глубинно сопереживать своему народу и нести полную ответственность за исторический этап, когда мы должны выйти из пика упадка и вырождения.
Легитимность есть и будет только у той власти, которая поведет Россию к триумфу и реваншу, поставит перед собой цель нашего возвращения в ранг великих мировых держав. Перед этой целью и миссией никакие законы и правила не имеют голоса. А оформить все можно и потом в полном соответствии с требованиями легальности и правовыми нормативами. Была бы только воля.