Лидер НДП «ПРОРЫВ!» Александр Гореловский отметил: «Каждый сидящий здесь согласится, что Надежда Бондаренко – уважаемая женщина. Пётр Томайлы – тоже хороший предприниматель. Но сменить Игоря Смирнова на посту Президента ПМР они не смогут».
По словам председателя Студенческого профкома ПГУ Инны Чурсиной, в том, что победит Игорь Смирнов – никто не сомневается, пугает сама атмосфера в массах: «Люди не собираются идти на выборы, говоря: «Смирнов и так победит!». Народ необходимо убеждать идти на выборы: ещё ничего не решено. Молодёжь должна проявить на выборах максимальную активность».
Дмитрий Соин прокомментировал социологический прогноз, сделанный центром «Новый век», согласно которому явка на выборах составит приблизительно 60%, из которых где-то столько же проголосуют за Игоря Смирнова: «Я всё же думаю, что за Смирнова проголосуют примерно 80%, минимум 75%. Есть интеллектуалы, которые принципиально проголосуют «против всех», таких будет 7-8%. Противники действующего Президента наберут в своей массе 5-6%».
Политтехнолог Роман Коноплёв отметил: «Оппоненты привыкли говорить о «недемократичности» выборов в Приднестровье. Однако к выборам надо готовиться заранее. Подготовка штабов кандидатов к ним не может пройти за месяц – два. Работа по подготовке предполагает длительную стратегию, рассчитанную на несколько лет. В Приднестровье существуют оппозиционные СМИ, которые по степени своей критики действующего Президента не имеют аналогов даже в России. Все кандидаты имели бы равные условия, если бы начали двигаться вовремя. Оппоненты Смирнова и сейчас не ведут избирательную кампанию – не вкладывают деньги, не работают с трудовыми коллективами. Они избрали пассивную форму участия: «Сегодня мы заявим о себе как о политиках этим фальшивым участием, по сути лишь формальным нахождением в списке кандидатов в президенты, а на следующих выборах сложится какое-то особое сверхдемократичное общество, кто-нибудь создаст некие условия повышенной комфортности и раскатает дорожку во власть».
Правда, какие предпосылки к появлению подобного несуществующего в реальности сверхдемократичного общества, не вполне понятно. Мы провели эксперимент с созданием электронного счётчика на сайте нашего агентства, когда можно «накрутить» рейтинг за каждого кандидата, естественно, что команда Президента не занимается «накруткой». Штабы кандидатов любят играть с этим счётчиком. Вроде, как и люди заняты предвыборной агитацией, и платить не надо никому, и усилий прилагать для победы кандидата. Сиди, нажимай на кнопочку. Но это ведь не улица, не заводской цех. Это всего лишь Интернет. Что касается отказа Андрею Сафонову в регистрации – ему никто не мешал больше заплатить сборщикам за более качественный сбор подписей и проконтролировать должным образом исполнение ими своих обязанностей. Проблема снятия Сафонова находится не в политической плоскости. Это проблема менеджемента. На поддельных подписях уже никто не прокалывается в России. Пора бы и приднестровским кандидатам научиться не терять лица». По словам Коноплёва, если Приднестровье признают, и обстановка вокруг республики окончательно стабилизируется на манер спокойного, приграничного Евросоюзу суверенного государства – «ПРОРЫВ!» обязательно выдвинет свою кандидатуру, и тогда, возможно, следующим президентом ПМР станет женщина.
Редактор газеты «Новый Днестровский Курьер» Сергей Ильченко отреагировал: «Не мучьте женщину – зачем ей быть президентом?». Говоря о кандидатах на пост Президента, Сергей Ильченко отметил: «Пётр Томайлы не очень засвечивается даже в Верховном Совете. Скорее всего, ему стало просто интересно поиграть в президентские выборы. Что касается товарища Бондаренко (хоть она мне и не товарищ) – любая компартия, когда получает власть, теряется. Коммунисты – это всегда и везде (включая и Республику Молдова, да и Россию после 1917 года) деструктивный, разрушительный, протестный электорат. Одной только вспышкозапускательской демагогии, рассчитанной на популизм, для конструктивной, созидательной работы – мало. То, что у нас нет альтернативных кандидатов – грустно. Для политического процесса нужно зло. Отсутствие альтернативной программы создаёт апатию, отсутствие красок».
Дмитрий Соин отметил: «Вопрос с явкой значительно сложнее. Если мы за ближайшие 12 дней не сможем резко взвинтить кампанию – вы увидите значительную разницу с тем, что видели в сентябре. 16 лет назад достаточно было выпустить газету «Бастующий Тирасполь», где каждый миллиметр текста был руководством к действию. Сегодня ситуация иная: если не проводить концертов, дискотек, спортивных соревнований и диспут-клубов – молодёжь не придёт на выборы. В этой связи можно только поприветствовать совместную акцию студенческого профкома ПГУ и ММК «ПРОРЫВ!», которые провели агиткампанию, собрав несколько сот молодых человек на дискотеке. Агитационные молодёжные поезда – это отлично, но параллельно необходимо развивать и другие направления».
С этой позицией полностью согласился комиссар молодёжного антифашистского движения «НАШИ» Константин Голоскоков: «В любой современной избирательной кампании необходим элемент шоу. Сейчас я этого не вижу. Если нет драйва – молодёжь ничто не сможет завести».
Дмитрий Соин привёл пример выборов в Южной Осетии в 2001 году, когда фаворитами в предвыборной гонке считались действующий президент Людвиг Чибиров и лидер влиятельной тогда компартии Южной Осетии Станислав Кочиев. Все решили, что победит один из этих двух кандидатов, но неожиданно третий, мало кому известный 36-летний кандидат нанимает 5-6 джипов и 3-4 ресторанных ансамбля из Северной Осетии. Он превратил избирательную кампанию в одну большую дискотеку. Фактически он победил ещё в первом туре, но ему сбавили проценты, но во втором туре он победил безусловно. Он смог раскрутить себя настолько, что девушки помадой писали ему записки. Имя этого человека сегодня известно всем – Эдуард Кокойты, победивший на последних президентских выборах в Южной Осетии с 99% голосов. По словам Соина, специфика мышления самих пенсионеров – «пусть молодёжь порулит». Если пожилые люди увидят, что молодёжь намерена идти на выборы – явка повысится. Мы должны разъехаться по всей республике на машинах, тракторах, телегах, тачках, дрезинах – и везде должны мелькать молодые лица. Все знают, что гарантирует существование Приднестровья – суверенитет, возможность учиться на родном языке и получать диплом российского образца, российское гражданство.
Сергей Ильченко привёл в пример собственный опыт: «В Кишинёве был заметен странный феномен – ХДНП способен вывести на любые акции по 20-30 студентов. Это организация, владеющая умами молодёжи. И примечательно то, что ХДНП на выборах по Кишинёву берут мало – за них голосуют в сельской глубинке. А всё потому, что большая часть студентов – иногородние. Их очень легко раскрутить на протест. Они ехали домой и рассказывали то, что им вбивали в головы на митингах. В результате один активный студент приносил ХДНП по 5-6 голосов».
Дмитрий Соин привёл в качестве примера тот факт, что блок «Молодая гвардия», выдвинул 6 человек на выборах в Тираспольский горсовет, из которых победили 4, а один из них впоследствии стал депутатом Верховного Совета: «За них голосовали пенсионеры. Пожилые хотят доверить свою судьбу молодым. В парламенте становится всё больше молодых лиц».
Лидер ММК «ПРОРЫВ!» Алёна Аршинова отметила: «Я рада за Россию – там политика становится делом молодых. То же самое касается Украины, где политикой активно занимаются братья Кличко. Нам удалось раскачать ситуацию и в Приднестровье, где политическая ситуация довольно сложная. Вся молодёжь Приднестровья – в политике благодаря «ПРОРЫВУ!». Многие поддерживают «ПРОРЫВ!», кто-то его ругает – но никто не может игнорировать нас».
Лидер Армянской общины ПМР Николай Сеферьянц отметил: «Референдум показал, что самые активные у нас – 18-35-летние. 40-45-летние проявили куда меньшую активность. Что касается опроса «Нового века» - надо ещё разобраться, кто его проводил. От лица Армянской общины Приднестровья хочу заявить: армяне Приднестровья проголосуют за Игоря Смирнова, другого лидера у нас нет».
Комиссар Евразийского союза молодёжи Владимир Букарский подчеркнул, что выборы в Приднестровье имеют важнейшее геополитическое значение: «Приднестровье – ключевая точка в геополитическом узле региона. Российский философ Александр Дугин отметил абсолютно верно: Приднестровье, Абхазия и Южная Осетия – геополитические форпосты России. Однако в Южной Осетии наличествует жёсткий этнический конфликт: там все понимают, что если республики не будет – придут грузины и начнут всех резать. Многие, в том числе в Молдове и на Западе, уверяют нас, что здесь этнического противостояния нет. Однако здесь есть более глубинное – цивилизационное, геополитическое противостояние. Как совершенно правильно заметил Сергей Ильченко, молодёжь в Молдове поддерживает радикальных русофобов – ХДНП во главе с Юрием Рошкой. Эту партию характеризует крайняя ненависть к России и всему русскому, стремление втянуть Молдову не только в Румынию, но и в блок НАТО. Эти молодые студенты, которые сегодня зажигаются от речей Рошки на митингах – завтра будут определять политику Республики Молдова. О том, какое будущее уготовано Приднестровью в рамках «общего государства» - можно сформировать впечатление, посетив хоть одно заседание Объединённой контрольной комиссии. Там сидит не быдло с митинга ХДНП – там присутствуют ответственные люди, занимающие высокие должности.
Члены делегации Молдовы открыто говорят своим коллегам из Приднестровья по миротворческой миссии: «подождите, придёт время – и мы с вами будем разбираться». То же самое сказал и молдавский политолог Оазу Нантой на Круглом столе в ПГУ: «Откройте Уголовный кодекс Республики Молдова – и найдите там своё место». Приднестровье в глазах радикально прозападной элиты Молдовы – «форпост ненавистной России». Поэтому приднестровцы должны понять: Игорь Смирнов – это не только гарантия их независимости, но и их личной свободы, и даже жизни».