Министр иностранных дел Гела Бежуашвили в ходе недавнего визита во Францию заявил следующее: «Нельзя экономическими санкциями и полной блокадой давить на страну для достижения политической цели, которая состоит в том, чтобы Грузия сменила свой внешнеполитический курс». Далее Бежуашвили предлагает французским коллегам задуматься над тем, почему одна страна региона, имея в виду Армению или, допустим, Азербайджан, что не суть важно, получает газ по низкой цене, а другая, то есть Грузия - по высокой.
Ответ на него российская сторона дала еще до прибытия главы МИД Грузии в Париж. Скажем, в случае с Арменией, куда газ будет поступать по цене 110 долларов за тысячу кубометров, имеет место компенсационное соглашение по активам. Что касается Азербайджана, то недавнему визиту президента Ильхама Алиева в Москву наверняка предшествовала активная и синхронная двусторонняя работа, увязанная со стратегическими интересами сторон как в области нарастания торгово-экономического оборота, так и по реализации совместных планов по накоплению и поставкам энергоносителей. Как бы там ни было, а продающая сторона, видимо, все-таки вправе идти на некие льготные условия в тех случаях, когда они не теряют экономического смысла, а рассчитаны на стимулирование сотрудничества в целом, в том числе и политического. Впечатление, что Грузия становится все более изолированной от этих процессов, вряд ли обманчиво.
Заместитель председателя правления компании «Газпром» Александр Медведев, отметая обвинения грузинской стороны, заявляет, что решение по ценам принято не сейчас. С самого начала, по его утверждению, было известно, что существующие с прошлого года цены будут действовать лишь до конца нынешнего года, а с 2007-го они будут пересматриваться. Однако на фоне массовой депортации граждан и всех «блокадных событий», ставших реакцией Москвы на несдержанные выступления и действия высоких руководителей Грузии, подобные разъяснения тбилисским политикам кажутся не вполне убедительными.
Между такими цифрами, как 110 и 230, разница неимоверная, если учитывать, из скольких тысяч кубометров состоят поставки газа. «Свобода, интеграция с Европой и НАТО дороже!» - в духе ныне стареющих ура-патриотов начала 90-х выкрикивал парламентский вице-спикер, больше дорожащий, наверное, собственной карьерой, чем кровеносными сосудами сограждан, рискующих остаться зимой без тепла в квартирах. Кстати, пока нет ответа на вопрос, готовы ли частные компании продавать населению газ по ныне действующим тарифам или тарифы эти будут пересмотрены? Как тогда платить за топливо семьям с низкими доходами, и захочет ли государство компенсировать компаниям разницу в стоимости, если тарифы повысятся? Ответ, очевидно, зависит от результатов переговоров с потенциальными поставщиками.
Для партнеров Грузии по ГУАМ - Азербайджана и Украины - свобода не менее важна. Тем не менее обе страны с января 2007 года будут получать российский газ по вполне приемлемым ценам, не превышающим 130 долларов. Потому что они действительно решили дорожить обретенной независимостью.
Шаги, предпринятые в последнее время властями Украины, указывают на кардинальные изменения во внешней политике этой страны, что стало возможным как благодаря появлению Виктора Януковича во главе правительства, так и вследствие его взаимопонимания с Виктором Ющенко, пересмотревшим после «оранжевых эмоций» свое отношение к тому, чем же должна сегодня Украина заниматься в первую очередь. Достаточно сказать о новом соглашении, которое предусматривает увеличение, и значительное, экспорта российской нефти в Украину. После этого недавнего события украинские аналитики считают вполне обоснованными даже прогнозы, предсказывающие скорый выход Украины из ГУАМ.
Наверняка озабочены этой ситуацией в Вашингтоне. С формальной точки зрения, действия Януковича и не возражающего Ющенко, который играет на политической сцене Киева уже не первостепенную роль, удивляя пассивностью всех революционных «товарищей», ведут ГУАМ к неизбежному распаду. Реальность такова, что Янукович (скажем так - вместе с Ющенко) снял у Киева длительную головную боль, обеспечив на целых три года свою страну газом по самой льготной цене. Еще несколько месяцев такое себе трудно было представить. Оказалось, что можно.
В прогнозируемый распад ГУАМ, очевидно, свой вклад поневоле сделала и Грузия. Политолог Рамаз Климиашвили высказался в местной печати честно и с предельной откровенностью: «Нельзя исключить, что членов этой организации не устраивает именно слишком радикальная позиция Грузии. Им это явно не нравится. Страны ГУАМ, остальные три, не желают уже портить, обострять отношения с Россией, поскольку, во-первых, это не имеет никакого здравого смысла, а, во-вторых, на примере Грузии они увидели, к каким тяжелым результатам могут придти и все они тоже».
Слава Церетели