Попытки привнести гражданские элементы в просвещенно-монархическом обрамлении (Петровские реформы) привели к невиданной "рабовладельческой" диктатуре дворян, бездонному отдалению правящего класса от народных слоев; то же самое в радикально-демократическом исполнении дал большевизм со всеми присущими ему эксцессами. Но и при таких кровавых и жестких методах народная евразийская стихия находила способы трансмутировать основы гражданских реформ, навязать режиму определенные евразийские, автохтонные черты.
"Магаданская правда": Другими словами, вы говорите о разных патриотизмах, противопоставляя конституционный некоему истинному? Такое возможно? Где в этой классификации простой российский гражданин?
Александр Дугин: Нельзя забывать, что идеи конституционного патриотизма являются прямым продуктом Великой французской революции наряду с другими ее фундаментальными принципами: государством-нацией, гражданским обществом, правовым государством. Идея абсолютизации статуса "гражданина" как автономного и атомарного индивидуума, движимого эгоизмом и агрессивностью, была принята за правовую и мировоззренческую основу в Западной Европе и США, но для нашей этики, для нашей культуры это "волчье" общество глубоко отвратительно, совершенно неприемлемо и непременно будет отторгнуто. На такой базе никакой гармоничной и действенной национальной политики выстроить невозможно. Те, кто всерьез настаивает на этой идее, ведут дело к серьезному гражданскому конфликту.
"Магаданская правда": То есть как всегда: у России свой путь и гражданское открытое общество не для нас, и, наоборот, оно вредно сегодня для России?
Александр Дугин: Да, социальная политика на основе концепции гражданского общества не только не решит проблем сепаратизма и этноконфессиональных трений, но и еще усугубит их. Навязывание искусственной модели конституционного патриотизма и гражданского общества безмерно усилит сепаратистские тенденции любого рода и будет лишь препятствовать реальному единению народов России. Против этой модели восстанут органичные цивилизационно-уникальные секторы реальной России, отказывающиеся от превращения своей самобытности в абстрактную, неблизкую им и непонятную догму. Реализация этого проекта и есть Соединенные Штаты с их этноплавильным котлом...
На следующем этапе возникнет порочная альтернатива в российской политике: атлантистский централизм (гражданское общество) против евразийского регионализма (вплоть до сепаратизма) - и эта дилемма не имеет позитивного решения. В данном случае условием интеграции будет утрата идентичности, деисторизация, денационализация России, а идентитаристские тенденции будут ориентированы в антицентралистском, антифедеральном ключе. Нельзя исключить, что одной из задач нынешних строителей гражданского общества как раз и является провоцирование распада России, разведение по разные стороны баррикад двух органичных импульсов, которые должны в теории быть гармоничными и взаимодополнять друг друга. Сторонники ускоренного внедрения гражданского общества аргументируют свой проект, в частности, тем, что такой подход отнимает у сепаратизма правовую базу, поскольку юридически нации и народности вообще лишаются каких-либо политических прав, какой-либо субъектности. Такой план на самом деле представляет собой экстремистскую утопию, обреченную на провал. В настоящий момент самосознание отдельных народов и национальностей, входящих в состав РФ, столь развито, что они ни в коем случае не согласятся на такой поворот. Вместо того чтобы противодействовать сепаратизму регионов, проект гражданского общества взорвет Россию.
"Магаданская правда": Какие государственные шаги, меры можно принять в этой связи? И какие ведомства вообще должны решать сложившуюся (по разным причинам) ситуацию с межэтническими отношениями?
Александр Дугин: Передача межнациональных и миграционных вопросов в ведение МВД может быть оценена двояко. Сегодня межэтнические отношения в России давно переросли уровень гуманитарно-социальный и стали проблемой политической, относящейся к вопросам национальной безопасности страны. Поэтому ликвидацию Миннаца и Эмиграционной службы и переход их основных функций в ведение МВД можно расценить как нормальный, даже позитивный факт, но только при том условии, что МВД придется пересмотреть ряд своих функций. В таком случае общая структура МВД должна серьезно трансформироваться, включив в себя ряд областей, связанных напрямую с национальной безопасностью, которые сейчас находятся в ведении ФСБ, но недостаточно активно курируются (в том числе и из-за отсутствия четкой юридической проработанности полномочий в этом вопросе). Это предполагает, что МВД должно заниматься напрямую не только гражданскими и уголовными вопросами, но и отчасти геополитикой. Если события будут развиваться в этом направлении, то это будет позитивным моментом. С другой стороны, если истолковать данное ведомственное преобразование как результат влияния строителей гражданского общества, то это, напротив, окажется выражением полного пренебрежения к национальной политике со стороны государства, опускающего эту важнейшую политическую тему до уровня банальной юридически-правовой гражданской процедуры.
"Магаданская правда": СМИ много пишут о проблемах иммигрантов в Российской Федерации. А имеет ли вопрос этнических проблем русский ракурс? Русские эмигранты сегодня - это не проблема для принимающего, а также для нашего государства?
Александр Дугин: Чисто теоретически русские эмигранты, проживающие в дальнем зарубежье, могли бы стать агентами внедрения в России норм гражданского общества, так как сама их ментальность уже неизбежно впитала в себя западный код. Однако, когда мы переходим к практике, возникают три серьезных момента, которые сводят на нет эту теоретическую возможность. Во-первых, русским, освоившим и впитавшим как нечто позитивное и "развитое гражданское общество", нет никакого резона возвращаться в Россию, где до такого общества еще очень далеко, а на самом деле, если говорить честно, то оно вообще никогда не будет построено. Следовательно, большинство искомых типов останется на Западе. Их принудительная репатриация, по понятным причинам, исключается. Во-вторых, русские - очень пластичная нация, которая легко интегрируется в иную социально-культурную систему. Проникаясь гражданским обществом, они перестают быть русскими (что логично, так как этничность не обладает здесь юридическими правами), и, в отличие от других этносов (китайцев, армян, греков, евреев и т. д.), естественная национальная или расовая солидарность в нашем случае почти полностью отсутствует. В-третьих, те зарубежные русские, которые действительно заинтересованы в контактах с Россией, как правило, горячие русские патриоты, которым, именно потому что они русские патриоты, гражданское общество должно быть глубоко отвратительно. Они никак не будут способствовать строительству гражданского общества, так что придется их потом искусственно и грубо замалчивать, как Солженицына. Поэтому на практике архитекторы гражданского общества вряд ли смогут серьезно опираться на русских за рубежом.
"Магаданская правда": Если подытожить наш сегодняшний разговор и идеально сформулировать цель нашей национальной политики и свести, говоря языком бизнеса, дебит с кредитом, то что получается?
Александр Дугин: Пожалуйста. Единственно правильным решением может быть только "евразийский федерализм": сочетание стратегической интеграции (основанной на геополитических континентальных принципах) с многообразием этнокультурных, региональных, конфессиональных и иных автономий, каждая из которых образует элемент внутренней многополярности, основанной на разнообразных моделях коллективной самоидентификации, закрепленных в правовой системе. Аналоги такого подхода мы видим в прошлом - принцип "империи", включающей в свой состав различные "царства" и "княжества". В настоящем к этой модели постепенно эволюционирует Евросоюз, когда на месте европейских государств-наций постепенно заново возникнут народы как политические и правовые субъекты (французы, англичане, итальянцы, немцы и т. д). "Евразийский федерализм" соответствует и стремлению народов России, шире - Евразии, к сохранению идентичности, в том числе и юридической (так как они становятся субъектами Федерации), и стратегическому, геополитическому единству государства, перерастающего узкие и отжившие рамки государства-нации и эволюционирующего в Евразийский союз (с параллельной интеграцией со странами СНГ).