Так что продвижение столь милой их сердцам идеи атлантической интеграции пробуксовывает на жирных черноземах Малороссии. А тут еще все сильнее звучат мысли о необходимости воссоздания Союза. Пусть Витренко, громче всех вещавшая о дружбе с Россией, в Раду не попала. Но идея-то жива. Тем более что согласных с созданием однополярного мира во главе с Америкой не так и много. По сути, сейчас, прикрываясь словами о борьбе с международным терроризмом, США ведут борьбу со всем миром за установление своей гегемонии. И, к сожалению, фронт сегодня проходит и через Украину. По одну сторону баррикад стоят те, кто надеется вписаться в "золотой миллиард", по другую те, кто пытается жить своим умом, не глядя на Вашингтонский обком.
Соответственно появляется и идеология, противостоящая давлению атлантизма. И все больше людей склоняется к мысли об опасности однополярного мира. К числу таких людей относится Александр Дугин - философ, основатель современной школы российской геополитики, основоположник неоевразийства и теоретик "консервативной революции".
Русский философ весьма близок с президентом Казахстана и является советником высокопоставленных политиков Российской Федерации. Кроме того, недавно на базе созданного Дугиным "Международного евразийского движения" был создан союз молодежи, призванный бороться со всевозможными цветными революциями. Именно в тренировочном лагере этой организации, разбитом во владимирских лесах, нам удалось встретиться с Александром Гельевичем. Он согласился дать интервью, хотя буквально за пять минут до нашей встречи отказал нескольким русским журналистам, которым пришлось уехать, сделав всего несколько кадров из-за забора.
"Город": Насколько мне известно, кроме распространения идей вы занимаетесь и реальной политикой. Вы возглавляете организацию, действующую не только в России, но и на всем пространстве бывшего Советского Союза.
Александр Дугин: Да, международное евразийское движение действует даже не только в СНГ, а имеет филиалы во многих странах. Например, во Франции, Италии, Турции, Иране, США. Даже в Японии есть люди, которые интересуются евразийством. Их очень много в мире, и наше движение объединяет их. Да, это некая политическая философия, которую можно назвать философией многополярного мира и региональной интеграции. Мы видим будущий мир состоящим из нескольких крупных имперских образований.
"Город": Империя - это условное название?
Александр Дугин: Конечно, можно назвать их большими пространствами. Теория Карла Шмитта, на которой основана такая политология, утверждает, что в современном мире национальное государство не может существовать. Оно должно интегрироваться с другими, сходными по уровню развития, чтобы создать минимальный необходимый субъект. Как в свое время создавались национальные государства, когда их масштаб был достаточен для геополитической субъектности, сегодня этот масштаб недостаточен.
Национальные государства возникли как продукт распада империй, а сейчас империи воссоздаются на новой основе как результат кризиса национальных государств, которые больше не могут справиться со своей функцией. Единственный вопрос в том: империя или империи. С моей точки зрения, это и есть основной вопрос двадцать первого века. Если мир будет многополярным, то будут существовать несколько империй, если однополярный, то только одна империя, ядро которой составят золотой миллиард и мировая периферия. Вот между двумя этими глобальными мировоззрениями и разворачивается борьба. Евразийцы яснее всех остальных антиглобалистских, антиамериканских сил формулируют не только критику однополярного мира и американской глобальной империи, но и предлагают альтернативу.
Кроме того мы поддерживаем русское правительство и боремся с его врагами. Возможно, мы идем в авангарде этой борьбы и наиболее жесткими мерами противодействуем оранжевой угрозе и либеральным козням, которые они строят против возрождающейся России. Есть территории, которые буквально оккупированы идейными врагами евразийства.
"Город": Вы имеете в виду Украину?
Александр Дугин: В некоторой степени Украину, лучше даже будет сказать "оранжевую Украину". Но также мы имеем в виду Грузию и Молдавию, которые через вхождение в "содружество стран демократического выбора" заняли откровенно антироссийскую и антиевразийскую позицию. Поэтому в таких регионах мы учим людей сопротивляться, бороться, отстаивая евразийские идеи. Конечно, в первую очередь легитимными способами. Но когда возникает ситуация, выходящая за рамки закона, как она вышла во время оранжевой революции, тогда начинают действовать воля, сила и решимость. В данном случае евразийские силы тогда, во время оранжевой революции не были достаточно представлены. Это была ошибка, поскольку этот безумный третий тур выборов был совершенно нелегитимен. И здесь все решила решительность оранжевых активистов. А антиоранжевых активистов было на самом деле совсем немного, буквально, как говорят, кот наплакал. Соответственно наша задача - готовить евразийских активистов, которые будут действовать в легальных ситуациях легальными методами, а в нелегальных - нелегальными методами. Это кстати, касается России, потому что если здесь ситуация выйдет за рамки, мы будем действовать любыми средствами исходя из интересов нашего государства, его территориальной целостности.
"Город": Как я понял, у вас достаточно сильный интерес к событиям на Украине. Тогда может быть, вы поделитесь своим видением перспектив украинской политики.
Александр Дугин: На территории современной Украины сейчас решается судьба евразийства и атлантизма. Это "окопы Евразии", где решается ее судьба. Если Украина целиком вступает в НАТО, то этим она наносит колоссальный удар по интересам Евразийского пространства и фактически обрекает большую часть населения Украины на атлантистское иго. Причем большинство населения Украины - это тот же народ, что и в России. Это будет катастрофа, так что вступление в НАТО - худший сценарий из всех возможных. Это будет полная реализация замыслов Бжезинского. В таком случае Украина будет противостоять не только России, но и Европе. Потому что ее историческая роль - стать мостом между Европой и Россией, быть интегральным участником процесса общеевразийского взаимопонимания. И если она вступит в НАТО, она будет выведена из этого процесса. При таком развитии событий я предвижу необходимость противодействия всеми методами - от референдума и вплоть до акций гражданского неповиновения: всеобщей забастовки, перекрытия трасс теми политическими силами, которые не допускают такого сценария. Если же Украина вступит в НАТО, минуя референдум, то я думаю, что в этом случае Украина распадется, и удержать ее будет невозможно.
Второй сценарий заключается в том, что Украина пойдет в сторону России. Если Янукович сдержит свои предвыборные обещания, то Украина будет дружественной России европейской страной. В этом случае мы будем поддерживать эту существующую ситуацию и помогать этим силам. Если Западная Украина выберет западную интеграцию, а Восток, соответственно, восточную либо в качестве самостоятельной Восточноукраинской государственности, которая будет либо дружественной России, либо войдет в Россию, то в данном случае мы будем отстаивать восточные интересы. Сейчас трудно делать прогноз по Украине. События могут пойти по нескольким сценариям. Я предполагаю, что удержать единство Украины, вводя ее в НАТО, невозможно. Как только власть навяжет вхождение в Североатлантический альянс, это будет означать конец суверенной Украины.
Я также сомневаюсь, что Украина целиком может стать пророссийской под влиянием Януковича. Хотелось бы, конечно, но это маловероятно. Слишком сильны на Украине западенские настроения. Честно говоря, я думаю, что рано или поздно Украина определится с двумя идентичностями. Может, это будет в варианте федерации, конфедерации или даже создания двух государств на ее территории. Это должны решить сами украинцы. Я не хочу заниматься предрешенчеством, но, с точки зрения геополитики, разнородность двух частей Украины обрекает ее на распад. Особенно при такой радикализации, какая была во время оранжевой революции. Нужно быть готовыми к этому процессу.
"Город": Насколько я знаю, вы и ряд ваших сподвижников лишены права на въезд на Украину. Так ли это?
Александр Дугин: Многим деятелям ЕСМ, включая его лидера, официально запрещен въезд на Украину. Я считаю это оранжевым плевком в сторону России. Все знают, что мы поддерживаем Путина. Они не могут запретить Путину, поэтому запрещают его сторонникам. Формально мне не запрещено, но я пока не пробовал въехать. По матери я украинец, и будет странно, если мне запретят съездить к родственникам в Полтаву. Непонятно, почему мне должны запрещать, тем более что я всегда корректно высказываюсь, не призываю раскалывать Украину или бороться с ней.
"Город": Как вы думаете, какие будут шаги официальной Москвы в случае вступления Украины в НАТО?
Александр Дугин: Мы отзовем экономическую поддержку Украины. В первую очередь перекроем газ. Кроме того, мягко скажу, дипломатично, в этой ситуации Москва перестанет сдерживать сепаратистские настроения в Крыму и на Восточной Украине.
"Город": Допускаете ли вы возможность создания зависимых от России Крымского государства и Донецкой республики?
Александр Дугин: Допускаю. Может быть, это будет одно государство, может, два: Восточноукраинское и Крымское. Но не Россия будет их создавать, она не будет препятствовать. Ведь не секрет, что мы сдерживаем сепаратистские, пророссийские настроения в Приднестровье, Абхазии, Южной Осетии и Крыму. Россия в 90-е годы, по сути, сохранила Украину. И если Украина вступит в НАТО, то эта поддержка будет отозвана. А это в свою очередь означает начало раскола Украины.
"Город": Можно ли говорить, что Россия начнет оказывать помощь соотечественникам, оставшимся за границами Российской федерации?
Александр Дугин: Я думаю, что это одна из важнейших задач современной российской власти. Причем это стратегическая задача, а не пиар. Можно сказать, что это приоритет политики Путина.
"Город": Кроме идеологической, вы оказываете еще какую-нибудь поддержку союзникам на Украине?
Александр Дугин: Мы помогаем людьми, знаниями, технологиями. Наши активисты, число которых растет на Украине, участвуют во многих акциях украинских организаций, высказывая свою гражданскую позицию. В конце концов, мы помогаем улучшить образ этих организаций в России. Ведь, к сожалению, в наших политических кругах существует масса предрассудков. Часто в России совершенно неправильно представляют себе ситуацию на Украине, что влияет и на принятие решений. Мы стремимся исправить искаженный образ организаций, являющихся преданными идейными, а не ситуативными друзьями России.
"Город": А кого вы относите к числу этих преданных друзей России?
Александр Дугин: Я думаю, что это ПСПУ, партия Русский Блок, Братство. Партия Регионов в своем рядовом составе - это тоже пророссийская организация.Есть, конечно, представители ее руководства, которые готовы идти на компромиссы с оранжевыми. Не исключена возможность пророссийского дрейфа Симоненко. Друзья России - это и представители экстравагантной,но очень интересной Донецкой республики, это и Русская община Крыма, и Евразийский фронт Украины.
"Город": Возможно ли под вашим влиянием создание нового мощного объединения всех пророссийских сил на Украине?
Александр Дугин: Мы ставим перед собой такую цель. Притом не в одну партию объединить их, а создать единый фронт. Мы стремимся сгладить противоречия между лидерами организаций.
"Город": Что бы вы пожелали нашим читателям?
Александр Дугин: Я думаю, нужно всем изучать геополитику и понимать, что судьба, свобода и процветание Украины достижимы только вместе с Россией. При этом европейская идентичность не только может сочетаться с российской ориентацией, она и дополняет российскую ориентацию. Единственное, чему противоречит дружба с Россией, - так это американская ориентация. Когда украинцы начнут понимать различие между геополитикой Европы и геополитикой американцев, вот тогда они и осознают важность дружбы с Россией. Знание геополитики покажет, что союз с Россией это не только прошлое, но и будущее Украины.
Интервью брал Сергей Бунтовский