Стало ясно, что момент десакрализации власти произошел не в 17 году, а в 17 веке. Результатом переосмысления стала моя статья "Яко не исполнилось число звериное", которая декларировала историческую правоту русского старообрядчества.
Вскоре состоялось мое знакомство со старообрядцами. В начале 90-ых годов я читал лекции в МГУ и после одной из них ко мне подошли представители одного из старообрядческих течений. Оказалось, они тоже с интересом следят за моим творчеством. Так я познакомился со Старой Верой. Сначала через них, потом самостоятельно узнавал главных фигурантов, начетчиков и наставников.
В конце концов, Единоверие стало той духовной нишей, что полностью интегрировала меня в Старую Веру. Теперь Старообрядчество – это моя обрядовая и духовная жизнь. Я выполняю обряды, регулярно посещаю службы, пою в церкви на крылосе и не мыслю себя вне Старообрядчества.
"Староверы": Почему Вы выбрали именно Единоверие в лоне РПЦ, ведь есть собственно старообрядческие деноминации?
Александр Дугин: Мне так близки все староверы, что, только оставаясь в Единоверии, я могу объять их всех.
"Староверы": Парадоксальная позиция...
Александр Дугин: Может быть, но Единоверие – процесс, ведущий из новообрядчества в Старую Веру. Единоверие сегодня поменяло свою функцию. Когда-то оно было призвано уводить людей из Старообрядчества, но сейчас это не так. Единоверие можно сравнить с движением от Руси Православной к Древней Московской Сверхправославной Руси. И при всей жесткости в обрядовых практиках, в моментах нравственности и морали, старообрядцы оказываются более терпимы, чем "никонианская" Церковь. Старообрядчество как бы говорит тебе – исполняй, но живи своим умом.
При этом я воздерживаюсь от полемики, какое из направлений Старой Веры лучше.
"Староверы": Что такое русское Старообрядчество сегодня? Каково его значение для России?
Александр Дугин: Старая Вера – это традиционализм, перенесенный на русскую Землю. Староверы – соль русского народа. Они сохранили самые глубинные, сущностные черты. Без возрождения Старообрядчества, без взращивания, пусть иногда искусственного, тех ростков Старой Веры, что есть в России нельзя говорить о Руси Православной. Другими словами, Россия не возродится без Церкви, а Церковь не возродится без Старообрядчества.
Это самая крайняя позиция в возрождении Русского народа как Богоносного. Я убежден, что невозможно возрождение Руси без освоения дораскольной Традиции.
"Староверы": Благодарю за беседу!
Беседовал Александр Трифонов