Организация, названная аббревиатурой, состоящей из первых букв названий государств-участников (Грузия, Узбекистан, Украина, Азербайджан и Молдавия), была создана в 1997 году а качестве антитезы ЕврАзЭС и представляет союз тех стран СНГ, которые выступают против новой евразийской интеграции и против усиления позиций России на постсоветском пространстве. пространстве. Деятельность ГУУАМ - это прежде всего экспорт уже триумфально начавшихся «цветных революций» на постсоветском пространстве и дальнейшие планы по изменению влияния России на постсоветской территории. По сути, волна цветных революций и есть геополитическая победа пинии ГУУАМа, торжество дезинтеграции и начало ликвидации СНГ.
В геополитике не бывает пустого места и то, что выходит из-под влияния евразийства – переходит под контроль атлантизма. Соответственно территория ГУУАМа становится зоной стратегического присутствия США и НАТО.
Лидеры, пришедшие на волне цветных революций, этого и не скрывают, ставя своей главной задачей вступление в НАТО и интеграцию в "западный мир". Их волнует не столько сближение своих стран между собой с целью сотрудничества и укреплений взаимосвязей, сколько выработка консолидированной позиции в отношении Москвы и других стран евразийского ядра. Очевидно, что основные указания будут получены из другого центра в качестве директивы. Сами же ''оранжевые" лишь "договариваются", каким образом они будут их исполнять, и нет никаких гарантий, что расширение зоны влияния атлантизма в СНГ завершилось и оранжевые процессы не перекинутся завтра в Белоруссию, Таджикистан, Армению, да и саму Россию.
И вот Каримов, президент страны, которая долгое время дистанцировалась от евразийского интеграционного блока в лице России, Казахстана, Беларуси, Киргизии и Таджикистана, резко меняет ориентацию и переходит в лагерь евразийцев. После 11 сентября 2001 года Ташкент пошел в сторону США и предоставил военные аэродромы американцам для вторжения в Афганистан, откуда, кстати, исходила прямая угроза национальной безопасности Узбекистана. Но сближение с США не принесло никаких результатов. Более того, косвенный американский след узбекские власти обнаружили а прошлогодних событиях в Андижане, когда эта страна столкнулась с восстанием радикальных исламистов. После этого Каримов сделал резкий разворот а сторону России.
На саммите стран - членов Шанхайской организации сотрудничества Узбекистан предложил вывести все военные базы США с территории Центральной Азии, а спустя полгода он становится полноценным участником ЕврАзЭС. Быстрый, эффективный и блистательный демарш! Серьезная, решительная победа евразийства.
Кроме того, вступление Узбекистана в ЕзрАзЭС сделало ненужным существование другой интеграционной структуры более локального масштаба – Организации центрально-азиатского сотрудничества. Она была создана по инициативе главного "мотора" всех интеграционных процессов на постсоветском пространстве президента Казахстана Нурсултана Назарбаева специально, чтобы включить в интеграционный процесс Ташкент, чей лидер тогда упорно не хотел сближаться с Россией. Трудно переоценить значение случившегося.
Во-первых, Узбекистан является одной из самых политически активных стран Центральной Азии, занимая стратегически ключевое положение в регионе и имея серьезный экономический потенциал. Само по себе, это уже значительно укрепляет экономические и военно-политические позиции евразийцев.
Во-вторых, это замечательный прецедент и пример успеха итерационных процессов: еще одна страна демонстрирует, что выбирает пути восстановления утраченного цивилизационного единства. И это не может не влиять на другие страны СНГ, которые колеблются или занимают пока еще антиросснйскив позиции.
В-третьих, это важная моральная победа. Долгие годы лидер Узбекистана старательно уклонялся от евразийства, подчеркивая в этом свое отличие от соседнего Казахстана и его лидера Нурсултана Назарбаева. Теперь лед тронулся, и интеграция осознается не как казахстанская или российская идея, а как проявление свободной воли суверенных государств и народов, стремящихся к укреплению своей государственности и повышению эффективности своей экономики.
Александр Дугин,
руководитель Центра геополитических экспертиз
экспертно-консультативного совета
по проблемам национальной безопасности
при ГД РФ