Станислав Белковский, глава Института национальных стратегий: Я думаю, что Янукович не обманул никого, он был честен как с Фрадковым, так и с Ющенко. Янукович говорит, что не отказывается от идеи государственного статуса русского языка, а я, например, не отказываюсь от идеи полета на Луну. Другое дело, что я понимаю, что на Луну я никогда не полечу.
Точно так же Янукович понимает, что при его жизни русский не получит статус государственного. Мы выросли в стране, в которой все держалось на таких идеях, например, мы до 1991 года не отказывались от идеи построения коммунизма, однако знали, что при нашей жизни он построен не будет.
Русский язык может получить только официальный статус на уровне регионов Украины, и это – сценарий компромисса на ближайшие 10 лет.
Михаил Леонтьев, телевизионный комментатор: Янукович никого не обманывал. Не понимаю, почему ему нужно было навязывать этот идиотский «универсал». Понятно, что Янукович не может отказываться от требования государственного русского языка, потому что это – требование его электората.
Люди, подписавшие «универсал», понимали, что это – пустая «писюлька». Но сейчас заявление Януковича будет разыгрывать и та, и другая сторона.
Я думаю, что Януковичу говорить пророссийские лозунги гораздо продуктивнее на Украине, а не в России. Потому что его электорат пророссийский.
Можно представить, что если Россия откажет Януковичу на просьбы об экономических преференциях, он вернется на Украину и скажет: «Вот, Россия нас бросила». Такой вариант возможен теоретически, но он не продуктивен. Это означает, что он сам обречет себя на роль аутсайдера.
Александр Дугин, директор Центра политических экспертиз: Янукович никого не обманывает. Но его позиция очень сложна: он имеет поддержку Востока Украины и поддержку Москвы, но не имеет поддержку Запада. Януковичу не позавидуешь, он сейчас в том же положении, что и находился Кучма: он пытается совместить несовместимое, примирить раскалывающуюся Украину. Страна распадается на глазах, Янукович делает последние попытки сохранить единую Украину. Но компромисс практически исчерпан, и единой Украине осталось жить считанные годы, а, может, и месяцы.
Подготовил Михаил Рябов