В то же время у евразийского полюса есть вариант контригры - признание существующих де-факто новых независимых государств, ориентируемых на Москву (Приднестровье, Абхазия, Южная Осетия). Как известно, Приднестровье первым готовится использовать Косовский прецедент, объявив о проведении референдума 17 сентября. Теракты в Тирасполе могут быть направлены на раскол приднестровской элиты и дестабилизацию внутриполитической обстановки в республике, дабы лишить Евразийский полюс возможности контрудара в ответ на независимость Косово.
"Евразия": Как Вы думаете, зачем президент РМ Воронин ездил в Москву после столь длительного перерыва и серьёзного ухудшения отношений между РФ и Молдовой? На что он рассчитывал и каковы по вашим оценкам результаты прошедшего визита?
Владимир Букарский: Воронин летел в «кремлёвскую Каноссу». Россия отказалась от многолетней стратегии игры в геополитические поддавки с проамериканскими режимами на постсоветском пространстве. В ответ на блокаду Приднестровья Россия впервые за долгие годы задействовала почти все рычаги влияния на Кишинёв. В первую очередь это касается импорта в Россию молдавской плодоовощной и алкогольной продукции, на чём в значительной степени держится экономика этой республики.
Воронин рассчитывал в очередной раз усыпить бдительность Москвы и с помощью благоприятной риторики ("мы не входим в НАТО") добиться, как минимум, снятия сельскохозяйственной блокады, а как максимум, сдачи Приднестровья. Однако президент Владимир Путин повёл себя по принципу: "Ты сер, а я, приятель, сед". Вопрос поставлен чётко: "Снимаете блокаду Приднестровья - мы продолжаем разговор". Для Воронина уступить в этом вопросе - значит, лишится власти. Переговоры закончились практически ничем. Стороны не подписали ни одного совместного документа. Воронин вернулся в Кишинёв не солоно хлебавши.
"Евразия": Возможно ли ожидать улучшения обстановки на приднестровско-украинской границе после избрания премьер-министром Украины Виктора Януковича? Каковы в целом перспективы приднестровско-украинских отношений после произошедших на Украине изменений, связанных с возвращением Януковича во власть?
Владимир Букарский: Нынешнее правительство Украины - худший из всех возможных вариантов: использование экономического потенциала Юго-Востока для поддержания атлантического курса Киева. Я думаю, этот курс будет актуальным в течение ближайших лет, с корректировкой на необходимость диалога с Москвой в целях балансировки цен на энергоносители. Министром иностранных дел Украины остался Борис Тарасюк - настолько радикальный атлантист, что на нём негде ставить клеймо. Уже прозвучало заявление о том, что Украина не собирается менять порядок прохождения грузов через границу. Посол Украины в Македонии Виталий Москаленко уже озвучил американскую идею о том, что "Косово не является прецедентом для Приднестровья и Абхазии". Поэтому в отношении какого-либо улучшения отношений и снятия блокады я пессимист. Остаётся надежда на то, что Россия на переговорах с Януковичем выдвинет снятие блокады в качестве условия низких цен на углеводородное сырьё. Не следует забывать и об ущербе блокады для экономики самой Украины: порт Рени на Дунае уже скоро полгода как не работает. Но пока в президентском кресле сидит Ющенко, а в украинском МИДе - Тарасюк, я пессимист.
"Евразия": Что даст Приднестровью, намеченный на 17 сентября референдум? Окажется ли достаточным волеизъявление граждан Приднестровья на референдуме для выхода республики из международной изоляции и для признания её независимого статуса легитимным?
Владимир Букарский: Проведение референдума окажет содействие дополнительной консолидации приднестровского общества и предоставит легитимацию позиции Приднестровья на переговорах. И, самое главное, референдум - это прекрасный шанс для России признать независимость Приднестровья.
"Евразия": Какие государства на Ваш взгляд смогут найти в себе политическую волю пойти вразрез с предвзятым отношением ряда влиятельных западных стран и организаций и признать результаты предстоящего референдума?
Владимир Букарский: Я очень надеюсь, что такой страной будет Белоруссия - она уже давно противостоит "предвзятому отношению" всего евроатлантического мира. Такой страной может стать Армения - перед этим государством точно так же стоит на повестке дня вопрос признания самоопределения Карабаха. Но, в первую очередь, такой страной просто обязана стать Россия. Это её историческая территория, обагрённая кровью русских воинов. Здесь живут граждане России. Здесь люди за право быть частью Большой России готовы умереть с оружием в руках.
"Евразия": Ожидается ли на референдуме присутствие международных наблюдателей?
Владимир Букарский: Безусловно. Для наблюдения за ходом референдума были приглашены многие авторитетные международные организации по контролю за выборами (в частности, CIS-EMO). Заявки на участие в мониторинге выборов подали ещё десятки общественных организаций из России, Украины, Белоруссии, Молдовы, Израиля, других уголков мира.