Это понимали и в Вашингтоне. Поэтому историки утверждают, что, опасаясь потерять и эту территорию, как они потеряли влияние на значительной части Европы, американцы спешно застолбили Японию двумя ядерными ударами, как бы присвоив себе лавры победы над агрессором. Тем более что как раз в эти дни в Потсдаме договаривались о послевоенном устройстве мира страны - победительницы во Второй мировой.
Кроме того, США, нанеся первый в истории человечества ядерный удар, продемонстрировали всему миру, кто заказывает музыку. Это дало Вашингтону определённое преимущество перед СССР, однако ненадолго. Началось изнурительное состязание ядерных арсеналов. Мир не успел оглянуться, как в клуб счастливых обладателей оружия массового уничтожения вошли Франция, Великобритания, Китай, Индия, Пакистан. За клубной дверью, как бы нелегально, исподтишка, собственной бомбой обзавелись Израиль и Северная Корея. Казалось, эпоха дележа и пересмотра границ закончилась, однако новым оправданием стремления США к мировому господству стало магическое слово «нераспространение». Во имя этого Америка вторглась в Ирак, пытается повлиять на Пхеньян, который очень стремится попасть в закрытый клуб. Первым на мушке Иран, который отверг предложения предоставить ему мирную ядерную технологию в обмен на прекращение собственных работ по обогащению урана.
В любом случае ядерная бомбежка мирных городов была самым настоящим преступлением века. И стоит в одном ряду с ужасами Дахау и Освенцима или смертоносным духом ГУЛАГа. Невозможно осуждать страшные преступления одних и творить самим нечто подобное. Так постепенно стирается грань между добром и злом. Если совершенное американцами не признать преступлением против человечества и фактом геноцида японского народа, о праве судить государства и политические режимы за их преступления стоит забыть.
А в 1993 году Генеральная Ассамблея ООН постановила ежегодно отмечать девятого августа день коренных народов мира. В России проживает около трехсот тысяч представителей коренных народов. К ним относятся ительмены, эвены, коряки, алеуты, чукчи, эскимосы, чуванцы, юкагиры, эвенки, ненцы, ламуты, вепсы, ижорцы и множество других народов. ООН обратила внимание на проблему этих народов, потому что они находятся сегодня в повышенной зоне риска.
Эти небольшие этносы продолжают до сей поры жить так же, как жили тысячелетиями их предки. Сохраняют неизменным древний уклад быта и стародавние обычаи. Они смогли сохраниться в эпоху колонизации и модернизации. Как правило, они обитают в глухих и труднодоступных местах - в сибирской тайге, в арктической тундре или в вечных снегах Чукотки. И там цивилизация их обходила. Но сегодня, в эпоху глобализации, над этими хрупкими островками давнего прошлого нависла серьезная угроза. Глобальная информационная система достигла и их, и совершенно очевидно, что прямой контакт с извращенной и пресыщенной современной цивилизацией, с псевдокультурой постмодерна и безграничного индивидуализма стремительно разрушит эти крохотные анклавы сопротивления древней традиции, последние крепости настоящего фундаментального консерватизма.
К коренным народам - аборигенам - принято относиться «свысока», как к детям, больным или недоразвитым. Отсюда несколько лицемерный пафос профессиональных защитников «прав человека» и привычные анекдоты про чукчу. Само же слово «абориген» звучит почти как «орангутанг». Но на самом деле оно образовано от латинского выражения ab origines, то есть «от истока». Аборигены - народы, которые живут на своей земле «от истока» мира, тщательно соблюдая правила и законы предков. В таком отношении к «коренным народам» проявляется все высокомерие так называемого «цивилизованного человечества», «развитого человечества».
Цивилизация несет в себе отказ от традиций, отрыв от собственных корней, забвение обычаев и культур, расставание с родной землей. Получается, что цивилизованные народы противопоставляются коренным народам, а значит, цивилизованные народы «не коренные». Этот неожиданный вывод напрашивается сам собой по мере размышления об этом странном празднике, введенным 12 лет назад Генеральной Ассамблеей ООН.
В том, что ООН хочет все же помочь коренным народам, защитить их, сохранить их самобытность угадывается смутное подозрение: а может быть, именно эти народы и сохранили первозданные ценности в нетронутом виде? Может быть, их отношение к природе, друг к другу, к своим культам и своим жертвоприношениям является в чем-то более полноценным и гармоничным, чем истеричная фрагментарность современного технического человека?
Да, цивилизация дает комфорт и множество технических преимуществ. Но она постепенно разлагает душу человека, отрывает его от окружающего мира, погружает в оболочку искусственных эфемерных предметов, ситуаций, состояний… И жители современного мегаполиса тщетно пытаются воссоздать утраченное через красочные шоу, экстравагантные наряды, экзотические танцы…
Французский философ Жан Жак Руссо говорил о «добром дикаре». На современном языке это означает, что «коренные народы» представляют собой более цельные, свежие и живые типы и характеры, чем люди технотронной цивилизации.
Но, увы, возможность жить по законам предков этим народам дается ой как не просто. Сегодня мало кто помнит, что именно чукчи более всех остальных аборигенов Северо-Восточной Евразии сопротивлялись казацкому покорению Сибири, проявляя чудеса храбрости и воли, отказываясь Санкт-Петербургу платить ясачную дань. Этот народ сильных и храбрых воинов русскую власть признал одним из последних. Позже, кстати, чем чеченцы.
Глобализация грозит не только «коренным народам», но и всем остальным - если, конечно, они хотят сохранить и укрепить свою национальную самобытность. Каждая нация - даже очень большая - в истоке своем была когда-то этносом, племенем, а значит, имела корни. И когда вокруг нас активно создается единый космополитический мир мы, русские, огромный народ, оказываемся в том же положении, что и крохотные этносы Евразии - эвены, коряки, алеуты, чукчи, эскимосы, чуванцы и юкагиры… В конце концов, мы тоже жили на наших землях испокон веков, у нас есть свои обычаи, свой язык, своя культура, своя традиция, свои обряды. Пока еще есть. Мало, но есть. А значит, в чем-то этот праздник и наш. Ведь мы тоже коренной народ. И теперь мы оказываемся в одной лодке, по одну сторону баррикад с малыми этносами. Россия не всегда была к ним справедлива и достаточно учтива. Многое можно поставить в вину государству. Но все же в целом в русском государстве большинство «коренных народов» Евразии выжили и сохранились. Что, согласитесь, немало. И сейчас в новых условиях забота о них со стороны России - это категорический императив.
Каждый народ, как говорил немецкий философ Гердер, - это «мысль Бога». Если какой-то народ - даже самый маленький - исчезает с лица земли, что-то бесконечно важное пропадает во Вселенной. Что-то, что невозможно вернуть.