Архивы Евразии
13.08.2005 - "Материальный, но не духовный прогресс" - Восток на позициях Запада - беседа с шефом московского бюро телеканала "Аль-Джазира"
|
История старообрядчества такова, что в середине 17 века в России начались трагические события - проведение церковной реформы, когда многие русские люди воспротивились этому начинанию. Кто-то пересмотрел свои взгляды, а кто-то бежал туда, где было возможно сохранить свою веру в первоисточнике. В самой России древнеправославных «раскольников» наказывали - вплоть до сожжения заживо. Вот и бежали старообрядцы из родных мест, захватив с собою только детей, иконы да книги.
Сохранить и продолжить
Именно так в нашу Латгалию пришли предки многих и многих даугавпилчан. И нашли здесь новый дом, построили молельные дома, с крестом и небольшой часовенкой (в основном, деревянные). Итак - вплоть до 1795 года, когда земли Прибалтики присоединили к огромной Российской империи и староверам запретили строить храмы. Правда, уже хотя бы не жгли...
На конференции был зачитан интересный доклад, посвященный как раз данной теме. Прозвучали и интересные «мелочи». Например, в церковь было запрещено приходить в красных сапогах, рубахах и платках. А непосещавших молельню отлучали от церкви или же назначали им покаяние – 300 поклонов оземь. Известно, что перед Второй Мировой войной в Латвии проживало около 100 тысяч старообрядцев. К началу XXI века здесь насчитывалось от 60 до 80 тысяч старообрядцев, объединенных в 68 общин. Только на территории Даугавпилса действует шесть староверских общин.
Феномен привлекает
Надо отметить, что феномен старообрядчества, его устойчивый менталитет привлекают все больше исследователей и в Латвии, и в Евросоюзе. Староверы озабочены сохранением своих духовных ценностей и продолжением традиций. Так, было решено возобновить старообрядческое училище для подготовки кадров церковнослужителей. И способствовать укреплению христианской семьи, патриархальных устоев - следуя Священному писанию и традициям, когда браки возможны только между мужчиной и женщиной и никак иначе!
Важную тему поднял старообрядческий иконописец из Вильнюса Георгий Иванов: множеству древних староверских икон давно уже необходима реставрация, а реставраторов-староверов, к сожалению, в Прибалтике нет. Не хватает и иконописцев. Стоит отметить, что староверские иконы сохранили особый древнерусский шарм, где церковность гармонично сочетается с тонкостью и проникновенностью. надо отметить и факт, признанный всеми исследователями: среди староверов во все времена уровень образованности всегдабыл очень высоким. Даже в 18 веке среди староверов было трудно найти неграмотного. При этом именно староверы являлись истинными хранителями исконной русскости.
Староверы идут в свет
В прежние времена староверские общины частенько наделяли эпитетами: замкнутые, уединившиеся в своей культуре. Но теперь применять эти определения к староверам не актуально. Латвийцы-староверы столь же активны, как и приверженцы прочих религиозных конфессий.
Не случайно конференция завершилась «круглым столом», на котором представители старообрядческой общественности могли обсудить волнующие проблемы с депутатами Сейма и самоуправления (Алексей Видавский, Александр Голубов, Василиса Пудовкина по своим религиозным воззрениям – староверы). Нынешние депутаты используют опыт и наработки депутатов-староверов 20-30 годов прошлого века. Сошлись на том, что специальную партию староверов организовывать не стоит, а вот призвать прихожан активно участвовать в политической жизни страны, идти на выборы - жизненно необходимо. Ведь кто же сделает нашу жизнь лучше, если не мы?!
Кстати
К сожалению, урон репутации староверия Латвии принес открывшийся недавно скандал в Рижской Гребенщиковской старообрядческой общине. Некоторые члены этой общины заявили, что в ходе неких махинаций община понесла значительный денежный ущерб. Отметим, что данная община одна из самых известных в Латвии. Ей принадлежат значительные площади земли непосредственно в столице нашего государства. Община славится и тем, что в довоенной Латвии содержала богадельню на 200 обездоленных, сиротский детдом, училище и школу, раздавала хлеб голодающим. “Наша Газета” надеется, что произошедший раздор в рижской староверской общине – исключение, а не правило. И что ситуация будет исправлена. А значит репутация остальных общин впредь не пострадает, наоборот – своим примером они будут способствовать исключительно росту престижа данной религиозной конфессии среди жителей Латвии и Европейского Союза в целом. Впрочем, прошедший Собор – яркое тому подтверждение.
Елена Гедюне
|