И, в-третьих, и сам В. Путин, и находившиеся в Санкт-Петербурге министры обороны РФ Сергей Иванов и иностранных дел Сергей Лавров самым категоричным образом заявляли, что Москва намерена последовательно защищать интересы своих граждан, будь то в Приднестровье, или Южной Осетии, или в каком-нибудь другом из «непризнанных» государств СНГ. Более того, когда практически сразу же после саммита «Большой восьмёрки» под эгидой Президента России состоялся и неформальный саммит глав государств-членов Содружества, то ведь и тогда М. Саакашвили попытался разыграть «свою игру», вначале демонстративно собравшись лететь в Россию, а затем «из аэропорта» вернувшись в свою резиденцию.
Затем грузинская сторона эскалировала принятие своим парламентом одностороннего решения о выводе миротворцев СНГ/ООН (а российские военнослужащие, находящиеся в зоне абхазо-грузинского конфликта, обладают именно таким мандатом) и России/ОБСЕ (в зоне осетино-грузинского конфликта). Причём грузинские парламентарии «дали задание» своему правительству обеспечить исполнение решения в двухмесячный срок. То, что Грузия не имела никакого права принимать такое решение, даже доказывать не стоит - ведь если под документами о вводе того или иного миротворческого контингента стоят подписи ВСЕХ конфликтующих сторон, то и решение об их выводе или замене на другие контингенты может быть только многосторонним.
В этой ситуации вся возня с «погоней за неуловимым» сваном Эмзаром Квициани (мы не ставим под сомнение, что этот человек действительно выступал в Кодори с неким антиправительственным демаршем), как показали дальнейшие события, нужны были Тбилиси для того, чтобы создать очаг войны в Абхазии - ведь всё же в административно-территориальном плане Кодорское ущелье является частью Абхазии, а не непосредственно Грузии. Что означает перевод в Кодори так называемых «органов легитимной власти Абхазии в изгнании», если Тбилиси знает, насколько это не воспринимается абхазской стороной, считающей этих лиц военными преступниками, виновными в развязывании войны в Абхазии?! Только одно - Грузия стремится спровоцировать абхазские власти. Чтобы потом и самой начать «ответные действия». Абхазов могут обозвать и «международными террористами», и «криминальным режимом» - грузинская сторона готова пойти на всё, лишь бы чужими руками подавить соседний народ. Столько лет Тбилиси именно этого добивался и от командования миротворцев, и от руководства России - чтобы русские военные взяли на себя сугубо полицейские функции в зоне конфликта и начали бы в одностороннем порядке насильственно разоружать абхазскую сторону. С Россией, да и СНГ в целом, такая «игра» у руководства Грузии так и не вышла. Но сейчас у Тбилиси «иные Боги» - США, НАТО, Европейский Союз, на худой конец. В этих «божественных инстанциях» М. Саакашвили явно обещали некие «международные полицейские силы», как мы и писали в течение текущего года, рассматривая возню руководителей стран-членов антироссийского блока ОДЭР-ГУАМ вокруг вопроса о формировании «гуамистских» миротворческих войск...
В этом плане показательно мнение вице-президента Академии геополитических проблем РФ генерала Леонида Ивашова, и мы считаем, что в его слова необходимо внимательно вчитаться: «В целом, нужно отметить военную активизацию Саакашвили и его администрации, собственно говоря, на всём пространстве Грузии. Видимо, взят курс на силовое решение. Но поскольку грузины самостоятельно не могут вернуть Абхазию и Южную Осетию, значит, необходимо просто спровоцировать конфликтную ситуацию, запустить развитие конфликта, довести его до точки кровопролития, а затем пригласить натовцев для урегулирования. Поэтому мы слышим требования о выводе российских миротворцев с одновременным наращиванием военных провокаций. И то, что происходит в Кодори, происходит в рамках общей такой «операции провокации», я бы так её назвал. То, что грузины оттуда не уйдут и сделают там свой опорный пункт для давления на Абхазию, для возможных вылазок против Абхазии и для более активного вовлечения России в эту конфликтную ситуацию, это видно по всем действиям, которые Саакашвили предпринимает после встречи с президентом Бушем накануне «восьмёрки». Перевод так называемого «правительства Абхазии в изгнании» в Кодорское ущелье, о котором заявил Саакашвили, повлечет за собой и перевод туда так называемых «партизанских отрядов». Это будет такая опорная военно-политическая база, откуда будет оказываться соответствующее давление, будут постоянные провокации со стороны «Белого легиона», да и других так называемых партизанских отрядов, которые есть ни что иное, как спецподразделения грузинских вооружённых сил. Мы должны давать себе ясный отчет, что Саакашвили и его команда не сделает ни одного шага без согласия Вашингтона или без приказа. И, конечно, получив команду, он, по-видимому, может перейти и в наступление, попытаться захватить Абхазию. Слабина абхазской стороны по отношению к грузинам - это море, прежде всего. Я в марте находился в Абхазии и лично наблюдал, как военный катер грузинский подошёл, пострелял в воздух прямо у пляжей, а затем развернулся и беспрепятственно ушёл. То есть будет предпринята попытка высадки с моря с одновременным наступлением со стороны Кодорского ущелья и через мост Ингури. С технической точки зрения, я думаю, что вот такие провокационные военные действия могут случиться именно летом. Но развитие ситуации на 80% будет зависеть от политики России. Если Россия будет себя также пассивно вести, ограничиваясь заявлениями или только лишь учениями, то это будет только поощрять грузинское руководство к военным провокациям, к военным действиям. Есть экономические и политические, наконец, военные рычаги. Кроме того, мощный рычаг - это признание независимости Абхазии. Нам нужно запустить процесс, пусть окончательного решения не принимать, но готовиться к этому. На такие провокационные действия нужно жёстко отвечать, только так можно остановить развитие ситуации к военной катастрофе».
Генералом Ивашовым изложен примерный план военной кампании Грузии против Абхазии, и не исключено, что подобный же план готов и для Южной Осетии. Не зря в течение последних нескольких дней власти и военные органы Южной Осетии с тревогой сообщали, что грузинская военная авиация совершает несанкционированные облёты зоны конфликта. Осетинские военные и органы безопасности прекрасно понимают, что происходит: грузины проводят рекогносцировку местности, на которой затем могут начаться военные действия. И понятно, почему практически все осетинские силовые структуры уже давно приведены в состояние повышенной боеготовности, почему участились контакты между всеми «непризнанными» государствами СНГ, которые, словно предчувствуя подобный поворот событий, заранее договорились о полной координации действий и взаимовыручке, если агрессивные силы в Грузии и Молдовы всё же попытаются возобновить войны.
Конечно, с трудом верится в то, что Грузия в состоянии одновременно начать и вести две войны. Но не зря Л. Ивашов предупреждал, что официальному Тбилиси готовы оказать - и именно военную помощь (неважно, как это будет обставлено и внешне выглядеть - в конце концов, повоевать за грузин могут и «сводные отряды» американских и турецких военспецов или же те из чеченских бандитов-отморозоков, которые не захотели прислушаться к последнему призыву, например, властей РФ и Чеченской Республики сложить оружие после уничтожения Шамиля Басаева, ведь абхазские источники указывают, что в ходе «операции МВД» в Кодори были замечены и чеченцы!) - антироссийски настроенные круги Запада. В этом случае война «на два фронта» со стороны Грузии уже становится вполне реальной возможностью.
Да, власти Абхазии тоже настроены решительно. И их демарш против участия со стороны Грузии в недавних переговорах в рамках четырехсторонней встречи представителя так называемого «правительства в изгнании» был реалистически воспринят - и Россией, и наблюдателями ООН, решивших, что официальный Сухум совершенно прав: во-первых, операция в Кодори была проведена в нарушение всех предыдущих договорённостей, и грузинские силы должны быть незамедлительно выведены из ущелья; во-вторых, лицо, участвовавшее в войне против абхазов, не должно участвовать в переговорах.
Сообщения от 29-30 июля просто ужасающие. Так, М.Саакашвили распорядился строить в Кодори военный аэородром и иные именно военные инфраструктуры. И это для восстановления «мирной жизни» в Кодорском ущелье?! Согласно заявлению замминистра обороны Абхазии Закана Нанбы, Грузия, выводя полицейские силы из региона недавних «боёв с Квициани», вместо них перебрасывает в верхнюю часть Кодорского ущелья специальные армейские подразделения. «Грузия продолжает нарушать Московское соглашение «О прекращении огня и разъединении сил» от 1994 года. По нашим данным, в верховья Кодора вводятся подразделения инженерно-саперных войск, ПВО и других родов грузинской армии. Кроме того, в эту зону совершают полеты и боевые вертолеты», - сказал он. Замминистра обороны также сообщил, что «в населённых пунктах Чхалта, Омаришара, Ажара, Сакен, Генцвиши разворачиваются военные комендатуры».
30 июля грузинская сторона предприняла первую попытку начать создавать благоприятный информационный повод для того, чтобы возобновить войну против Абхазии. Именно грузинские информационные источники в тот день запустили «в оборот» сообщение о том, что якобы в ночь с 29 на 30 июля с абхазской стороны было произведено несколько выстрелов в направлении села Чхалта в Кодорском ущелье. По сообщению грузинской телекомпании «Рустави-2», снаряды упали на административной границе села, но, мол, никто не пострадал. Несмотря на то, что подобные провокации продолжались в течение всей ночи, заявляла эта телекомания, грузинские военнослужащие на них не реагировали. По данным телекомпании, в Кодорском ущелье, в нейтральной зоне, российские миротворческие силы открыли еще три поста вдобавок к имевшимся двум. Подразделения МВД Грузии также охраняют весь периметр контролируемой территории, в Кодори сохраняется спокойная обстановка и продолжается распределение гуманитарной помощи.
Грузинская сторона вновь «обвиняет» и абхазов, и миротворцев. И не трудно предугадать, как по нарастающей будут увеличиваться подобного рода обвинения, обвинения с более «ужасным» смыслом во все последующие дни. И, на наш взгляд, трудно вообще как-то связывать, скажем, отставку замгосминистра по вопросам урегулирования конфликтов Гиоргия Хаиндравы с тем, что в Тбилиси был или не был «военный переворот» и якобы к власти пришла «партия войны». Ещё после убийства премьера Зураба Жвания мы выдвигали версию, что после этой трагедии вероятность возобновления войны станет более реальной. Такие подозрения усилились, когда М. Саакашвили фактически изгнал из правительства и «француженку» Саломэ Зурабишвили, во многом сдерживавшую и уравновешивавшую «ястребов Тбилиси», да и самого грузинского президента.
Нынешнее развитие событий и в Грузии, и в зонах абхазо-грузинского и осетино-грузинского конфликтов уже доказывает верность нашей версии. Ещё после устранения двух вышеназванных фигур из высшего руководства в Тбилиси круги, близкие к М. Саакашвили, взяли курс на возобновление обеих войн. И, судя по всему, «добро» от США получено. Не зря же обострение ситуации и в целом эскалация напряжённости были предприняты грузинской стороной именно тогда, когда Израиль неадекватно среагировал на мелкий инцидент на юге Ливана. Создаётся такое впечатление, что, демонстрируя свою линию поведения в случае с очередным арабо-израильским конфликтом, США как бы говорят той же Грузии: наблюдайте! Если и вы проведёте такие операции, как Израиль в Ливане, то Вашингтон будет реагировать точно так же! Мы дадим вам «время» на восстановление территориальной целостности Грузии. Действуйте именно как Израиль...
Что ж... Язык для разговора с таким «соседом» по региону, как Грузия, может быть только один - тот самый, который избрал для себя официальный Тбилиси, язык ультиматумов, подкреплённых угрожающими действиями и приготовлениями. Вот только жаль тех простых, рядовых граждан и самой Грузии, и сопредельных государств, в первую очередь - Абхазии и Южной Осетии, которые неминуемо будут гибнуть в результате явно провокационной и антикавказской политики режима М. Саакашвили. Понятно и то, что внутри Грузии на сегодняшний день нет такой консолидированной политической силы, которая бы остановила зарвавшихся мизантропов, упивающихся собственной безнаказанностью и милитаристски-реваншистским угаром. Неужели нашему седому Кавказу предстоит пережить ещё и ещё раз трагедии - трагедии простых людей, теряющих безвозвратно своих сыновей и дочерей, отцов и матерей?!
Сергей Шакарянц