В Гагаузии, за период нахождения её в составе независимой Республики Молдова:
- значительно снизилось промышленное производство, разрушено сельское хозяйство, резко снизилось ВВП;
- многократно снизился жизненный уровень народа;
- положение с развитием и изучением гагаузского языка всё ещё остаётся на недопустимо низком уровне, что может привести к его ассимиляции и исчезновению;
- резко усилились тенденции межнациональной и межконфессиональной розни.
В 80-е годы прошлого столетия процесс развала Советского Союза вызвал у народа Гагаузии необходимость активизировать борьбу за сохранение своей национальной идентичности, культуры, языка и традиций. Во главе этих процессов встало Народное движение «Гагауз Халкы», которое объединило под своими знамёнами практический всё население в местах компактного проживания гагаузского народа. Одной из основных причин обострения межнациональных отношений в бывшей Молдавской ССР явилась политика оголтелого национализма и шовинизма, проводимая, в то время руководящими кругами Республики, которая взяла курс на выход из состава Союза ССР и объединение с Румынией.
Защищая свои естественные права и законные интересы, население мест компактного проживания гагаузского народа на своём Чрезвычайном съезде, 12 ноября 1989 года, образовало Гагаузскую Автономную Советскую Социалистическую Республику (ГАССР) в составе Молдавской Советской Социалистической Республики (МССР). Однако, руководство МССР, не только не признало право гагаузского народа на самоопределение, но и повысило агрессивность своих действий по отношению к народу Гагаузии, применяя репрессии против его лидеров и грозя всему народу физическим истреблением. Фактически был начат процесс геноцида по отношению к гагаузскому народу, вылившемуся в организацию Правительством РМ похода «волонтёров», при поддержке вооружённых полицейских, на Гагаузию для покорения или уничтожения гагаузского народа. Ярким доказательством такой государственной политики Молдовы по отношению к гагаузскому народу являлись плакаты, вывешенные на стенах Парламента РМ: «Лучший гагауз-мёртвый гагауз», «Дадим гагаузам по 2 метра земли для могилы». Руководство Республики Молдова до сих пор публично не осудило этих действий и не принесло извинения народу Гагаузии за деяния, совершённые в отношении мирных жителей Гагаузии. Это навсегда останется чёрным пятном в истории народов, как независимой Молдовы, так и Гагаузии.
Принятием Парламентом Республики Молдова 23 июля 1990 года Постановлений о незаконности и недействительности Пакта Риббентропа-Молотова и признании недействительным закона Союза ССР от 2 августа 1940 года об образовании МССР, высший законодательный орган Республики Молдова фактически ликвидировал не только МССР, но и Молдову, как государственно-правовое образование. Этим решением Парламент Республики Молдова фактически вернул Молдову в положение Бессарабской провинции в составе Румынии, существовавшей в соответствии с решениями Сфатул Цэрий от 1918 года. Именно поэтому Румыния отказывается подписать с Молдовой Базовый политический договор и принять закон о делимитации государственных границ с РМ.
В соответствии с нормами международного права и действовавшими на тот момент, законами Союза ССР, учитывая реально складывающуюся обстановку, Чрезвычайный съезд полномочных представителей гагаузского народа 19 августа 1990 года принял Декларацию о свободе и независимости гагаузского народа от Республики Молдова и образовал Гагаузскую Республику в составе Союза ССР. Решения съезда о создании Гагаузской Республики были закреплены результатами всенародного Референдума, проведённого в местах компактного проживания гагаузского народа.
Съезд гагаузов мира констатирует, что при распаде Союза ССР и образовании СНГ не было принято никаких нормативно-правовых актов о том, сколько независимых государств должно образоваться на месте бывшего СССР, т.е. не был определён порядок и право народов бывшего СССР на самоопределение. В то же время Декларация об образовании СССР и Конституция СССР - предусматривали право народов на самоопределение.
Молдова не входила в состав СССР, как самостоятельное государство, а была образована в составе Союза ССР путём слияния административных районов Бессарабии и МАССР, внутри СССР. Поэтому абсолютно не правомерно утверждение нынешнего руководства РМ о сохранении каких-либо границ и территориальной целостности Молдовы, так как на период включения Бессарабии в состав СССР не существовало такого государства, как Республика Молдова.
Изложенное выше позволяет констатировать: нет никаких юридических оснований для непризнания прав гагаузского народа на самоопределение (от 19 августа 1990 года), равно как и права народа Приднестровья (от 2 сентября 1990 года) и, собственно права народа Республики Молдова, реализовавшего это своё право только 27 августа 1991 года – через год после образования Гагаузской Республики и Приднестровской Молдавской Республики. В мировой практике имеется опыт мирного разрешения подобных вопросов в аналогичных ситуациях.
Отмечая не завершённость политико-правового оформления геополитических результатов распада Союза ССР, Съезд считает необходимым и правомерным признание международной правосубъектности всех государств, образованных в результате распада Союза ССР, в соответствии с волеизъявлениями их народов, реализовавших международно-правовой принцип – право народов на самоопределение.
Без подобного признания нельзя применять по отношению к любому государственно-правовому образованию, созданному на территории бывшего Союза ССР в результате его распада, такое понятие, как «сепаратизм».
Следует подчеркнуть, что до 1994 года население Гагаузии не участвовало в проводившихся выборах в органы власти и управления Молдовы, представители Гагаузии не принимали участие в принятии Конституции Республики Молдова.
Съезд гагаузов мира констатирует, что в 1994 году руководство Гагаузской Республики, желая все спорные вопросы решить мирными политическими средствами, заключило с руководством Республики Молдова политический Договор, оформленный в виде закона «Об особом правовом статусе АТО Гагаузия (Гагауз Ери)» от 23 декабря 1994 года. Республика Молдова, в соответствии с данным законом, обязалась быть гарантом исполнения данного закона и соблюдения всех прав и свобод АТО Гагаузия (Гагауз Ери).
Однако по сей день руководство Республики Молдова умышленно и преднамеренно нарушает и игнорирует положения указанного закона, фактически препятствуя его введению в действие в полном объёме. Руководством РМ игнорируются и грубо нарушаются права Гагаузии на участие в выработке и осуществлении внутренней и внешней политики Республики Молдова, по вопросам, касающихся её интересов, в результате чего не учитывается мнение народа Гагаузии в определении приоритетов развития Республики, определяющего будущее всех и каждого. Руководством Молдовы открыто и цинично нарушается право Гагаузии формировать свой бюджет из всех видов платежей и осуществлять взаимодействие бюджета Гагаузии с бюджетом Молдовы в виде фиксированных платежей. До сих пор в Гагаузии нет ни одного дошкольного, школьного или высшего учебного заведения на родном языке гагаузов. Единственный Гагаузский Национальный университет, открывшийся в 2001 году, через год был вынужден приостановить свою деятельность из-за принципиального отказа руководства Молдовы выдать лицензию на право деятельности этого учебного заведения. В то же время Президент Молдовы В. Н. Воронин в публичных заявлениях цинично называет себя «Гагаузом №1». Имеют место волюнтаристские, вводимые в одностороннем порядке руководством Молдовы, изменения в Закон об особом правовом статусе АТО Гагаузия (Гагауз Ери), приведшие к полной потере экономической и политической самостоятельности Автономии, закреплённые в указанном законе.
Кроме того, имеются сведения, что, желая окончательно уничтожить само молдавское государство, нынешний режим Молдовы проводит сепаратные переговоры по объединению Молдовы и Румынии без ведома и согласия народа Гагаузии и других народов Буджака. Над Гагаузией нависла реальная угроза оккупации, причем действия нынешних властей Молдовы ясно показывают, что любые попытки выразить свое право на самоопределение будут жестоко подавляться.
В этих условиях у Гагаузии возникает естественное право и необходимость денонсировать политический Договор, заключённый между руководством Гагаузской Республики и Республики Молдова в 1994 году и самому определять в дальнейшем пути своего развития.
Позиция народа Гагаузии осталась неизменной – за приоритетное развитие многовековых и традиционных связей с Россией и тюркским миром, за реальный интернационализм и дружбу народов, за развитие гагаузского языка и культуры.
Аналогичные вопросы возникают и у гагаузских диаспор в других странах СНГ и мира в целом. Гагаузия - крупнейшая компактно проживающая диаспора гагаузов не только на территории СНГ, но и во всём мире. Защита законных прав и интересов гагаузского народа на территории АТО Гагаузия (Гагауз Ери) обеспечит национальную самоидентификацию, развитие языка, культуры, традиций и истории гагаузов, проживающих в любой точке мира.
Осознавая всю ответственность и заботясь о будущем гагаузского народа, съезд гагаузов мира принимает настоящую
РЕЗОЛЮЦИЮ:
- В связи с неисполнением и фактическим отказом руководства Республики Молдова от введения в действие, в полном объёме, закона РМ «Об особом правовом статусе АТО Гагаузия (Гагауз Ери)» от 23 декабря 1994 года, считать необходимой и юридически оправданной денонсацию политического Договора, заключённого между руководством Гагаузской Республикой и Республика Молдова в 1994 году.
- Учитывая, стремление руководства Румынии и правящих кругов Республики Молдова к объединению двух государств, что является естественным правом молдавского и румынского народов, которое не может быть навязано гагаузскому народу и всему населению Буджака, начать процедуру подготовки проведения референдума о самостоятельном и независимом пути дальнейшего развития Гагаузии или территории Буджака.
- Для осуществления постоянной работы по координации деятельности, направленной на защиту интересов народа Гагаузии и гагаузов мира, а также для подготовки и проведения всенародного референдума в Гагаузии, создать Постоянно действующий Комитет гагаузов мира.
- Обратиться к руководству России, Украины, а также Болгарии, Турции и ОБСЕ, с предложением выступить гарантами в соблюдении естественных прав гагаузского народа и всего населения Буджака на самоопределение.
- Направить данную резолюцию руководству России, Украины, Болгарии и Турции, миссии ОБСЕ в Молдове и Украине, а также в средства массовой информации.
- Обратиться к аналогичному съезду гагаузов мира, проводимому под эгидой Правительства Республики Молдова, с предложением: поддержать данную Резолюцию и зафиксированные в ней инициативы настоящего съезда гагаузов мира.