Конфронтационный фон усугубился еще более после скандального заявления министра обороны Ираклия Окруашвили. Оскорбительные высказывания по поводу «фекальных масс», которыми якобы заполнен российский потребительский рынок, вызвали в российских политических верхах (да и низах тоже!) изрядное возмущение, а в стане уравновешенной части грузинского истеблишмента воцарились неловкость и недоумение. И хотя спикер парламента Нино Бурджанадзе фактически извинилась за коллегу, заявив в российской прессе, что дипломатический язык требует тщательной продуманности, изменить что-либо было уже нельзя.
Когда главврач санслужбы РФ Геннадий Онищенко объявил о запрете на ввоз «Боржоми» (после чего, надо сказать, эту продукцию, оставшуюся на полках, российские потребители начали скупать самым энергичным образом), Бурджанадзе заявила, что новое решение есть еще один аргумент для Грузии в пользу выхода из СНГ. «Нам больше нечего делать в этой организации», - заявляют депутаты и правящей фракции, и оппозиционеры, оскорбленные униженностью популярных грузинских брендов.
На протяжении последних полутора месяцев главы целого ряда компаний, производящих вино, надеялись, что диалог с российской стороной все же удастся наладить. И пока оппозиционные лидеры и эксперты давали нелестные оценки «ущербным высказываниям» представителей исполнительной власти, удивляясь по поводу «невоздержанности, неэтичности и безответственности», виноделы продолжали задаваться вопросами, предчувствуя негативные последствия политических препирательств для собственного бизнеса и государственного бюджета.
Параллельно премьер-министр Зураб Ногаидели и другие чиновники занимались и занимаются проведением за рубежом (Киев, Лондон, Шанхай, Вильнюс и т.д.) рекламных акций. «Это необходимо, но кому конкретно сейчас продавать вино?» - ломают голову бизнесмены. Почти 85-90 процентов своей продукции они реализовывали в России, 6-8 процентов - на Украине, 1,5-2 процента - в странах Прибалтики и США, остальное - в ряде стран Европы. «Для нас российский рынок не имеет равноценной альтернативы, он всегда был приоритетным, и желательно, чтобы такое положение сохранилось», - заявил председатель Союза винопроизводителей Грузии Леван Коберидзе. И вызвал недовольство президента, ратующего за новые рынки.
Интересно, что грузинская сторона не отрицает возможности, связанной с фальсификацией какой-то части этой продукции. Однако проблема еще и в том, что вино, называемое «грузинским», производится не только в Грузии. В этом еще раз убедился и президент. Подделку он обнаружил на выставке грузинского вина в Вильнюсе, где участвовал в международном политическом форуме по проблемам демократического выбора. Саакашвили привез в Тбилиси несколько бутылок «Хванчкары» - вина, «изготовленного» в Болгарии и Испании. На последнем заседании правительства он выложил бутылки на стол и предложил попробовать премьер-министру и министру сельского хозяйства, самолично наполняя стакан. «Хванчкара» - вино исключительно красное, а вино из бутылки с такой этикеткой полилось белое. «Болгары и испанцы уже освоили европейский рынок, а мы теряем позиции из-за нашей бездарности и бездеятельности», - услышал министр Михо Свимонишвили.
В Вильнюсе Саакашвили, подчеркнув актуальность экономических отношений, подверг критике российское руководство. Сделал он это в присутствии вице-президента США Дика Чейни, который тотчас высказал свою точку зрения, предлагая тем самым и позицию американской администрации. Он заявил, в частности, что России следует изменить политику, проводимую в отношении ряда соседних стран, и «воздержаться от спекулятивного использования своих энергоносителей в целях политического давления на государства, предпочитающие идти по пути демократических реформ».
Так или иначе, призыв президента начать подготовку к выходу Грузии из СНГ остается в силе. Есть предположения, что таким образом власти стремятся ослабить недовольство общества и сопротивление оппозиции. Кое-кто, правда, сомневается в серьезности и окончательности таких намерений. Вероятно, в ближайшие два месяца все и определится. Пока же мнение как верхов, так и их внутренних оппонентов складывается в определение - «лучше уж заняться поиском новых источников существования, чем рисковать государственностью». Интересно при этом, что система и объемы энергопоставок почти полностью сосредоточены в руках российских компаний. Это говорит о многом. Еще более печально то, экономическое противостояние угрожает перейти в новые формы политической конфронтации. Экс-президент Эдуард Шеварднадзе уже заявил, что выход из кризиса он видит в безотлагательной встрече президентов, но для этого первый шаг должен сделать Саакашвили. Выход из СНГ «Белый лис» считает малоудачным решением.
Леонид Гордели