США же в соответствии со своей логикой выстраивают страны мира по ранжиру. Те, кто признает их верховенство и готов за ними следовать во всем, получают одобрительное название "демократических" и причисляются к союзникам. Те, кто оспаривает такое положение дел и настаивает на собственном пути и сохранении своей самобытности, заносятся в черный список "оси зла".
До самого последнего времени Россия и Китай в этой связи балансировали на довольно тонкой грани, не желая ссориться с Америкой, от которой и Москва, и Пекин сегодня слишком зависят. До какого-то момента мы пытались выкрутиться из сложного положения в одиночку. Москва предельно болезненно восприняла оранжевую пощечину в Киеве, а Пекин почувствовал серьезную угрозу из-за событий в Бишкеке и Андижане.
Однако стало очевидно, что у держав с такими региональными амбициями в одиночку нет перспектив и достойного места: им уготована незавидная участь - ослабление, а то и расчленение.
И как реакция - Китай и Россия всерьез забеспокоились и приступили к выработке совместной ответной стратегии. Однако необходимость геополитического сближения двух стран сталкивается с двумя серьезными проблемами - изменением потенциала российско-японских отношений и фактором китайской демографической экспансии в Сибири и на Дальнем Востоке.
Пекин настаивает на строительстве ответвления от сибирского нефтепровода протяженностью 4100 километров, ведущего к Тихоокеанскому побережью, по которому Россия собирается в будущем поставлять нефть в Японию. Мощность ветки в Китай, строительство которой первоначально планировалось начать в 2005 году, должна была составлять 600 тыс. баррелей ежедневно. Но Москва явно тянет с этим проектом, и этому есть несколько причин.
Во-первых, России гораздо более выгодно поставлять нефть в Японию, так как денег у японцев не меньше, а демографической угрозы они для Сибири не представляют. Япония же реагирует на российско-китайское энергетическое партнерство крайне болезненно. Сделав лишний шаг в сторону Китая, мы рискуем потенциалом российско-японских отношений, который куда как выгодней для нас.
Во-вторых, снабжая нефтью Китай, мы укрепляем экономические позиции нашего возможного конкурента: демография Китая способна стремительно наводнить Восточную Сибирь и Дальний Восток и, по сути, легко отломить их в дальнейшем от России. Эти земли являются хорошим залогом экономического развития и конкурентоспособности Китая в ближайшем будущем. Это та проблема, которую постоянно подчеркивают американские стратеги, прекрасно осознающие опасность для них российско-китайского партнерства и болезненность демографической темы для России.
Ясно, что процесс миграции китайского населения не спонтанный. Пекин не может не понимать, что в двадцать первом веке экономический рывок и конкуренцию с США он выдержит только с опорой на ресурсы Сибири. Пекин должен понять, что инфильтрация китайского населения на российские земли не только не единственный, но и не самый лучший способ доступа к сибирским ресурсам. Сильная Россия, строго ставшая на позиции многополярного мира и решительно отстаивающая свою национальную целостность, вполне могла бы стать надежным партнером для Китая, а избыток своего населения Китай вполне мог бы обратить в сторону юга.
Этим и объясняются колебания Путина. С Китаем необходимо дружить. Но при этом от его крепких объятий стоит одновременно увертываться. Иначе уже лет через 30 наше население заговорит на другом языке или мы вообще проснемся в другой стране. Давая понять китайцам - мы относимся к вам серьезно, с нефтепроводом все же Путин решил не спешить. И правильно. Мы же должны показать Китаю: доступ к нашим ресурсам он получит, но только из рук сильной, свободной и самостоятельной России, населенной русскими и другими нашими исконными евразийскими этносами.
Формула проста: нефть, газ и оружие в обмен на прекращение демографической экспансии.
Досье "АП": Александр Дугин - москвич, кандидат философских наук, доктор политических наук, публицист, основатель идейного течения неоевразийство, создатель современной российской школы геополитики, руководитель Центра геополитических экспертиз экспертно-консультативного совета по проблемам национальной безопасности при ГД РФ, лидер Международного евразийского движения. Владеет девятью иностранными языками.