На данный момент у Юлии Тимошенко развязаны руки, чтобы осуществить выбор дальнейшего пути Украины. И многое будет зависеть теперь от деталей и нюансов.
В треугольнике Янукович-Ющенко-Тимошенко главной фигурой является именно Тимошенко. Сейчас она может смоделировать две ситуации - по атлантистскому и по евразийскому сценарию.
Если Тимошенко выбирает альянс с Ющенко, то она может стать ключевой фигурой атлантистской стратегии. Став снова премьером уже в парламентской республике с президентом, наделенным лишь представительскими полномочиями, Тимошенко занимает ключевую позицию в осуществлении атлантистской геополитики. Причем скорее всего с ее характером, решительностью и твердостью Тимошенко будет проводить ее намного более последовательно, радикально и жестко, чем колеблющийся Ющенко.
В таком случае «оранжевая леди» начнет рвать отношения с Россией, задирать транзитные квоты, яростно преследовать пророссийский бизнес, радикализировать обстановку в Восточной Украине. Конечной целью такой политики будет столкнуть лбами Россию с Европой. Породить хаос на постсоветском пространстве, инициировать гражданский конфликт в самой Украине. В этом и состояла задача «оранжевой революции», которая была отложена. Сейчас Тимошенко имеет все возможности довести дело до конца. В этой стратегии она будет опираться на Вашингтон.
Такая политика будет катастрофичной для самой Украины, крайне неприятной для России и Европы. Но в США ее оценят. Однако Юлия Владимировна может выбрать и совершенно иной ход – внезапный альянс с Януковичем. И снова ценой будет премьерское кресло, но только с прямо противоположной повесткой дня.
В таком случае Тимошенко примется строить иную Украину, призванную стать вместо яблока раздора надежным мостом между Россией и Европой, скрепой континентальной конструкции. И снова решительный характер Тимошенко позволит сделать в этом направлении то, что и не снилось Кучме или даже Януковичу. И если Тимошенко решит двигаться в этом направлении, то пойдет и здесь до конца.
В таком случае на Украину польется золотой дождь российских и европейских инвестиций, уровень благосостояния граждан будет расти как на дрожжах, российская энергетика и высокие технологии из Европы будут основой устойчивого роста. В таком случае интеграционные векторы Украины могут развиваться и к Востоку, к России, и к Западу, в сторону Евросоюза. В убытке останутся только США, которые вместо «санитарного кордона» (а на его создание и были вброшены деньги и иные ресурсы «оранжевой революции») получат нечто прямо противоположное - бурно развивающуюся российско-европейскую стратегическую площадку.
Как разрешится эта ситуация, покажет самое ближайшее время.
Москве же остается наблюдать за этой захватывающей любовно-геополитической интригой, в которой решается в какой-то мере и наша судьба. Едва ли мы можем как-то повлиять на нужное нам евразийское решение. Признаем честно, возможность системной работы с Тимошенко, да и с другими серьезными политическими силами, мы давно упустили. Остается надеяться на капризы пассионарной и грациозной женщины, в хрупких руках которой судьба континента.
Беларусь - пример для России
А в другой славянской республике - Беларуси - с геополитикой определились давно и решительно. Переизбранный недавно президент Александр Лукашенко всю свою политику строит на евразийском каноне - интеграция с Россией, самостоятельность перед давлением Запада, опора на свой собственный потенциал, славянское национальное толкование демократии. И с такой программой он постоянно и уверенно побеждает. Несмотря на все происки атлантистов, которые никак не хотят смириться со своим тотальным поражением в Беларуси.
Попытка джинсовой революции в Минске напоминает убогий фарс. Выборы Лукашенко прошли в полном соответствии с электоральными нормативами и вообще ни у кого нет сомнения, что Лукашенко пользуется среди белорусов практически единодушной поддержкой. Лукашенко и его политика удовлетворяют подавляющее большинство жителей этой республики. И если незначительное меньшинство чем-то недовольно, то это не повод безобразничать на главной площади.
Горстка оппозиционеров придавлена ничтожностью своих результатов. США продолжают совершенно уже без всяких оснований давить на Минск. Но это в отличие от Украины оставляет совершенно убогое ощущение. Социальной, религиозной, политической и этнической базы для серьезной, настоящей оппозиции в Беларуси нет. И это факт. А все искусственно стимулируемые явления ничего серьезного не представляют.
Москва должна была бы радоваться победе Лукашенко и беспомощности оппозиции. Если бы не одно но. Политический режим Александра Лукашенко консолидируется не только вокруг личности, хотя и это немало, но и вокруг ясно изложенной и неуклонно реализуемой на практике политической линии. Залог устойчивости Лукашенко, его слова и дела, а также консолидация вокруг именно этих слов и дел всей политической элиты. Недовольные или разочарованные в Беларуси уходят не во фронду, а в политическое небытие. В беларусской власти нет спорящих между собой башен и есть идеология. В России, увы, все как раз наоборот. Башни есть, а ясной идеологии нет. А в такой ситуации личной харизмы Путина в критический момент может не хватить. Залог успеха Лукашенко в том, что у его личности есть опора на четко обозначенный и принятый населением социально-политический и геополитический курс. И одно подкрепляет другое, а когда-то и приходит на выручку. Оттого и джинсовая оппозиция выглядит бессильными куклами.
Геополитика - большое дело. И Александр Григорьевич Лукашенко явно учитывает это в деле упрочения своей власти. В самые сложные времена он никогда не отклонялся от курса на интеграцию с Россией и не прогибался перед Западом. Оттого-то он может спокойно игнорировать оппозиционные демарши и электоральные заговоры. Простой белорус видит в нем самого себя, осознает эту связь высшего с низшим. А на этом единстве можно строить всерьез и надолго.
Вопреки любителям позлословить над Лукашенко без всякой иронии скажем откровенно: Беларусь - пример для России. И поэтому перевыборы Лукашенко - это и наша большая победа.
Александр Дугин
руководитель Центра геополитических экспертиз
экспертно-консультативного совета по проблемам
национальной безопасности при ГД РФ