Принципы демократии, скопированные с американского образца, заставляют израильскую власть идти все дальше и дальше на уступки палестинцам. Причем сами палестинцы прагматично используют эти уступки и демократические формы, чтобы укреплять свою религиозную, подчас фундаменталистскую идентичность. И там, где евреи отступают, пространство немедленно занимается арабами - и в прямом, и в переносном смысле.
Израильский национализм и сионизм выглядят все более одиозными на фоне универсальных либерал-демократических стандартов, и нормы политкорректности заставляют постепенно отходить от них. Религиозные же нормы иудаизма вообще не совместимы с американской идеологией «прав человека» и исходят из радикально иной логики, понятной только изнутри этой религии. Это означает настоящий раскол как в Израиле, так и среди евреев всего мира по целому ряду сущностных вопросов.
Вообще Израиль - государство, которое не чуждо расовым принципам, и хотя при этом имеет поддержку со стороны демократического Запада, переживает сложный период. Палестина, где недавно пришли к власти лидеры радикальной исламской группировки ХАМАС, стремительно отстраивает свою государственность. Создавая с каждым днем все более весомую угрозу как для Израиля, так и для самой Палестины. Вообще говоря, казалось бы, пора человечеству усвоить принцип, что расизм до добра не доводит, против кого бы он ни был направлен - против русских, евреев, арабов или негров. Но, видно, история нас ничему не учит. Радикализм палестинцев - это симметричный ответ на то, что им пришлось вынести за десятилетия бесправного существования под властью израильтян. И эта история, увы, не закончилась. Глава Палестинской автономии Махмуд Аббас официально поручил представителю группировки ХАМАС Исмаилу Хании сформировать новое правительство. Господин Хания был выдвинут на пост премьер-министра автономии после победы ХАМАС на прошедших в январе всеобщих выборах.
ХАМАС уже пригласил все палестинские движения принять участие в работе будущего кабинета. Представители ХАМАС сообщили, что в новый палестинский кабинет войдут один христианин и две женщины. Однако основной конкурент на выборах - движение ФАТХ - так пока и не согласилось примкнуть к новому правительству. Отказалось от участия в правительстве, а также от долгосрочного перемирия с Израилем, и движение «Исламский джихад».
Несмотря на некоторую умеренность нового премьера Палестины, среди американских экспертов преобладает мнение, что победа ХАМАС окончательно добила доктрину Буша, суть которой в том, что демократические выборы на Ближнем Востоке есть единственная надежная защита от международного терроризма.
Ситуация с властью в Палестине уперлась в тупик. Там просто нет лидеров, которые могли бы отыграть назад ту радикальную антиизраильскую риторику, под которой движение ХАМАС победило на выборах. Если давать им деньги, они будут готовиться к войне. А если не давать, то война начнется без подготовки. В секторе Газа и на западном берегу реки Иордан экономика в плачевном состоянии, рабочих мест - раз два и обчелся, ужасные социальные и хозяйственные условия, нищета, антисанитария, высокая детская смертность. А рядом зажиточный и благополучный Израиль, которого практически все палестинцы винят в своих бедах. И вот в такой ситуации из-за совершенно безответственной и предельно неумной политики США Палестинское государство создается как самостоятельная политическая реальность. Мало того, на демократических выборах в нем побеждает самая радикальная антиизраильская сила - ХАМАС, настроенная на войну до последней капли крови.
В то же время Америка рассчитывает разыграть палестинскую карту для создания новой конфигурации в рамках проекта «Великий Ближний Восток». В духе «тактики кнута» Вашингтон обещает наказания тем арабским государствам, которые собираются упорствовать в своем стремлении вести политику без оглядки на США. Наглядным примером является вторжение в Ирак. А тем, кто готов «демократизироваться» добровольно, уготована «тактика пряника». Чтобы утихомирить арабов, Вашингтон готов несколько пожертвовать стратегическими интересами своего ближайшего партнера в регионе - то есть Израиля. В отношении палестинской проблемы Америка давит одновременно и на арабские страны, и на руководство Израиля. Жест в сторону арабов в этом вопросе перемежается жестом в сторону израильтян. В проектах американцев почти несбыточная картина: проамериканский демократический светский арабский Восток, мирно сосуществующий с проамериканским, демократическим и светским Израилем. Чтобы добиться этой странной утопии, предполагается выхолостить или устранить все радикальные религиозные группы, которые, по мнению американцев, и являются корнем зла. Против радикальных исламистов Запад уже ведет контртеррористическую деятельность в планетарном масштабе. Но неверно думать, что религиозным фундаменталистам от иудаизма повезет больше.
В Израиле происходит новый религиозный всплеск. Восстановлен религиозный орган Синедрион, в который входят 71 раввин и который возглавляет раввин Адин Штейнзальц. Синедрион не существовал более полутора тысячи лет, и его возрождение знаменует собой решимость религиозных ортодоксов от иудаизма приступить к строительству Третьего храма. Воссозданный Синедрион - высший религиозный суд - видит свою задачу в том числе и в этом.
Радикальные круги иудаизма рассматривают вывод израильских войск из сектора Газа, что является важной частью американского плана для Ближнего Востока, как предательство еврейских национальных интересов. Последствиями религиозной радикализации стало проведение на кладбище Рош-Пина крайними религиозными иудейскими кругами каббалистического обряда «Пульса денура», что в переводе с арамейского означает «удар огнем», направленный против Шарона. Многие в Израиле не исключают, что Шарон находится сейчас в реанимации именно из-за этого. Обряд прошел рядом с могилой Шломо Бен-Йосефа, казненного англичанами за нападение на арабский автобус в 1938 году. Участники считают, что после совершения проклятия Шарон должен вскоре умереть. Шарон неоднократно получал угрозы от ультраправых еврейских экстремистов, которые добиваются отмены решения об эвакуации еврейских поселений из сектора Газа. В прошлом году раввин Старого города Иерусалима Авигдор Невенцаль напомнил о религиозном законе «Дин родеф», позволяющем убивать людей, которые отдают еврейские земли другим народам.
Незадолго до убийства президента Рабина Игалем Амиром такой же каббалистический обряд был совершен еврейским радикалом Авигдором Эскиным против него. Это второй случай в новейшей истории, когда крайние религиозные круги иудаизма прибегают к подобным методам. Первый раз проклятие сработало. Как все обернется на сей раз?
Как бы то ни было, американский план «Великого Ближнего Востока» наталкивается не только на сопротивление радикальных исламских группировок - таких как «Хезболла», ХАМАС или «Исламский джихад», но его, по всей видимости, отвергают и религиозно-фундаменталистские круги иудаизма. В результате стоит признать, что палестинская проблема не имеет решения даже чисто теоретически. Само собой ничего не рассосется. И пока американцы и европейцы бормочут нечто нечленораздельное о толерантности, правах человека и демократическом решении, с обеих сторон набирают популярность самые радикальные решения. Евреи предлагают депортировать всех оставшихся палестинцев с территории Израиля и отгородиться от всех высоченной стеной. Для них «трансферт - наше решение». А палестинцы - и теперь уже это официальная позиция властей - предлагают просто уничтожить всех евреев до последнего.
Ситуация на глазах приобретает какой-то ветхозаветный или даже апокалипсический масштаб. Из книг Ветхого Завета нам известно, как целые народы вырезали друг друга за обладание землей обетованной. А Апокалипсис предрекает, что в конце времен на территории Израиля - в местечке Армагеддон - разразится финальная битва между армией избранных и армией Антихриста. Слишком тревожные параллели, чтобы на них настаивать, но и вместе с тем трудно отделаться от ощущения, что на Ближнем Востоке вот-вот произойдет нечто чрезвычайно важное.