Добро Пожаловать Международное Евразийское Движение
Развитие детей ЭСТЕР
Облачный рендеринг. Быстро и удобно
от 50 руб./час AnaRender.io
У вас – деньги. У нас – мощности. Считайте с нами!
Search 
 
                             

Monday, March, 31st Новости Регионы Евразийский Союз Молодёжи Евразия-ТВ Евразийское обозрение Арктогея  

Counters
Rambler's Top100



..

Links
Geopolitics >>
Stratfor >>
Disinformation.com >>
Eurasianism


· Eurasian Economic Club
[new!]


· Eurasian theory in 4 maps »»

· Eurasian Idea >>
· The Eurasian Common House >>
· The Eurasian Manifest >>
· Eurasian Path »»>
· Eurasian Vision >>
· Millstones of Eurasianism>>
· Programm >>
· Main principles of eurasianist policy >>
· Eurasia and Postmodern >>
· The structure >>

A.Moeller van den Bruck "Third Empire"


The headquarter of International Eurasian Movement is located in Russian Federation, Moscow, 115432, 2 Kozhuhovskoy proezd, d.12, str.2
Tel/fax: +7(095)7836866.
e-mail: Dugin A.G. - dugin[@]dugin.ru;
Secretariat – info[@]evrazia.org;
Analytical Bureau – ksa[@]evrazia.org;
Press-service – press-center[@]evrazia.org
Leader of International Eurasian Movement

· Biography >>
· Texts >>
· Interviews >>
· Books >>
Рейтинг@Mail.ru
Реальная страна | ''Евразийское уклонение'' в музыке 1920-1930-х годов | Западно-восточная симфония | 21.02.2006 Напечатать текущую страницу

Западно-восточная симфония

Как Прокофьев гастролировал в Евразии

Опубликовано в "Независимой газете - Ex Libris" от 16 февраля 2006

Рецензия на книгу Игоря Вишневецкого «"Евразийское уклонение" в музыке 1920-1930-х годов: История вопроса. Статьи и материалы». – М.: Новое литературное обозрение, 2005, 512 с.

Классическое евразийство 20-х годов – течение универсальное. Евразийцы стремились синтезировать азиатскую стихию и русскую имперскую идею, технический прогресс и православие, идеалистическую философию и большевистскую волю к власти… Коммунистический проект, сформировавшийся к началу 20-х годов, казался им слишком западническим, слишком буржуазным. В статьях и манифестах евразийцы формулировали свои взгляды на экономику, политику, идеологию, культуру, религиозную систему новой, «западно-восточной» России. Была у евразийцев и собственная музыкальная концепция. Историк и культуролог Игорь Вишневецкий собрал и обработал интересный, редкий материал об этой практически не изученной стороне евразийского движения.

Евразийство в музыке 20-30-х годов, по Вишневецкому, представляли шестеро эмигрантов: музыковед и публицист Петр Сувчинский, музыкальный теоретик Артур Лурье, композиторы Игорь Стравинский, Сергей Прокофьев, Владимир Дукельский, Игорь Маркевич. Почти одновременно в их головах созрела мысль: а не пора ли покончить с европейским (в особенности – немецким) засильем в русской музыке? Ни для кого не секрет: во многих областях техники, науки и культуры иностранцы были нашими учителями, невольно подгоняя русского человека под свою линейку.

Независимая газета - Ex Libris Чисто русское уклонение в музыке: М. Врубель. Морская царевна. Роспись балалайки

Релевантные ссылки:

Сила и бессилие утопии

Сердцевина Евразии



То же, по мнению Лурье, происходило в ХIХ веке и в русском музыкальном образовании. «Пора остановить культурный империализм Запада, да здравствует подлинно русская музыка!» – восклицал он в ту же пору, когда Петр Савицкий призывал всех честных русских обратиться лицом к Востоку. Именно новая русская музыкальная культура, считали евразийцы, должна «сформировать будущее государственное устройство и национальное самосознание России-Евразии…, окачествить, преобразить ее историю». Это в итоге должно было привести к мировому лидерству русской музыкальной школы. Двадцатый век, провозглашал бывший футурист Лурье, войдет в историю как век русской музыки. А оперы и симфонии композиторов-евразийцев должны послужить иллюстраций этих громких манифестов.

Увы, искусству еще никогда не доводилось играть главенствующую роль в какой-либо идеологии (а евразийство, как ни крути, – все-таки в первую очередь политическая доктрина). Так вышло и с «евразийским уклонением»: задорные статьи Лурье и Сувчинского остались лишь литературой, а великая музыка Прокофьева и Стравинского – великой музыкой, которая ни у кого ныне не ассоциируется с евразийством. Кстати, двое из пресловутой шестерки самой своей судьбой осуществили идею смычки Запада и Востока: Прокофьев, поездив по заграницам, в 1936 году вернулся в Россию (где перво-наперво наваял «Кантату о Ленине»); а Дукельский уехал в Америку, где под именем Вернон Дюк писал шлягеры к популярным мюзиклам. Союз политики и искусства в очередной раз не состоялся, и спасибо И. Вишневецкому за интересный рассказ об одной из забытых утопий минувшего столетия.

Андрей Смирнов

Архивы Евразии

21.02.2005 - Опричники для Путина

No data
...рекламное

Виды цветного металлопроката
Воздушные завесы
Топас 5