Добро Пожаловать Международное Евразийское Движение
Поиск 
 
                             

23 октября, понедельник Новости Регионы Евразийский Союз Молодёжи Евразия-ТВ Евразийское обозрение Арктогея  

Разделы
Евразийское Обозрени
СМИ о евразийстве
Новости
FAQ
Материалы
Выступления Дугина
Интервью Дугина
Статьи Дугина
Коммюнике
Хроника евразийства
Тексты
Пресс-конференции
Евразийский документ
Геополитика террора
Русский Собор
Евразийская классика
Регионы
Аналитика
Ислам
США против Ирака
Евразийская поэзия
Выборы и конфессии
Экономический Клуб
Интервью Коровина
Статьи Коровина
Выступления Коровина
Евразийство

· Программа
· Структура
· Устав
· Руководящие органы
· Банковские реквизиты
· Eurasian Movement (English)


·Евразийская теория в картах


Книга А.Г.Дугина "Проект "Евразия" - доктринальные материалы современного евразийства


Новая книга А.Г.Дугин "Евразийская миссия Нурсултана Назарбаева"

· Евразийский Взгляд >>
· Евразийский Путь >>
· Краткий курс >>
· Евразийская классика >>
· Евразийская поэзия >>
· Евразийское видео >>
· Евразийские представительства >>
· Евразийский Гимн (М.Шостакович) | mp3
· П.Савицкий
Идеолог Великой Евразии

(музыкально-философская программа в mp3, дл. 1 час)
Кратчайший курс
Цели «Евразийского Движения»:
- спасти Россию-Евразию как полноценный геополитический субъект
- предотвратить исчезновение России-Евразии с исторической сцены под давлением внутренних и внешних угроз

--
Тематические проекты
Иранский цейтнот [Против однополярной диктатуры США]
Приднестровский рубеж [Хроника сопротивления]
Турция на евразийском вираже [Ось Москва-Анкара]
Украинский разлом [Хроника распада]
Беларусь евразийская [Евразийство в Беларуси]
Русские евразий- цы в Казахстане [Евразийский союз]
Великая война континентов на Кавказе [Хроника конфликтов]
США против Ирака [и всего остального мира]
Исламская угроза или угроза Исламу? [Ислам]
РПЦ в пространстве Евразии [Русский Народный Собор]
Лидер международного Евразийского Движения
· Биография А.Г.Дугина >>
· Статьи >>
· Речи >>
· Интервью >>
· Книги >>
Наши координаты
Администрация Международного "Евразийского Движения"
Россия, 125375, Москва, Тверская улица, дом 7, подъезд 4, офис 605, (м. Охотный ряд)
Телефон:
+7(495) 926-68-11
Здесь же в штаб-квартире МЕД можно приобрести все книги Дугина, литературу по геополитике, традиционализму, евразийству, CD, DVD, VHS с передачами, фильмами, "Вехами" и всевозможную евразийскую атрибутику.
E-mail:
  • Админстрация международного "Евразийского Движения"
    Пресс-служба:
    +7(495) 926-68-11
  • Пресс-центр международного "Евразийского Движения"
  • А.Дугин (персонально)
  • Администратор сайта


    [схема проезда]

  • Заказ книг и дисков.
    По почте: 117216, а/я 9, Мелентьеву С.В.

    Информационная рассылка международного "Евразийского Движения"

  • Ссылки



    Евразийский союз молодёжи width=

    Русская вещь width=

    Евразия-ТВ width=
    Счётчики
    Rambler's Top100



    ..

    Пресс-центр
    · evrazia - lj-community
    · Пресс-конференции
    · Пресс-центр МЕД
    · Фотогалереи
    · Коммюнике
    · Аналитика
    · Форум
    Евразийский экономический клуб

    Стратегический альянс
    (VIII заседание ЕЭК)
    Симметричная сетевая стратегия
    (Сергей Кривошеев)
    Изоляционизм неизбежен
    (Алексей Жафяров)
    Экономический вектор терроризма
    (Ильдар Абдулазаде)

    Все материалы клуба

    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
    Аналитика | Игорь Добаев, Александр Овруцкий | Возможны ли в России "многоцветные революции"? | 04.02.2006 Напечатать текущую страницу
    Федералы – тоже герои песен Т. Муцураева

    Релевантные ссылки:

    Механизмы свержения легитимной власти в России отрабатываются в Башкирии

    Какого цвета революция ожидает Россию?

    Издержки атлантизма - геополитика антироссийских союзов

    Возможны ли в России "многоцветные революции"?

    Январские шпионские скандалы в Москве, в которые оказались замешанными некоторые прозападно ориентированные НПО (Московская Хельсинкская группа, Фонд «Новая Евразия» и некоторые другие), наглядно продемонстрировали, что геополитические противники России напряженно готовятся к 2007 г. (парламентские выборы) и особенно к 2008 г. (президентские выборы). Анализ фактического материала более чем убедительно показывает, что ими на территории нашей страны из числа политических маргиналов и отщепенцев создана эшелонированная пятая колонна, вобравшая в себя квазидемократов и псевдолибералов, русофобов, сепаратистов, экстремистов и даже террористов, действующих под прикрытием ислама и компрометирующих эту мировую религию.

    Не вызывает никаких сомнений то, что геополитические оппоненты готовят осуществление «цветной» революции в России. Однако если для Югославии, Грузии, Украины, Кыргызстана, вполне хватило одного цвета – псевдодемократического (розового, оранжевого и др.), то для России прорабатывается многоцветная программа. Манипулируемые из-за рубежа, в один антироссийский фронт, по замыслу заокеанский кукловодов, должны встать собственно «оранжевые» («демократы» и «либералы» из многочисленных НПО), «красно-коричневые» («нацболы», «анпиловцы» и др.), а также под «черно-зелеными» знаменами радикальные исламисты (черный – цвет знамени «джихада»).

    Стоящие на разных, зачастую непримиримых идейных позициях, эти отряды могут в определенный час выступить одновременно, в силу того, что их хозяева – одни и те же субъекты политического действия. При этом стоит напомнить, что ни Российская империя, ни Советский Союз, ни нынешняя Россия никогда не инспирировали исламистский фактор в качестве механизма достижения геополитических целей. Напротив, атлантисты (США и их сателлиты) имеют богатый исторический и современный опыт в этом направлении (напомним, в частности, что «Аль-Каида» и «Талибан» создавались и развивались при содействии американцев и некоторых их союзников).



     

     

     

    Архивы Евразии

    Сергей Кара-Мурза

    04.02.2005 - Александр Дугин: "Новый советский проект ориентирован в прошлое"

    Давно и аргументировано доказано, что нередко исламисты располагают далеко не исламскими хозяевами. События в Чечне, да и на всем Северном Кавказе, только подтверждают сказанное. Тем не менее, лидеры религиозно-политических экстремистов пытаются доказать независимость от иных внешних сил, педалируют на чувства и эмоции мусульман, используя в своих нечистоплотных делах сакральные постулаты великой религии.

    Примером сказанному могут служить бардовские песни чеченца Т. Муцураева, которые имеют целью оправдать бесчеловечные акции боевиков и террористов и отмобилизовать носителей сепаратистских идей в «движение сопротивления», воздействуя при этом на сферу сознательного и бессознательного.

    Чеченский военный конфликт в силу своей драматичности вызвал потребность в художественном осмыслении происходящего и поиску путей выхода, решения многочисленных проблем, вызванных войной. В первую очередь, проблем ментальных, связанных с массовым сознанием и бессознательным российского общества. Предприняты многочисленные попытки создания таких художественных образов, различных по степени авторского таланта и исполнения. В основном, такие попытки предпринимались в киноискусстве и музыке, реже в театре и изобразительном искусстве. Можно назвать хотя бы диаметрально противоположные по своему ментальному, оценочному вектору фильмы – «Мусульманин» П. Тодоровского и «Чистилище» А. Невзорова, которые, на наш взгляд, утрированно (каждый со своей стороны) показывают войну, причем войну не как вооруженное столкновение сторон, а как столкновение различных идеологий. И от позиции автора, в данном случае режиссера, зависит и ответ – возможен ли мир в Чечне и каким образом этого можно добиться.

    Наш интерес привлек один из самых популярных бардов, представляющих лагерь чеченского сепаратизма. Т. Муцураев заслуживает отдельного исследования как по своему масштабу (творческому воздействию на массовое сознание), так и по распространенности, популярности его творчества. Т. Муцураев широко известен не только в Чечне, где, как рассказывают очевидцы, его песни поют, а кассеты продают на всех рынках Грозного. Одна из популярнейших поисковых машин российского Интернета зафиксировала более 300 сайтов с информацией о Т. Муцураеве. Причем в значительной части найденных сайтов представлены не только информация об исполнителе, но и тексты песен, и сами песни в интернетовских аудиоформатах. Данные сайты в большинстве своем относятся не к сепаратистским чеченским силам, а имеют музыкальную и молодежную направленность.

    Бард Т. Муцураев родился в 1976 г. в г. Грозный, в 15 лет стал чемпионом Чечено-Ингушетии по каратэ. По некоторым данным воевал на Центральном фронте сопротивлении республики Ичкерии, в ходе боев потерял ногу и преследуется как преступник.

    Поэт в России – больше, чем поэт, и это можно отнести и к русскому К. Шевчуку и к чеченцу Т. Муцураеву. В их текстах заключены смысловые коды, способные дать глубинное понимание состояния массового сознания, а также разгадки будущего. В художественных текстах можно увидеть предвестники событий. Если многочисленные научные институты порой расписываются в своем бессилии в решении чеченских проблем, то художники могут выйти на интуитивные догадки, или метафорически предложить пути решения, которые не являются очевидными.

    В связи с этим, тексты Т. Муцураева рассматривались нами не только, да и не столько как идеологическое мощное и эффективное подкрепление сепаратизма, что, на наш взгляд, не требует доказательств, а как, скорее тексты со скрытыми смыслами, расшифровка которых способна дать ответы, не получаемые с помощью сциентистского анализа.

    Обличительный характер некоторых песен Т. Муцураева, как не парадоксально это может показаться на первый взгляд, является продолжением традиций российской авторской песни, возникшей как жанр в Советском Союзе и выполнявшей социальные функции откровенного, задушевного разговора со слушателем, запрещенного авторитарной идеологией. В таких песнях говорится о том, о чем не писали советские газеты и не говорили официальные лидеры. Определенный национальный и где-то националистический крен в текстах Т. Муцураева роднит его с российским бардом И. Тальковым. Еще один парадокс – «певец чеченского сопротивления» поет многие песни на русском, на языке «оккупации» и «порабощения», в представлениях идеологов боевиков.

    Влияние музыки и авторской песни, в частности, на морально-психологический дух трудно переоценить. Не случайно, в Грозном существует негласный запрет на распространение аудиоматериалов Т. Муцураева, который, однако, практически не выполняется. Достаточно отметить, что в сети Интернет не составляет большого труда найти и скачать текстовые версии и mp3-версии песен барда.

    Нами было проанализировано 41 песня, исполняемая Т. Муцураевым. Песни были скачены в свободном доступе на одном из сепаратистских чеченских сайтов, тексты расшифрованы и подвергнуты частотному анализу по следующим критериям: основная тема песни, направленность дискурса, используемые образы, доминирующая эмоция. К сожалению, авторство песен не известно (на сайте не приводится информации об авторах музыки и стихов). Музыкальная составляющая анализируемых песен осталась за скобками нашего анализа, а объектом исследования выступи лишь тексты. Результаты исследования приведены в таблице.

    Таблица 1. Сводные результаты дискурсивного анализа
    Название песни1 Основная тема Направленность дискурса Используемые образы Доминирующая эмоция
    1 Соломон Сказание о Соломоне Предопределенность земных событий, в том числе и смерти. Снижение страха смерти "Не деться нам от смерти никуда / Кто от нее бежит-бежит навстречу" Фатализм
    2 Мы истину познали История и традиции чеченского народа Исторические, традиционные, сакральные факторы, а также чувство национальной гордости. Обоснование (оправдание) войны, агрессии. "И послан свыше знак…" "Народ, рожденный для войны…" "Покорна только лишь Аллаху…" "И будь готов путем джихада / Уйти шахидом в мир иной" Гордость, патриотизм
    3 Чеченец я История и традиции чеченского народа История, национальный характер, обоснование войны "Цена свободы дорога /Мы устоим, и потому Скажу я гордо - чеченец я" Гордость, патриотизм
    4 В раю нам почесть воздадут Миссия мусульман Мотивация к сопротивлению. Снижение страха смерти "Настало время мусульман…" "В раю нам почесть воздадут / Нас ждет великая награда" Фатализм, гордость, патриотизм
    5 Свободы веют нам ветра Традиции и национальный характер чеченцев Исторические и национальные факторы, снижение страха смерти, Мотивация к сопротивлению. "Смерть за отчизну не страшна" "Мы виноваты лишь в одном / Что на колени мы не встали" "Но день придет, придет наш час / Падут тяжелые оковы / Услышь мой зов, восстань Кавказ" Фатализм, гордость, патриотизм
    6 Мы вернемся, Грозный Осмысление поражения в Грозном Месть, поддержка морального духа сопротивления "Лежит ребенок весь в крови / Российский снайпер бьет так метко" "Мы вам за это отомстим / Оставив все, уйдем в ночи / Но мы вернемся, Грозный" Месть
    7 Встретимся в раю Осмысление смерти Снижение страха смерти "Ты ушел к нему так рано / Но с улыбкой на губах" Фатализм
    8 Трусливым не увидеть райских врат Обращение к чеченцам, которые не участвуют в боевых действиях Исторические, национальные факторы. Манипуляция - кто не воюет, тот трус. Мотивация к сопротивлению "О чести взываю могилы отцов" "Трусливым не увидеть райских врат" Месть, гордость, фатализм
    9 К тебе лишь взываем Молитва: воззвание о помощи Демонстрация варианта психологической коррекции (молитва), снижение страха смерти "О, милость дарующий, взываем к тебе / Даруй нам победу в священной войне" "И павших шахидов к себе забери" "Мы смерть предпочитали вместо рабских оков" Гордость, патриотизм
    10 Что такое Грозный? Посвящение родному городу Надежда на победу в Грозном (ностальгия, сентиментальность, чувство национальной гордости) Перепевка композиции "Что такое осень?" группы ДДТ Ностальгия, гордость
    11 Будем мстить Рассказ о событиях в Грозном Чувство национальной гордости. Мотивация к мести. "Эти дни не позабыть / Шепчем мы "будем мстить"" Гордость, месть
    12 Империи временны, вечен народ Исторические обоснования гибели империй Историческое обоснование будущего поражения России "О, сколько империй одна за другой / Сменилось под этою вечной луной" "Предвидеть историю я не берусь / Но сгинет Россия, да здравствует Русь" Фатализм
    13 Вставай Чечня, пора в поход Воззвание к чеченцам с призывом о мести Сакральные факторы. Определение врагов (внешних и внутренних). Мотивация к мщению "Вставай Чечня, пора в поход / Кровь убиенных просит мщенья" "Нам равных нет, мы все сметем / Держись Россия, мы идем" Месть, гордость
    14 Нам песню свободы пропели ветра Героизация ичкерийского спецназа Демонизация спецназа, былина о его деяниях "Пусть враг многочислен, нам смерть не страшна / Из пепла восстанут твои сыновья" "Нам смерть за свободу была не страшна" Гордость
    15 Ислама лучшие сыны Обличение лицемерия и героизация боевиков Мотивация к сопротивлению. Сравнение боевиков ("ислама лучшие сыны") и тех, кто не оказывают активного сопротивления "Зато в раю получат крылья Ислама лучшие сыны" "Перед Аллахом неравны / Молящийся в печи уюта / И тот, кто каждую минуту / Готов к лишениям войны" Фатализм, гордость, месть
    16 Я устал от всех, я устал идти Экзистенциальный кризис Исповедь человека "Оглянусь назад, сзади пустота / Я устал от всех, я устал идти" Опустошенность
    17 В бой сыны Кавказа Призыв к сопротивлению Свобода как обоснование агрессии. Мотивация к сопротивлению "В бой сыны Кавказа, лучшие сыны" "Смерть или свобода и огонь в сердцах / Содрогнись Россия, твой последний час" Гордость, месть
    18 Сержень-Юрт Рассказ о событиях в Сержень-Юрте Повествование о предательстве и гибели друга "Серженьюрт здесь птицы не поют" "Здесь все пропитано войной / Здесь ночью был неравный бой" Разочарование
    19 Ты мусульманин Обоснование войны Сакрализация войны (священная война для мусульманина), снижение страха смерти ("после смерти - рай") "Ты на священной войне, ты мусульманин" "И распахнутся ворота волшебным звоном ручейка / Прекрасных гурий яркий лик ты повстречаешь там шахид" Фатализм, гордость
    20 В трудный час для Чечни вы все продали нас Обличение предательства и лицемерия Мотивация к мщению "В трудный час для Чечни вы все продали нас" "Как чеченец посмел на чеченца пойти / Знайте, все мы вернемся, все сметая с пути" Месть
    21 У чеченцев свободу теперь не отнять Осмысление победы Унижение противника, свобода как основной итог победы, чувство национальной гордости "О Русь забудь былую славу / Орел двуглавый посрамлен / Чеченским детям на забаву / Сданы клочки твоих знамен" "Как веками мы ждали тебя день победы / У чеченцев свободу теперь не отнять" Гордость
    22 Нам песнь свободы пропоют Осмысление победы Романтизация полученной свободы "Небо двери распахнет / Солнце над Чечней взойдет" "Нам песнь свободы пропоют Романтизм
    23 Иерусалим Чеченцы как исламская миссия Освобождение Иерусалима от неверных "Лишь джихад, лишь в джихаде жизнь ясна" "Мы тебя освободим, богу души отдадимвзор к аллаху обратим, будет наш Иерусалим" Фатализм
    24 В ту ночь, когда рождались волки Глобальная миссия чеченцев Героизация прошлого чеченского народа, свободолюбие как основная черта национального характера чеченцев "…с тех пор мы никому в угодудостоинством не поступались,веками смерть или свободу себе в борьбе мы добывали" "…но никакие в мире ордынас не поставят на колени" Гордость
    25 Грозный Посвящение Грозному и его защитникам Героизация сепаратистов и самого города (его персонификация как воина ислама) "Молодые ребята - чеченцы в бою, вас нельзя покорить ни огню ни мечу" "Грозный, и сейчас ты горд, Гордый, как и твой народ" Гордость
    26 Шамиль домой ведет отряд Рассказ о событиях в Буденновске Героизация и демонизация Басаева "Пройдя сквозь всю Россию, Вернется он назад, Аллах велик, Шамиль домой ведет отряд" Гордость
    27 Смерть Осмысление смерти Предопределенность, фатализм, снижение страха смерти "Всегда приходишь ты одна / И ты всегда во всем права" Фатализм
    28 Последний Рим Историческое обоснование гниения и гибели России как последней империи Исторические аналогии "Тюрьма племен империя палач / Последний Рим убийственный и хищный" "Чечня схлестнулась с двухголовым монстром" Гордость
    29 Зачем ты крылья обрубил Обличение предательства среди чеченцев Раскрытие "истинных" мотивов лояльных чеченцев "За трон, за деньги и за славу / Они продались…" "Они уже купили ад / За нефть, за должности, за джипы" Обвинение, обличение
    30 Ты хочешь истину понять Осмысление истины Сокровенный разговор со слушателем "Ты хочешь жизни смысл найти / Ты хочешь истину понять / С надеждой в сердце путь пройти…"  
    31 Нечестивы твои богословы Нравственные ориентиры Обличение "О ислам, нечестивы твои богословы / Каждый сам хочет праведным стать лишь на слове" Обличение
    32 Хотели в Грозном встретить Новый год Рассказ о военной акции в Грозном Героизация чеченского сопротивления, оправдание собственной жестокости "Твердя повсюду "мы выполняем долг" / Вы все идете, идете, чтоб убить / Ну что ж, пожалуй, раз уже пришли / Но нам дороги тоже нет назад" Гордость
    33 Джохар Былина о Джохаре Героизация Дудаева "Но ты, ведомый божьей волей / Нам всем глаза открыл Тебе, Джохар, сердца отдали / Так долго все тебя мы ждали Чечня, твои рыдают горы / Джохар, мы твой завет исполним / Клич "за свободу" не умолкнет / Без вожака остались волки" Гордость
    34 Грядут знаменья Исламское предназначение Фатализм, мотивация к войне, унижением противника "Грядут знаменья, близок страшный суд / Мир покорит воинственный ислам / Будь воином Всевышнего без страха" Гордость, фатализм
    35 Салман Радуев Былина о Радуеве Героизация Радуева "И русским вновь дадут понять / Что не умеют воевать" Гордость
    36 Конец войне Осмысление "победы", предчувствие новых проблем Поддержание морального духа, определенных ценностей "Конец войне, конец печали, но черны тучи над Чечней / Со всех сторон враги нас давят / Но битва уж не за горой / Вставай Чечня, победным маршем / По всей планете мы пройдем / Самим Всевышним силой данной / Над миром меч мы занесем" "Конец войне, все поменялось / Одел и маску лицемер, игра пошла все вновь началось / Подкуп, предательство без мер / Этот день столько ждали мы / Боль и смерть, мы чрез все прошли / Не простим наших слез врагу / Мы идем, пусть враги умрут" Мотивация к действиям, бдительность
    37 Шамиль Осмысление исторического факта (сдача в лен Шамиля) Свобода как завещание Шамиля "Я понял, что судьба нам не покорна / Нам не дано понять свободы вкус / Остановиться здесь нам не позорно / Свободу я потомкам завещаю / Их не постигнет участь этих стен / А я свой путь сегодня завершаю / Мной принято решенье сдаться в плен" Гордость, фатализм
    38 Нет дороги назад Осмысление жизненных ситуаций и жизни в целом Предопределенность человеческого выбора "Вихрь жизненных бурь все ж обратно манит / Нет дороги назад все в ночи замолчит / Нет дороги назад, все, что ты не успел / То тебе не сказать и всему есть придел / То, что ты потерял, то уже не найти" Фатализм
    39 Добро пожаловать в ад Ужасы Грозного (для российских военных) Антимотивация российских военных2 "Мама я сгорел и голодные псы / Растерзав мое тело / Набьют свои животы" Страх
    40 Иерусалим Глобальная миссия чеченцев Мотивация к активным действиям, расширение контекста противостояния до мирового конфликта "Когда свершатся те знаменья неумолим уже тот рок / Чеченцы с божьего веленья войска направят на восток / Восстанут братья всего мира, аллах наш вечен и един / Чеченцы, вера наша сила и мы войдем в Иерусалим" Гордость, фатализм
    41 Если духом ты слаб Осмысление жизненного пути, моральные искания Формирование нравственных ориентиров в исламском понимании "Если духом ты слаб и безмерно собою гордишься / Если славы добиться любыми путями стремишься / Знай в беде и в нужде ты с обманом и с ложью смиришься / И под натиском силы ты воле чужой покоришься" "В жизни путь лишь один, срок земной незаметно промчится / Каждый должен оставить свой след и чего-то добиться / Жизнь достойно прожить и во всем от греха удалиться / И к деяньям благим должен искренне каждый стремиться"  

    Выявлено тематическое разнообразие песен Т. Муцураева. Среди используемых тем исторические события далекого прошлого (история Соломона и т.д.) – четыре композиции, тема исторических традиций чеченцев – восемь песен, события последних десятилетий с попыткой осмысления происшедшего – девять композиций, 15 песен посвящены сложным явлениям (война, победа, мораль, смерть, жизнь) и сделана попытка их осмысления, четыре композиции представляют собой прямое обращение к чеченцам с воззванием об участии в войне и мести российским военнослужащим, одна песня представляет собой обращение к Богу.

    Т. Муцураев рисует целую галерею «чеченских героев»: Шамиль, Дудаев, Радуев, Басаев, бойцы ичкерийского спецназа. Историческая перспектива песен барда необозрима – от ветхозаветного Соломона до будущего (райских садов для правоверных).

    Другими словами, Т. Муцураев затрагивает практически весь тематический диапазон для поддержание сепаратисткой идеологии. В текстах присутствуют ответы на волнующие простого человека вопросы о том, что такое война и зачем она нужна, что есть смерть, кто наши герои и т.д.

    Анализ направленности дискурса, т.е. того, на что направлен текст, его основная цель, дал следующие результаты. Более трети всех текстов (15 песен) направлены на обоснование и оправдание войны историческими, традиционными, религиозными и моральными факторами. Другими словами, в текстах приводятся исторические обоснования свободолюбия чеченцев, необходимости (с точки зрения религии, традиций и морали) с оружием в руках защищаться от России – исторического, традиционного и религиозного врага.

    Еще треть текстов посвящена теме мести и поддержке морального духа чеченских сепаратистов (13 песен). Тема мести присутствует здесь как эксплицитно – прямой призыв отомстить за гибель людей, разрушенную страну и Грозный, так и имплицитно, посредством показа жутких трагедий, образами гибели детей и мирных жителей республики.

    Следующую группу песен (семь композиций) составили тексты, направленные на героизацию тех или иных чеченских персонажей (Шамиль, Дудаев, Радуев, Басаев, ичкерийский спецназ, защитники Грозного и сам Грозный, все чеченское сопротивление). Шесть композиций были отнесены нами к группе текстов, основным дискурсивным вектором которого является снижение страха смерти. Главным психотерапевтическим приемом здесь выступает фатализм и описание райской жизни, которая обязательно будет дарована чеченским сепаратистам после смерти.

    Доминирующим эмоциональным состоянием большинства проанализированных композиций является гордость и патриотизм (23 композиции). Другими словами в большинстве композиций ставится задача вызвать у слушателя чувство гордости за свой народ и патриотические чувства. Еще одной представленной эмоцией является фатализм как состояние предопределенности событий, наличие Божьего промысла (14 композиций). На третьем месте по частоте использования – месть (семь композиций). Остальные эмоции представлены в текстах с низким уровнем частоты. Это: обвинение, обличение (две композиции), ностальгия, опустошенность, разочарование, романтизм, призыв, страх (по одной композиции каждая).

    Если предположить, что тексты песен Т. Муцураева отражают динамические тенденции общественного сознания и бессознательного части чеченского общества, стоящих на позициях сепаратизма, а популярность исполнителя косвенно свидетельствует об этом, то можно сделать следующие выводы.

    Очевидно, имеет место мотивационный дефицит чеченского сопротивления, в качестве восполнения которого используется апелляция к традиционным (таковы традиции), национальным (национальный характер), религиозным, а также нравственным (наличие моральных причин, «за праведное дело») детерминантам агрессии.

    Можно говорить о проблеме в самооценке, наличие самовосприятия как социальных, национальных аутсайдеров. Снижение самооценки в общественном сознании идеологи сепаратизма пытаются компенсировать, или скорее даже гиперкомпенсировать с помощью создания национальной героики, а также формирования мифа о новом богоизбранном народе (чеченская миссия). Последнее предполагает расширение традиционного чеченского ислама до доктрины всемирного значения – единственной надежды «праведной части мира» в войне с грехом и враждебными идеологиями (западной - потребительской, иудео-христианской и т.д. и т.п.). В этом направлении также можно рассматривать и дискурсы, направленные на унижение России и русских.

    Таким образом, в качестве источников мотивационного подкрепления агрессии выступают традиции, национальный характер, религиозные факторы, а также нравственные императивы. Гордость как доминирующая эмоция направлена на повышение самооценки в общественном сознании, а фатализм выполняет, очевидно, психотерапевтические функции – снижение страха смерти.

    В нескольких песнях Т. Муцураева присутствует не только открытая поддержка терроризма (актов шахидов), но и мотивирование слушателя к таким действиям. Открытая поддержка, оправдание и в определенной степени инициирование террористический актов делает Т. Муцураева, по сути, идеологом терроризма. По мнению З. Бжезинского, идеология современного терроризма представляет собой причудливую смесь фатализма и нигилизма. Эти темы представлены в текстах песен Т. Муцураева.

    При прослушивании песен Т. Муцураева не покидает мысль, что активно используемая авторами текстов (а таковых вероятно очень много) исламистская лексика является искусственно «вживленной» в ткань текста, надуманной и является лишь фоновым «декором».

    Песенный исламизм Т. Муцураева похож на наивный романтизм. В четырех своих песнях он завоевывал Иерусалим как символ западной иудео-христианской культуры («освобождение Иерусалима» - одна из центральных тем в современном дискурсе исламизма), символ новой угрозы для чеченского сепаратизма. В качестве такового сепаратисты рассматривают глобальную потребительскую идеологию. Создается впечатление, что этой угрозы идеологи чеченского сепаратизма боятся значительно больше, чем силовых акций Федерального центра.

    В действительности, глобалистическая потребительская идеология не является идеальной, но, перефразируя У. Черчилля можно сказать, что эта плохая идеология, но ничего лучше для современного человечества еще не придумали. Традиционалистическая национальная идеология при всем своем красивом романтизме в риторике на практике сопряжена с патологической агрессией. Достаточно вспомнить, что традиционный чеченский исламизм совсем недавно закончился военной экспансией в Дагестане.

    Из проведенного анализа целесообразно сформулировать несколько следствий. Необходимо активно создавать адекватную чеченскую героику, как один из эффективных способов поддержания национальной самооценки.

    В связи с наличием потребности в художественном осмыслении прошлого, настоящего и будущего Чечни целесообразно содействовать таким процессам творческого поиска, поддерживая не только государственно ориентированные научные изыскания, но и пророссийски настроенную творческую интеллигенцию республики, создание соответствующих художественных образов. Особое значение приобретает поддержка творческой молодежи Чечни.

    Желательно нивелировать представления в массовом сознании о фатализме как идеологической и психотерапевтической основе терроризма и вооруженного сопротивления. В противовес, формируя представления о ценности человеческой жизни (гуманизация традиционного общественного сознания), а также возможности построения если не рая на земле, то человеческих, благоприятных условий для жизни в республике.

    Добаев Игорь Прокопьевич,
    Овруцкий Александр Владимирович
    (декан факультета рекламы ЮРГИ,
    кандидат психологических наук),
    Ростов-на-Дону


    1. В связи с тем, что скачанные с Интернет-сайта композиции не имели официальных названий условные названия предложены автором статьи.
    2. Песня имеет очевидный вектор направленности - российские военнослужащие. Это обращение к российским военным, с целью запугивания и деморализации боевого духа.
    Телепартия

    Александр Дугин: Постфилософия - новая книга Апокалипсиса, Russia.ru


    Валерий Коровин: Время Саакашвили уходит, Georgia Times


    Кризис - это конец кое-кому. Мнение Александра Дугина, russia.ru


    Как нам обустроить Кавказ. Валерий Коровин в эфире программы "Дело принципа", ТВЦ


    Спасти Запад от Востока. Александр Дугин в эфире Russia.Ru


    Коровин: Собачья преданность не спасет Саакашвили. GeorgiaTimes.TV


    Главной ценностью является русский народ. Александр Дугин в прямом эфире "Вести-Дон"


    Гозман vs.Коровин: США проигрывают России в информационной войне. РСН


    Александр Дугин: Русский проект для Грузии. Russia.Ru


    4 ноября: Правый марш на Чистых прудах. Канал "Россия 24"

    Полный видеоархив

    Реальная страна: региональное евразийское агентство
    Блокада - мантра войны
    (Приднестровье)
    Янтарная комната
    (Санкт-Петербург)
    Юг России как полигон для терроризма
    (Кабардино-Балкария)
    Символика Российской Федерации
    (Россия)
    Кому-то выгодно раскачать Кавказ
    (Кабардино-Балкария)
    Народы Севера
    (Хабаровский край)
    Приднестровский стяг Великой Евразии
    (Приднестровье)
    Суздаль
    (Владимирская область)
    Возвращенная память
    (Бурятия)
    Балалайка
    (Россия)
    ...рекламное
    Виды цветного металлопроката