Цели «Евразийского Движения»:
- спасти Россию-Евразию как полноценный геополитический субъект
- предотвратить исчезновение России-Евразии с исторической сцены под давлением внутренних и внешних угроз --
Администрация Международного "Евразийского Движения" Россия, 125375, Москва, Тверская улица, дом 7, подъезд 4, офис 605, (м. Охотный ряд) Телефон:
+7(495) 926-68-11
Здесь же в штаб-квартире МЕД можно приобрести все книги Дугина, литературу по геополитике, традиционализму, евразийству, CD, DVD, VHS с передачами, фильмами, "Вехами" и всевозможную евразийскую атрибутику. E-mail:
Тексты | Лекция профессора Крейга Калхуна | "США стремятся стать нормальной страной…" | 31.01.2006
"США стремятся стать нормальной страной…"
17 января 2006 в 18.00 в битком набитом конференц-зале "Синяя гостиная (гостиницы "Президент-Отель") состоялась лекция профессора Нью-Йоркского университета Крейга Калхуна "Теории модернизации и глобализации: кто и зачем их придумывал?", она была организована Институтом общественного проектирования.
Профессор Калхун является одной наиболее значимых фигур одновременно в таких научных дисциплинах, как социология, политология и антропология. Он автор детальных работ по социальному объяснению национализма, студенческого восстания в 1989 году на площади Тяньаньмэнь в Пекине, структур подчинения в сложных организациях, классовых конфликтов эпохи индустриализации, редактор нового издания (2002) "Словаря социальных наук". Наконец, он занимает пост Президента американского Совета по исследованиям в социальных науках (SSRC), где, кстати, в 1958-1972 гг. происходила разработка теории однолинейной модернизации, и ее продолжения в лице глобализации.
Крейг Калхун сотрудничал с французским социологом Пьером Бурдье и философом Жаком Деррида, немецким социальным философом Юргеном Хабермасом и американским историком и социологом Иммануилом Валлерстайном.
Свою лекцию профессор Калхун начал с того, что подчеркнул: "Модернизация и глобализация - естественная ступень прогресса, и поэтому неизбежна. И чтобы убедиться в этом, достаточно пройти по магазинам в любом крупном городе мира, посмотреть на людей на улице, их одежду, их автомобили. Их "Макдональдсы", ставшие уже, чуть ли ни образцом жизни общества. А поскольку глобализация неизбежна, то выбора вроде "или-или", т.е. возможности решать, включаться в этот процесс или не стоит, нет ни у кого. Но. Всегда есть выбор, каким именно образом включаться.
Даже капитализм, - заметил Калхун, - зависит напрямую от несущих его институтов, которые создают сами люди". Кстати, по признанию самого профессора в Соединенных Штатах в среде ученых понятия "глобализация" и "капитализм" совершенно тождественны.
Далее Крейг Калхун сообщил, что глобализация началась не в 50-е годы ХХ века, а на целый век раньше. Уже с середины девятнадцатого века люди осознали, что большая концентрация капитала в различных уголках нашей планеты приводит к стиранию отличия между регионами. А создание огромных финансовых корпораций позволяет легко управлять активами. А институциональную опору образует само государство, без которого, как подчеркнул господин Калхун, экономика не существует.
Третьим важным пунктом глобализации профессор назвал развитие транспорта.
По его словам вся сложность глобализации состоит в том, что до сих пор не удалось преодолеть национализм, который в некотором смысле является предтечей самой глобализации, - но при этом он борется с ней. Парадокс. Вдобавок все существующие современные теории глобализации борются за установление своего понимания этого процесса и за нишу, которую некогда занимала теория модернизации.
Однако, для того, чтобы понять механизм глобализации нам следует мысленно переместиться в 50-е годы, когда окончательно сложилось представление о том, что такое модернизация. Теория модернизации, утверждает Калхун, была поначалу идеей только американских ученых и была порождением либерал-центристской интеллигенции, которая высокомерно рассматривала весь остальной "нелиберальный" мир как скопище государств-дикарей, которым (или которых) следует повторить тот путь, что прошли все "развитые государства Запада". Этот путь не имеет альтернатив. А началось все, разумеется, после окончания Второй мировой войны, когда была побеждена химера нацизма, и "западным демократиям" понадобилось приложить все усилия для того, чтобы замять исторический факт их сотрудничества с гитлеровским режимом против СССР. Для этой цели была развернута широкомасштабная научная работа по нахождению сходства нацизма со строем в тогдашнем Союзе ССР и другими государствами, не разделяющими западный либерализм. Так возникла теория модернизации.
В конце первого послевоенного десятилетия в Африке и на других континентах начался процесс борьбы колоний западных держав. А поскольку колонии привыкли зависеть от метрополии и не могли самостоятельно решать свои внутренние и внешние вопросы, то им следовало предложить какой-то новый вариант интеграции. Он и был найден. Двое ученых социологи-теоретики Толкотт Парсонс и Энтони Шиллз сделали все для того, чтобы их теория модернизации стала главной идеей не только в США, но и в Европе и, как следствие, во всем остальном мире. Но буквально через двадцать лет теория модернизации продемонстрировала свою ущербность. Сначала опыты над латиноамериканскими странами показали, что эти государства ни в какую не хотят воспринимать саму идею модернизации и вылезти, как считали отцы теории, из отсталости. Следом представители течения неолибералов, а частности, упомянутый Крейгом Калхуном, печально известный для нашей страны экономист-"шокотерапийщик", неолиберал Джеффри Сакс, убежденный в том, что создание свободного рынка разом решит все вопросы. Довольно любопытным стало сообщение профессора о том, что о Саксе, до его приглашения в Российскую Федерацию в 1992 году, никто ничего и не знал.
Итак, с началом 70-х годов ХХ века теория модернизации показала свою полную несостоятельность и канула в лету. А на смену ей прошла широко известная теперь теория глобализации, которая пытается занять место своей предшественницы. А в конце своей лекции профессор Калхун особо отметил, что "США стремятся стать нормальной страной, осознать, что американский порядок - лишь один из вариантов современности, но не безусловный образец для применения и подражания". А американцы хотят стать "нормальными американцами" (normal Americans), т. е. равными остальным представителями человечества. Хотя пока это плохо заметно.