Во-вторых, и это очень важно, необходимо сохранение свободы передвижения граждан. Только в рамках единого экономического пространства можно сохранить такую свободу передвижения. Миллионы людей на этом пространстве имеют родственные и дружеские связи.
Третье – это открытость рынков друг для друга и посредством этого создание широкого рынка. Ведь делать бизнес гораздо удобнее на широком экономическом пространстве. И четвертое – единое экономическое пространство играет на защиту суверенитета каждой из этих стран, поскольку только в рамках больших региональных проектов происходит реальное укрепление суверенитета. Достаточно посмотреть на страны Евросоюза. Это странное сочетание – как бы обмен суверенитетом.
Что сдерживает развитие этого проекта? Прежде всего политические проблемы. Сегодня, насколько я понимаю, одна из главных причин, по которой блокируется единое экономическое пространство – это так называемое европейское блокирование. Классический пример с Украиной, которая никогда не станет нормальным членом Евросоюза. Её все время дразнят обещаниями, но при этом все послы европейских стран на Украине четко говорят – никаких участий в ЕЭП. Они договорились даже до того, что участие в ЕЭП подрывает вступление в ВТО, хотя множество членов региональных союзов являются членами ВТО, и ничего это не подрывает. Вот такая откровенная ложь используется для недопущения вхождения Украины в Евросоюз.
Почему так происходит? Может, Евросоюз является нашим врагом? Вовсе нет. Евросоюз просто боится, что Россия может развиваться по недемократическому пути. Евросоюз боится, что Россия может возродиться как великая, и при том, антизападная держава. Нужно снять это страх. Нужно обеспечить нормальное демократическое развитие в стране, функционирование нормальных демократических институтов, и тем самым, став во многом союзником Евросоюза, снять европейское блокирование для развития ЕЭП. Я не считаю, что Евросоюз является нашим геополитическим противником. Скорее он заинтересован в нормальных, паритетных отношениях.
В этом смысле в развитии ЕЭП была бы уместна такая стратегия: сначала внутреннее развитие, прежде всего в области развития демократии, потом установление отношений доверия с Евросоюзом. ЕЭП должен формироваться не против Евросоюза, но вместе с ним.
Украина совершенно не нужна Евросоюзу. Не нужны ни её территории, ни население. Евросоюзу нужна внутренняя интеграция и внутренняя однородность, что Украина только отнимет. Евросоюзу также совершенно не нужны нищие, постоянно нестабильные страны рядом. Евросоюз был бы крайне заинтересован, если бы рядом образовалось единое экономическое пространство, с которым можно было бы сотрудничать по модели ассоциированного членства.
Более того, при создании ЕЭП очень важно привлечь экспертов по политике Евросоюза - для того, что бы правила были сопрягаемы. В частности, в Евросоюзе неплохо отработано законодательное урегулирование.
Еще одна сложность заключается в том, что сегодня через Россию сопредельные страны не могут решить свои проблемы. Точнее, могут, но только частично: послать безработных в Россию, получать энергоносители по демпинговым ценам. Но Россия не является привлекательной с точки зрения модернизации. Евросоюз, Китай с этой точки зрения более привлекательны. У России еще не выработан свой проект модернизации.
И какой привлекательностью может пользоваться элита, насквозь проворовавшаяся, которая считает себя не господами, а хозяевами в этой стране, и в этом смысле прав Сурков, когда говорит об оффшорной аристократии, которая и ненавидит, и презирает свой народ, хочет ограбить его и сбежать. Такая элита для российского населения не является привлекательной, а что же говорить о населении других стран.
Вот что мы можем предложит донецкой финансово-промышленной группировке? Только следующее: сейчас придут русские олигархи, вас ограбят и все заберут. Всё. Это безумие, абсурд. Что мы можем предложить населению этих стран? Теперь наше телевидение внесет свой вклад в полное моральное разложение вашего общества – не более, не менее. И никто мне не докажет, что сегодняшнее телевидение является воплощением свободы слова. Нам необходимо нравственное возрождение страны, без которого никакие интеграционные проекты просто невозможны.
Главная задача – формирование проекта модернизации нашей страны и решительное обновление существующей элиты. Современный русский капитализм – это подлый капитализм. Современная российская элита - это подлая элита. При этом они не должны быть изгнаны. Они должны быть переформатированы. Они работали при советской власти и добились успеха, они добились успеха при Горбачеве, при Ельцине, при Путине, они сохранят часть своих позиций и при модернизации, но они должны быть решительнейшим образом переформатированы.
Для этого необходимо формирование политической силы. Без политической партии сделать это невозможно. Такой партией, конечно, не является "Единая Россия", которая является партией статус-кво. Некий зародыш такой партии мне видится в администрации президента плюс руководство федеральных телеканалов и экспертных советов. Но они еще не осознают себя как партия, и там еще много проблем. Но формирование такой партии необходимо. Без этого любые попытки интеграции на постсоветском пространстве закончатся неудачей.
Сергей Марков, политолог,
директор Института политических исследований.
Подготовлено на основе выступления на
седьмом заседании
"Евразийского Экономического Клуба".