Цели «Евразийского Движения»:
- спасти Россию-Евразию как полноценный геополитический субъект
- предотвратить исчезновение России-Евразии с исторической сцены под давлением внутренних и внешних угроз --
Администрация Международного "Евразийского Движения" Россия, 125375, Москва, Тверская улица, дом 7, подъезд 4, офис 605, (м. Охотный ряд) Телефон:
+7(495) 926-68-11
Здесь же в штаб-квартире МЕД можно приобрести все книги Дугина, литературу по геополитике, традиционализму, евразийству, CD, DVD, VHS с передачами, фильмами, "Вехами" и всевозможную евразийскую атрибутику. E-mail:
Выступления | Дугин | Тезисы выступления на секции «Глобализация» в рамках VI Всемирного Русского Народного Собора | 13.12.2001
Правомочна ли оценка глобализации в эсхатологических терминах? (анализ духовно-религиозных аспектов глобализации)
1. Что такое процесс глобализации?
Это универсализация определенного кода, унификация многообразия политико-социальных, экономических, конфессиональных и культурных полюсов.
2. Каков этот код?
Этот код является результатом развития цивилизации Запада, и его наиболее последовательного воплощения в США.
3. Глобализация является однополярной
Следовательно, глобализация есть привнесение нормативного кода, выработанного западной цивилизацией и воплощенного в политико-экономическом устройстве США.
4. Когда говорят о растворении центра и транснациональном характере глобализации, что имеют в виду?
Имеют в виду, что после определенного момента планетарной унификации территориальное местонахождение центра управления локализация Мирового Правительства не будет иметь решающего значения.
Но это никак не противоречит
1) американоцентричному характеру глобализации на данном этапе 2) содержательно-ценностному характеру глобализации, универсализирующей не какой-то произвольный, но именно северо-американский или пост-американский код.
5. Глобализация есть продукт секулярной западной матрицы
Внимательнее присмотримся к коду глобализации. Он является секулярным, но сверстанным на основе западно-христианской матрицы.
Обе линии не случайны и непроизвольны, они императивны. Западные конфессии подчас критикуют глобализацию за акцент на секулярности. Церковные прогрессисты Запада, напротив, приветствуют ее как продолжение определенных процессов модернизации западно-христианской этики, ставшей автономной.
6. Синкретические элементы
В культурном оформлении процессе есть и заимствования из иных культурно-религиозных комплексов. Это разрозненные фрагменты культур этнических меньшинств, вынесенных из контекста. Что соответствует общему отношению культуры США к этносу и фольклору (негров, индейцев, латинос, дальне-восточных, русских, еврейских и т.д. диаспор).
Попытка систематизации этих элементов представлена в движении New Age. Это систиематизация фрагментарного и маргинального в области «параллельной религиозности».
New Age выразительный элемент глобализации.
7. Что отменяет глобализация?
Государства Суверенитет Национальные экономические системы Национальные администрации Автономии конфессий, привязанные в той или иной степени к политико-социальной, культурной или хозяйственной идентичности Этнические анклавы Суверенные армии Автаркию этических типов Национальные и региональные валюты Юридические дифференциации
Региональные и национальные варианты хозяйствования Диалог культур
8. Что глобализация не затрагивает?
Сферу индивидуального выбора (до тех пор пока он не обретает межличностного социального, коллективного измерения) Свободу передвижения Свободу частной предпринимательской деятельности
9. Духовный аспект глобализации с точки зрения православного вероучения
Что может волновать православного?
1) Нормативный, императивный характер глобализации, стремление к утверждению глобалистского кода в качестве общеобязательного социального, политического, цививилизационного культурного pattern'а.
2) Секулярный характер глобализма, жестко отказывающий религии в социально-коллективном, соборном характере, утрачивается православное представление о Церкви.
3) Генетическая связь с западно-христианской культурой, которая никогда не была особенно близка православным.
4) Акцент на «параллельной религиозности», граничащей с святотатством.
5) Отвержение социального нормативного значения этики.
Дополнительно: для тех православных, которые сопрягают Православие с судьбой Русского Государства и русского народа, проблему может вызывать императивное упразднение этого Государства и этого народа.
10. Окончательный диагноз
Как же ответить на поставленный в заглавии выступления вопрос?
Не так просто.
Если понимать под Православием то, что понималось ранее Церковь, учение, предание, традицию, соборность, и даже шире «православную цивилизацию», то совокупность определений глобализации позволяет недвусмысленно отождествить ее с апоситасией и антихристом.
С точки умственно полноценного зрения православного традиционализма, вывод очевиден. Да, это однозначно эсхатологическое явление.
Но.
Если оставить в стороне предание, встать на либеральную точку зрения некоторых священников, на протестантский манер утверждающих, что спасение и вера это абсолютно личная, абсолютно индивидуальная вещь, то такое отождествление не проходит, поскольку как раз в отношении индивидуального начала глобализация является движением освободительным и освобождающим.
Тот момент, когда Православие однозначно признает, что глобализация не является эсхатологическим явлением, оно окончательно перестанет быть Православием и станет чем-то еще.
Другие материалы по VI Всемирному Русскому Народному Собору: