Начиналось размежевание округа и области в начале достопамятных девяностых, когда суверенитет глотали, не прожевав. В одночасье автономные области превращались в республики и "разводились" с краями, в состав которых входили. Автономные округа становились субъектами Федерации и обособлялись от областей.
Так отделилась Чукотка, будущий трон Абрамовича, так богатый нефтью НАО захотел распоряжаться своими кладовыми без оглядки на Архангельск. Дальнейшее хорошо известно. Сменялись заполярные губернаторы: Комаровский, Хабаров, Бутов, Баринов - и все стойко держались обретённого суверенитета. Вдобавок округ обзавелся лобби в архангельских СМИ (И. Бенца, В. Тунгусов и др.). Дошло до того, что из заставки "Поморья" (конец 90-х) однажды исчезла часть карты региона - Ненецкий округ.
После протестов общественности обрезанную часть карты восстановили. Дальше - больше: ненецкие политики спорили, нужен ли им депутат в областном Собрании или можно обойтись без него? Компания "Лукойл" помахала области рукой: оставайтесь, мол, с вашей мезенской синеклизой, где то ли есть нефть, то ли нет, а нам сподручней в НАО чёрное золото качать. Ненецкие избиратели предпочли видеть в кресле губернатора после шумно-скандального Бутова нового человека с фамилией на букву "Б", выходца из лукойловских рядов. В нынешнем году забрезжила, казалось бы, надежда на поморско-ненецкое объединение по образу и подобию Перми, Камчатки, Красноярского края. Но вскоре опять потухла. И дело тут вовсе не в национальном вопросе: ненцев в НАО - меньшинство, коми-пермяков в Кудымкаре - подавляющее большинство. Однако последние дружно проголосовали за слияние в братских объятиях с русскими пермяками.
А вот русские в НАО не горят желанием отдать себя под властную руку Архангельска. Потому что дело в итоге не в этносе, а в экономике и геополитике. С экономикой понятно. Округ, богатый весомо, грубо, зримо, не стремится отдавать свои кровные углеводородные рубли потенциально тоже богатой, но реально прозябающей в бедности области. Нарьян-Мар - это вам не Кудымкар, чей единственный брэнд - неофициальная столица колдунов всея Руси. Население НАО на бочке с нефтью и цистерне с газом восседает. И делится со вчерашними хозяевами, скрипя зубами и скрепя сердце. Вот и недавний окружно-областной договор законодатели региона ратифицировали, руководствуясь пословицей: "Худой мир лучше доброй ссоры". Одинокие голоса депутатов от ЛДПР потонули в этом общем горестном вздохе. Тем временем, если на уровне межсубъектных отношений дипломатия существует, то народной дипломатией здесь и не пахнет: в Мезенском районе отстреливают ненецких оленей, в НАО не позволяют мезенским поморам ловить рыбу. Хочешь промышлять у берегов Канина - отправляйся за лицензией из Мезени в Нарьян-Мар. По-архангельски это называется "ехать через Ширшу в Маймаксу", только гораздо дольше и накладней.
Оставим экономику и "дипломатию". Перейдём к такой науке как геополитика. Кто читал книги Александра Дугина (философ, политолог, был помощником покойного депутата Госдумы А. Чурилова), тот, наверное, обратил внимание на то, что основные геополитические векторы в мире и в России автор располагает в меридиональном направлении. Таким образом Карелия геополитически ориентирована на Санкт-Петербург, регионы северной Сибири - на Новосибирск, Республика Коми (а за ней и НАО) - на средний Урал. А Архангельск? Взгляните на карту - и всё поймёте:
Проведя перпендикуляр от столицы Поморья к югу, мы упрёмся в Вологду. С недавних пор именно здесь прописались управляющая энергетическая компания и головная автодорожная контора. Вологодские сельхозпроизводители затопили нашу область своей молочной продукцией. Вологодчина - это не только сельское хозяйство, но и такой индустриальный гигант как череповецкая "Северсталь". Чуете, куда клоню? А что, если к "ихним" преимуществам добавить наши: алмазы, бокситы, ВПК, опять же "море - наше поле"? Если же опустить вектор чуть ниже, мы уткнёмся в Ярославль: крупный промышленный, научный, культурный центр, столица Северной железной дороги.
В конце 1917 года на съезде представителей северных губерний в Архангельске обсуждалась идея их объединения в рамках крупного региона. Идея не была осуществлена не только по причине революционной неразберихи, но и ввиду упрямства делегатов от Ярославской и Костромской губерний, не осознававших преимуществ слияния с Вологдой и Архангельском.
Архангельск, Вологда, Кострома, Ярославль: - плоть и кровь идеи создания восьмого, Северного федерального округа, к чему пару лет назад тщетно призывали архангельские учёные. Пусть град Петров служит объединителем близлежащих к нему территорий, а мы уж, извините, как-нибудь сами. Опять же Питер нам в большей степени конкурент, чем друг и союзник. Так сплотимся же вдоль поморского меридиана. Не забудем, что на севере он проходит через Кольский полуостров.
Так что на нашу геополитическую ось надо нанизать и Мурманскую область. Получается Поморо-Саамия, или Саамо-Поморье? На востоке с нашим краем будет граничить Коми-Нения. Между прочим, Красноярский край, Камчатка и Пермь воссоединялись с автономными округами, расположенными как раз по линии меридиана. А вот с "параллельными" нам в географическом и политическом смысле ненцами ничего не получается. Хитрая наука геополитика.
Анатолий Беднов