Цели «Евразийского Движения»:
- спасти Россию-Евразию как полноценный геополитический субъект
- предотвратить исчезновение России-Евразии с исторической сцены под давлением внутренних и внешних угроз --
Администрация Международного "Евразийского Движения" Россия, 125375, Москва, Тверская улица, дом 7, подъезд 4, офис 605, (м. Охотный ряд) Телефон:
+7(495) 926-68-11
Здесь же в штаб-квартире МЕД можно приобрести все книги Дугина, литературу по геополитике, традиционализму, евразийству, CD, DVD, VHS с передачами, фильмами, "Вехами" и всевозможную евразийскую атрибутику. E-mail:
Статьи Дугина | ''Газета'' | ''Россия должна идти путем традиционной империи'' | 30.11.2005
Александр Дугин
"Россия должна идти путем традиционной империи"
Назначение губернаторов является вполне позитивным, потому что в нынешней ситуации области или края в составе Российской Федерации представляют собой угрозу сепаратизма и распада России.
Смысл евразийского федерализма как раз не в унитарности, не в полном лишении автономии областей, а в переходе от нынешней модели, когда субъектом Федерации является область, край или республика, к концепции народа - субъекту Федерации с соответствующей ассамблеей народов, народным парламентом этносов и т.д. В этом отношении, конечно, назначение губернаторов умаляет территориальный федеральный принцип Российской Федерации и может восприниматься как шаг в сторону унитарного государства. С точки зрения этнофедерализма, сторонником которого я являюсь, это не так плохо, поскольку в данном случае происходит предотвращение возможной угрозы сепаратизма. Считаю, что Путин пошел на этот шаг с целью использовать этот инструмент только в крайних случаях, таких как теракты.
Политика должна быть точно привязана к истории и географии, ибо нет политики вне истории и нет политики вне географии. Поэтому, когда мы говорим, что надо предпринять то или иное действие, необходимо не просто спорить, хорошо это или плохо – федерализм или назначение губернаторов, – а надо понимать и спорить о том, как это действие соотносится с тем историческим моментом, в котором находится наше государство, и как оно отвечает территориальной, географической и геополитической специфике. Так, в историческом смысле перед угрозой распада России и той сложной структурой российских территорий, российского административного устройства эта мера является оправданной и адекватной.
Поскольку, как сказал президент, вводя назначение губернаторов, против России ведется война, в таких условиях мы не можем допустить той степени автономии и независимости регионов от федерального центра, которая есть сегодня. Но должен быть сделан и следующий шаг: забирая часть полномочий в центр, Россия должна передавать какие-то полномочия и на места. Я считаю, что принцип евразийского федерализма или этнофедерализма был бы прекрасным дополнением к этому стратегическому централизму.
Унитарное государство в полном смысле для нас будет только губительно, а некоторые меры по усилению централизма будут, наоборот, справедливы и спасительны.
С точки зрения принципа России подходит, по моему глубочайшему убеждению, этнофедеральная модель, модель империи, если угодно, которая позволяет свободно сосуществовать достаточно большому многомерному образованию этнических анклавов без превращения их в единый конгломерат юридически неразличимых граждан. Мы видим, к чему это приводит в Европе, когда гражданская концепция абсолютно унитарного государства во Франции ведет к тому, что игнорируются все этнические, религиозные, культурные особенности, но рано или поздно они все равно дают о себе знать, просто с обратной стороны. Не дай Бог России пойти этим якобинским путем.
Напротив, Россия должна идти своим собственным путем, путем традиционной империи, которая сочетает стратегический централизм со значительной степенью автономии, но не столько регионов, сколько этнических, религиозных, культурных ансамблей, которые оказываются в пространстве империи. Конечно, это должна быть демократическая империя, современная империя в терминах постмодерна, симметрично или параллельно тому, как является империей США, причем мировой империей. Россия же может начать с региональной империи, а потом двигаться к укреплению своих позицией на постсоветском пространстве и других смежных территориях. Современные империи, конечно, не занимаются завоеванием, они не связаны с получением колоний и действуют совершенно по-другому, на основе укрепления своего стратегического, культурного, экономического и технологического влияния. А эту функцию Россия не просто может, но и должна взять на себя.
Если Россия примет и выстроит модель евразийской федерации, основанной на принципе политических прав этносов и геополитического единства большого пространства, то она может опять вернуться к статусу великой державы со своей идеологической программой и повесткой дня.
Александр Дугин, директор Центра геополитических экспертиз, лидер Международного евразийского движения, идеолог неоевразийства