В союзники в борьбе с Западом Китай, как и полвека назад, выбирает Россию. «Если не с нами, то с кем вы останетесь?!» Однако эту новую дружбу западные дипломаты сочли чистой воды блефом. «Все эти ваши совместные военные учения - пыль в глаза, - говорит английский эксперт по Китаю Джаспер Бекер. - Россия сейчас слишком слаба и цепляется за Китай, чтобы продемонстрировать Западу возможную мощь нового военного союза. Но этот союз - игра. Китай и Россия друг другу ни на грош не доверяют».
«То, что делает Россия во внешней политике, - это и впрямь блеф, - заверяет политолог Александр Дугин. - Но то, что делает Китай, - это не блеф, это серьезно. И если они проводят военные учения, значит, они планируют захватить Тайвань рано или поздно. У нас есть общий враг и общая угроза - Америка, которая создала однополярный мир. Китай пытается создать противовес Штатам, и тут мы с ним союзники. Но наше сближение с Китаем чревато не потому, что Китай плох, а потому, что он сильнее. Как в притче у Ницше. Уголь спрашивает алмаз: «Вот мы с тобой родственники, сделаны из одного и того же вещества, но почему ты такой твердый?» «Потому что ты такой мягкий», - отвечает алмаз».
Кто они нам - друзья или враги?
Поезжайте в Приморье, куда китайцы лезут, как клопы из ошпаренного тюфяка, и вам ответят: «Китайцы? Благодетели! Кормильцы! Куда мы без них?» «Что за чушь у вас в Москве несут о «желтой» экспансии? - удивляется, к примеру, депутат Законодательного собрания Приморского края Юрий Серебряков. - Да мы без них с голоду подохнем. Только за счет них и живем. Они нас и обули, и одели. У нас говорят: Москва далеко, а Китай близко. Да и кого мы в Москве интересуем? Мне один московский политолог заявил: «Нам Дальний Восток не нужен, это была ошибка царизма». Представляете? Земли у нас, конечно, много, но лишней-то нет. У нас только людей не хватает. В России население 140 миллионов человек, из которых работают всего 60 миллионов. А китайцы - вот они. Законопослушные, работящие».
Китаец Сюэ Хуэй Линь, бизнесмен, лидер владивостокской общины. Женат на русской, двое детей, выпускает газету на китайском. «Надо ли вам нас бояться? - вздыхает Сюэ. - Есть у нас в Китае река Хуанхэ, которая все время грозит вырваться из берегов. Город внизу, а река вверху, и люди со страхом за ней наблюдают. То же самое у вас на Дальнем Востоке. Огромная пустая территория, а в двух шагах 200 миллионов, население нескольких провинций. Страшно, что дамбу в один прекрасный день прорвет».
Пока «дамбу не прорвало», «желтое» население в глаза не бросается. Даже в Уссурийске, который считается «китайским городом» (по слухам, здесь постоянно тусуются до 20 тысяч граждан КНР), китайцев можно встретить в основном на известном ночном рынке. Торгуют второсортным ширпотребом - обувью да шмотками. Часто тяп-ляпицу китайцы «шлепают» прямо здесь, в Уссурийске, на подпольных фабриках. На лейблах, учитывая ностальгическую «слабинку» покупателей, пишут трогательное «сделано в Москве».
У жителей Уссурийска претензий к китайцам нет: «Живут они скученно, спят в своих «крысиных норах» - картонных коробках, едят чашку риса в день, проблемы свои решают тихо, в «кругу семьи». Пашут днем и ночью, делают всю грязную работу, а как выбиваются в «люди», нанимают наших ребят в «помогайки». («Помогайка» - российский гражданин, везущий на себе из Китая беспошлинный товар весом не более 50 килограммов.)
Два города по сторонам границы - русский Уссурийск и китайский Суйфыньхэ. За несколько лет бурной приграничной торговли Уссурийск умылся, причесался, но так и остался бедным провинциальным городком. За те же годы Суйфэньхэ из загаженной китайской деревни превратился в богатый, избалованный успехом городок, где сверкают дорогие отели и престижные развлекательные центры. «Как поднялись-то на наших деньгах!» - вздыхают уссурийцы.
«Китайцы высасывают ваши деньги, - говорит китайский бизнесмен Сюэ Хуэй Линь. - А почему? Потому что вам не нужны ИХ деньги. Когда во Владивосток приезжают мои знакомые бизнесмены, они первым делом спрашивают меня: «Если я вложу средства в новое предприятие, какие льготы и привилегии я получу?» «Да никаких», - отвечаю я».
В Китае же инвестор - « важная персона». Вокруг него пляшут чиновники, готовые помочь со всей бумажной волокитой. Любому предприятию, создающему рабочие места, - зеленый свет, а всем приграничным территориям - особый статус. Первые три года - никаких налогов, до пяти лет - льготное налогообложение, а дальше специальная комиссия решает, встала ли на ноги молодая компания и сколько она может платить государству.
«Вообще как бизнес-партнеры мы китайцев не интересуем, - говорит директор Института финансового анализа Герман Зверев. - Они могут купить нас за копейки, что и делают. У китайцев сейчас весь мир в кармане. Только в Бразилию они вложили три миллиарда долларов. У них в руках второй по величине в мире порт в Роттердаме, Панамский канал, сделка с казахской нефтью. А что Дальний Восток? Мы с Китаем соседи, но ни о каких крупных проектах пока не слышно».
С такой оценкой ситуации коренным образом не согласен Генеральный консул Китая на Дальнем Востоке господин Фань Сяньжун. Этот молодой блестящий дипломат - образец китайской жизнерадостности и неизменного партийного оптимизма. «Я вам дам отличный заголовок для вашей статьи, - бодро предлагает консул, лучась и плавясь, как красное солнышко. - Например: «Развитие русско-китайского экономического сотрудничества - необратимый процесс». Как, по-вашему, хорошо?» «Хорошо», - с энтузиазмом откликаюсь я. «А вот еще, - воодушевляется консул. - Россия и Китай навсегда перевернули черную страницу нашего прошлого!» «Навсегда?» - с сомнением спрашиваю я. «Навсегда!» - заверяет господин Сяньжун.
Об отношениях к китайцам на русском Дальнем Востоке консул говорит туманно, мол, плохие и хорошие люди есть везде: «Как бы кому-то ни нравилось то, что китайцы приезжают сюда, но вы должны признать, что наши люди отлично работают. Водку не пьют, работают до поздней ночи».
«Мы, русские, живем по Марксу: «Самое главное богатство человека - свободное время», а для китайцев работа - сама по себе ценность, - говорит председатель Хабаровского объединения предпринимателей Евгений Шулепов. - У нас по деревням пьяницы с огородов будут помидоры воровать, но на работу не пойдут. Лень. Все дело в том, что мы еще до конца не испили чашу нищеты, а китайцы на своей шкуре узнали, что такое голод. И вообще нация, способная в шесть утра дружно выйти на зарядку, - это великая нация».
Ненужная земля
Если Владивосток лоялен к своим китайским соседям, то Хабаровск до сих пор зализывает раны после частичной потери двух островов, отданных Китаю, - Большого Уссурийского и Тарабарова. Еще пять лет назад губернатор Хабаровского края Виктор Ишаев заявлял: «Это наша земля!» Теперь в городе об этом говорят сквозь зубы: «Эх, прижала Москва нашего мужика! Пришлось отдать!»
«По-человечески я китайцев понимаю, - говорит депутат Хабаровской краевой Думы Алексей Громов. - Какое государство не хочет расширяться? А наши острова для Москвы - это пыль: «Нехай забирают!» Помните, в знаменитой кинокамедии и. о. царя заявляет шведам: «Кемскую волость? Да берите на здоровье!» А вор-патриот ему в ответ: «Ты почто, царская морда, государственные земли разбазариваешь?!»
К 2030 году китайцы планируют мирную ассимиляцию Дальнего Востока, им и воевать не надо. Сами все отдадим. Только странно все это. Мы войну выиграли, а территории отдаем и уходим с Дальнего Востока».
«А может, это и хорошо, - говорит писатель Александр Проханов. - Придут китайцы, русские женщины получат здоровых, полноценных, сочных мужчин». - «Это китайцы-то сочные?» - «А вы посмотрите на наших солдатиков в армии - маленькие, худенькие. Китайцы женятся на русских - возникнет новая раса». - «Вы всерьез так думаете?» - «Да что вы! Я-то патриот, я за чистоту расы».
«У вас земля бесхозная, - говорит китайский бизнесмен Сюэ Хуэй Линь. - Я когда по деревням вашим еду, мне плакать хочется. Поля бурьяном зарастают, работать некому. Здоровая нация всегда имеет цель - работа во имя выживания. Больная нация живет бесцельно. У китайцев цель есть...»
«У нас и впрямь работать некому, - соглашается начальник Управления миграции Приморского края Виктор Плотников. - Вы взгляните на карту Дальнего Востока - 6 миллионов 280 тысяч квадратных километров территории и население 6 миллионов 200 тысяч человек. 1 человек на 1 квадратный километр. И люди отсюда бегут! За девять лет население только Приморского края сократилось на 128 тысяч человек. Мне один знакомый китаец как-то сказал: «Мы идем к вам не потому, что НАМ нужны ваши территории, а потому, что они ВАМ не нужны».
Дарья Асламова