Однако евразийцы в одном месте, скорее всего, слукавили, когда объясняли казус 4 ноября тем, что в префектуре ЦАО запутались в националистах. Решения о многотысячном митинге с конечной точкой на Славянской площади, под окнами администрации президента, вряд ли принимаются в префектурах. По мнению московских политологов, которых вокруг митинга крутилось десятка три, ярых шовинистов могли «прикрепить» к евразийцам по двум соображениям: чтобы перед выборами в Московскую городскую думу 4 декабря продемонстрировать, куда ведет шовинизм «Родины», или же для того, чтобы скомпрометировать группу высокопоставленных чиновников. Что касается «Родины», то за нее ничего демонстрировать не нужно. С конца октября «Родина» ведет массированную предвыборную кампанию, откровенно апеллирующую к шовинистическим чувствам, тысячами раздаются листовки, обвиняющие власть в потворствовании нелегальной эмиграции и в связях с национальными мафиозными группировками, тысячами раздаются «родинские» спецвыпуски газеты «Завтра», где Юрий Лужков изображается в профиль, но не свой, а утрированно семитский. А теперь немного об иной версии подоплеки «Правого марша».
В высших кругах
В начале октября 2004 г. в пятизвездочном отеле на греческом острове Родос собралось разнообразное сообщество из российских чиновников, представителей государственного бизнеса, политических писателей, идеологов Палестинской администрации и европейских антиглобалистов. В телевизионных репортажах чаще всего показывали главу Госнаркоконтроля Виктора Черкесова, тогда еще первого вице-президента ОАО «Российские железные дороги» Владимира Якунина и политического писателя Александра Дугина. Организаторы объясняли, что собрались для того, чтобы «Россия вскоре смогла поставлять миру не только нефть и газ, но и новые философские идеи». Место выбрали не случайно, подчеркивал Дугин, поскольку «есть сведения», что во времена Крестовых походов тамплиеры спрятали на Родосе чашу Грааля (мифологический сосуд, в который, по преданию, на Голгофе собрали кровь Иисуса Христа. В 40-х гг. прошлого века Адольф Гитлер направлял на Родос специальные экспедиции, чтобы его найти).
Одна из самых известных книг Александра Дугина называется «Тамплиеры пролетариата». А одна из самых известных статей этой книги – «Фашисты приходят в полночь». В ней написано, что совсем скоро придут к нам сильные и красивые люди с холодной северной волей, чтобы навести порядок в обществе, погрязшем в постиндустриальной неге и расхлябанности.
Сейчас публицист Дугин стал почти телезвездой. Бенефис его состоялся в апреле 2000 г., в день учредительного съезда общероссийского общественно-политического движения «Евразия». «Элементы евразийской идеи мы встречаем сегодня в программах самых разных политических сил российского общества: «Единство», КПРФ, «Россия», «Регионы России», ОВР. Однако ни одно из этих политических движений не является осознанно евразийским и использует фрагменты евразийства локально, главным образом в конъюнктурных целях. Это не позволяет евразийской идее продемонстрировать и реализовать весь свой потенциал» – так было написано в буклете, изданном к учредительному съезду. На буклетах и в зале во множестве воспроизводилась вырванная из контекста фраза Владимира Путина, сказанная на одном из юго-восточных саммитов: «Россия – страна евразийская».
Съезд с большой помпой прошел в конференц-зале клуба, принадлежащего коммерческим структурам бывших офицеров спецназа. Мероприятие оплачивал московский банк, также подконтрольный бывшим спецназовцам. Его владельцы и вошли в руководящие органы «Евразии».
Пути евразийцев
В 1995 г. только что созданный Фонд эффективной политики Глеба Павловского выпустил четырехтомник под названием «Иное». Идеология сборника строилась на противопоставлении знаменитому сборнику статей либеральной интеллигенции времен начала перестройки «Иного не дано». Содействие этому изданию во многом оказал председатель Экспертного совета при правительстве РФ Георгий Хижа, ранее в должности вице-премьера отвечавший за военно-промышленный комплекс. Именно поэтому звучавшая в статьях ностальгия по советским временам и их антиамериканская направленность никого не удивляли. Много говорилось в сборнике и о необходимости для России идти особым, «евразийским» путем.
Многие авторы того сборника через несколько лет заняли должности в структурах федеральной власти и сразу же погрузились в работу. Времени на теоретическую подпитку идеи у них уже не хватало. А чтобы «евразийская» самобытность получила развитие, приблизили профессиональных «евразийцев». После создания общероссийского общественно-политического движения «Евразия» некоторые западные газеты писали, что идеи дугинской «Геополитики» активно влияют на выработку международной политики РФ и нравятся даже президенту. После трагических событий в Нью-Йорке 11 сентября российская международная политика на время стала другой, и идеи «евразийцев» некоторое время никто не принимал всерьез.
Но довольно скоро все переменилось, и Александр Дугин оказался на Родосе.
Книги Александра Дугина пользуются популярностью даже в кругу московских интеллектуалов. Дугин рассказывает в них о массе занимательных вещей: об английском мистике и сатанисте Алистере Кроули, о рок-певце Дэвиде Боуи, который по мистическим соображениям купил поместье Кроули, о символизме звезд и свастики и даже в пьесе Чехова «Три сестры» находит мистические евразийские прозрения. На развалах видеокассет можно купить цикл его телевизионных передач «Тайны Третьего рейха», где повествуется о попытках Гитлера найти чашу Грааля, золото тамплиеров, об экспедициях гитлеровцев на Тибет и иных щекочущих нервы вещах. Дугин близко дружит с писателем Юрием Мамлеевым, многими рок-музыкантами и художниками-авангардистами. И во всех своих работах он намекает на разного рода незримые конспирологические нити, которые якобы управляют мировыми художественными и политическими процессами. Собственно, и в Евразию, теорию нескольких мистически настроенных эмигрантских публицистов начала века он тоже вносит привлекательные конспирологические тайны. Тем более за евразийцами Дугина и так следует старый миф, что созданы они были «прогрессивной» частью сталинского НКВД.
В 1995 г. Александр Дугин и Сергей Курехин со сцены санкт-петербургского ДК имени Ленсовета провозгласили манифест «новых магов». «Зафиксировав» в нем глубочайший кризис искусства и политики, они заявили, что «новые маги учреждают свое искусство и осуществляют социальные перевороты. Они специализируются в геополитике, масштабной науке, подчиняют стихии, укрощают атлантического Левиафана и откармливают континентального бегемота. Минимальный социальный масштаб Новой магии – страна, народ, государство, легионы человеческих масс. Группа эстетов или отряд марширующих дегенератов-сектантов никому не интересны». Затем Курехин и Лимонов пели: «Нас ждет огонь смертельный, но все ж не в силах он». Для Дугина этот хеппенинг был частью предвыборной кампании в депутаты Государственной думы.
Выборы Дугин тогда проиграл, но сблизился с частью санкт-петербургской тусовки. Статьи Дугина с завидной регулярностью стали публиковаться в газете «Час пик».
Большая игра
Во всей этой истории есть и еще один аспект. Политологи и аналитики, в том числе и европейские, все чаще говорят, что в ближайшее время в России может начаться активный розыгрыш национал-патриотической карты. Если это так, уже очевидно, что деньги на это выделяются немалые. При Институте национальной стратегии Станислава Белковского образовалась группа политологов-младоконсерваторов, которые активно разрабатывают теории самобытности России, осмысляют советский период нашей истории как абсолютно верный этап этой самобытности. Большинство этих философов-политологов, кстати, оказались причастны к митингу 4 ноября. Они же активно ищут и находят сторонников в странах СНГ. И вряд ли случайно в этом контексте издание увесистыми кирпичами трудов забытых и полузабытых русских православных философов. Все говорит о том, что интерес к художественно-философскому и политологическому осмыслению «просвещенного русского национализма», как и конкуренция на этом поле, заметно возрос. К тому же пока не очень понятно, какой из властных группировок будет позволено работать над проектом «национально-патриотического преемника». Той группе, которую увлекают идеи евразийца Дугина, или более молодой, которой больше подойдут молодые младоконсерваторы?
Григорий Нехорошев,
заместитель главного редактора
"Политического журнала"