В какой-то мере надежды «птенца Дзержинского» оправдались. По собственному признанию господина Нахушева, сделанному в интервью одной из местных газет, и на работу он в течение двух лет ходил лишь для того, чтобы... попить чаю с халвой. Видимо, в тот исторический период офицеру государственной безопасности, специалисту по Востоку просто не к чему было приложить свои натруженные руки.
Последовавший вскоре развал СССР и, как следствие, совершенно дезориентированные в новых политических реалиях спецслужбы поставили жирный крест на профессиональной карьере чекиста. Халва, как и все прочие деликатесы, исчезла с российских прилавков, и сей печальный факт подвигнул майора Нахушева к поиску времяпрепровождения более перспективного. Поначалу промышлял коммерцией, подвизался в потребительской сфере - лук, чеснок, картофель, потом в «миссии генерала Лебедя», выторговывая у алчных ичкерийских рабовладельцев заложников.
Впоследствии миссионеров на этом поприще сменили окрепшие к тому времени правоохранительные органы страны, и наш герой озаботился новой проблемой - бедственным положением мусульман Кабардино-Балкарии, подвергающихся всяческому давлению, едва ли не репрессиям как со стороны представителей властных структур и спецслужб, так и со стороны официального духовенства.
К чести педагогов-чекистов, стоит отметить, что их воспитаннику потребовалось лишь несколько месяцев (2-3 успешных судебных процесса, 5-6 публикаций в местных СМИ), чтобы завоевать достаточно весомый авторитет среди оппозиционной ДУМ КБР части мусульман республики. Руслан Беталович, мусульманин, по его собственным словам, неважный, возглавил «Кабардино-Балкарский институт исламских исследований» (КБИИИ), который, несмотря на все его потуги, так до сих пор и не получил государственной регистрации.
«Название, конечно, звучное - "Кабардино-Балкарский институт исламских исследований", но абсолютно не соответствует содержанию, - прокомментировал ситуацию председатель Духовного управления мусульман КБР Анас Пшихачев. - Нахушев, который, как он сам сказал, даже не молится, участвует в исламских форумах, выступает, делает какие-то заявления от имени мусульман Кабардино-Балкарии. Кто его на это уполномочил? И вообще, лично мне не совсем понятно, как кадровый разведчик, не имеющий базового религиозного образования, может что-то исследовать в исламе. Да, он знает арабский язык, но в той же Саудовской Аравии этот язык знает каждый, и от этого не становится богословом.
Сегодня руководство «института» претендует на какую-то главенствующую роль в деле духовного становления верующей молодежи республики. Однако к каким ценностям ислама они приобщают своих последователей - большой вопрос. С результатами их «научно-просветительской деятельности» мы могли ознакомиться 13 октября, когда члены так называемого «кабардино-балкарского джамаата» совершили великое кощунство, подло напав на Нальчик. Сделать такое в Рамадан могли только истинные враги ислама, враги правоверных мусульман».
В 2005 году директор КБИИИ стал еще и координатором организации «Российское исламское наследие» (РИН), также пока не узаконившей свою, хотелось бы верить, общественно-полезную деятельность.
«Политики не понимают верующих и не доверяют им, и наоборот. Если мы, интеллигенты мусульманского происхождения, сможем заслужить их доверие и стать посредниками между ними, задача будет выполнена, - примерно так Руслан Нахушев обозначил благородную миссию РИН. - В первую очередь я соберу всех «ваххабитов» республики. Речь идет не о сотнях, а о тысячах молодых людей, оказавшихся вне закона, потому что на них повесили ярлыки. Для чего я их соберу? Чтобы обсудить цели и задачи движения, наметить план работы».
Какие планы собирался обсуждать новоявленный мессия с ущемленными в правах младомусульманами, говорить пока сложно, но, если учесть планы, в претворении в жизнь которых уже сегодня обвиняются его ближайшие сподвижники - заместитель по КБИИИ и делам коммерческим, «амир джамаата КБР» Муса Мукожев и второй зам, ревизор КБИИИ Анзор Астемиров, то ответы напрашиваются далеко не самые утешительные. И Мукожев и Астемиров - признанные лидеры радикально настроенной части верующих Кабардино-Балкарии - по сей день находятся в розыске по подозрению в организации нападения на Управление наркоконтроля по КБР в декабре 2004 года, в результате которого были убиты четыре сотрудника наркополиции и похищено более 250 единиц стрелкового оружия. Более того, по официальной версии, именно эти, с позволения сказать, «религиоведы» являются организаторами и вдохновителями террористической акции в Нальчике 13 октября. Где сейчас обретаются идеологи кабардино-балкарского «джихада», сказать сложно. В свое время, отправляя Мукожева, Астемирова и прочих «амиров» по делам за пределы республики, Нахушев снабжал их командировочными документами «Национального военного фонда», руководителем республиканского отделения которого он также является. Кто знает, возможно эти документы пригодились и сейчас...
«Представьте себе: нашли тех, кто сейчас скрывается. Найдут Мусу, найдут Анзора. Начнется штурм. На этот раз ребята спокойно сидеть не станут - обязательно найдется несколько десятков человек, которые придут на помощь, а после будут мстить. Я бы сказал, будет плохо, если их найдут. Как минимум это будут означать дагестанский сценарий...»
«Оптимистичный» прогноз Руслана Нахушева, сделанный им в последних числах сентября, полностью подтвердился. После того как в ночь на 13 октября в пригороде Нальчика была заблокирована группа боевиков, в которой, по некоторым данным, мог находится и Анзор Астемиров, «джамаат» перешел в наступление. Кровавая «демонстрация силы», запланированная на 4 ноября - конец священного для всех мусульман месяца Рамадан, была спешно перенесена на утро 13 октября, дабы позволить заблокированной банде скрыться.
Если принять во внимание недавние заявления «амира джамаатов Северного Кавказа» Шамиля Басаева и прозябающего в Лондоне «идеолога чеченского сопротивления» Ахмеда Закаева, которые приписывают себе «авторство» бандитской вылазки в Нальчике, то ближайшее окружение Р. Нахушева и вовсе подпадает под определение «международные террористы». Немудрено, что, согласно информации, озвученной самим Нахушевым, в списках «ваххабитов», составленных правоохранительными органами Кабардино-Балкарии, он - экс-майор госбезопасности, руководитель Кабардино-Балкарского регионального отделения «Национального военного фонда» РФ числится под №2. Впрочем, перспективы «карьерного роста» еще не исчерпаны. Судя по всему, номер «1» ПОКА еще жив и ПОКА на свободе. А там..., все в руках Всевышнего...
Игорь Цагоев