Как стало известно «Газете.Ru», по предварительным опросам, проведенным в Чечне Институтом социального маркетинга, в местный парламент могут пройти «Единая Россия», «Яблоко» и КПРФ. На грани необходимых для прохождения семи процентов находится СПС.
Впрочем, в самом Союзе правых сил к перспективам партии относятся более оптимистически. Пресс-секретарь СПС Денис Терехов в разговоре с «Газетой.Ru» рассказал, что подписей правые не собирали, «мы шли по залогу принципиально». В условиях ситуации в Чечне сбор подписей в СПС считают процессом весьма условным и делают упор на переговоры, которые представители партии ведут с коллегами по демократическому флангу и с представителями чеченских кланов.
Прогнозы на результаты выборов в СПС самые радужные. «В 2003 году СПС была второй партией после "Единой России", и только мы вдвоем смогли преодолеть в республике необходимый пяти процентный барьер», – рассказал Терехов «Газете.Ru». Накануне избирательной кампании представители СПС «вели постоянные консультации с РПР и "Яблоком", предлагали единый список», но ничего не получилось, в итоге с республиканцами был подписан договор о взаимной поддержке в том случае, если одну из партий не зарегистрируют. Не зарегистрировали в итоге республиканцев, после чего один из лидеров РПР Владимир Рыжков заявил «Газете.Ru», что «это абсолютный произвол властей Чечни». «РПР – единственная из партий в Чечне, которая не пошла на сговор с Кремлем и не пошла на сговор с Рамзаном Кадыровым», – бушевал в четверг Рыжков, убеждая, что в списке РПР числились «правозащитники, гуманитарные организации, а не бывшие боевики, как в некоторых других демократических списках». Несмотря на это, в СПС на поддержку республиканцев рассчитывают.
Обвинения в сотрудничестве с экс-боевиками (в первой тройке СПС числится бывший полевой командир Магомед Хамбиев) в СПС не комментируют и напоминают, что «московская политическая конъюнктура к ситуации в Чечне никакого отношения не имеет».
Коллеги СПС по демократическому фронту из «Яблока» залог не вносили. Потому, может быть, и были зарегистрированы лишь в последний момент. Руководитель управления региональными организациями «Яблока» Галина Михалева рассказала «Газете.Ru», что «процесс регистрации шел очень тяжело, все, кто собирал подписи, столкнулись со сложностями». «Нужно было собрать 12 тысяч подписей, собрали в итоге 30 тысяч» и, возможно, благодаря этому избежали отсева из-за высокого процента некачественных подписей, при этом из 16 выдвигаемых одномандатников зарегистрированы были только 13. По словам Михалевой, «отношение людей к "Яблоку" в Чечне очень хорошее, если бы не было административного ресурса и если бы рамки не определялись Кремлем, партия могла набрать бы от 30% голосов и выше, но надо делать корректировку на все эти факторы и понимать, что решение будет приниматься не в полной мере избирателями».
Самой экзотической партией, участвующей в чеченских выборах стал «Евразийский союз», выдвинувший список из шести человек. Впрочем, по словам лидера партии публициста-гиперборея Александра Дугина, «евразийцы» на выборах особо ни на что и не рассчитывают.
«Победит "Единая Россия", – делает свой прогноз Дугин, – в Чечне ситуация достаточно специфическая, и власть будет поддерживать только одну партию, мы же участвуем скорее для поддержания демократического процесса, будет поднята евразийская тема, а на места в парламенте мы не рассчитываем».
В ситуации, когда все партии уже зарегистрированы, республиканскому избиркому остается рассмотреть документы небольшого числа претендентов-одномандатников. К вечеру 22 октября, когда истечет установленный законом срок, избирком полностью завершит регистрацию кандидатов, и с понедельника избирательную кампанию можно будет считать стартовавшей. Восемь партий и баллотирующиеся по одномандатным округам претенденты поборются за 20 депутатских кресел Совета республики и 38 мандатов в Народное собрание.
Илья Барабанов