В России есть не только мусульмане и православные, но и иудеи, и буддисты, и язычники, и старообрядцы, которые тоже могут захотеть иметь своих представителей в государственной власти, заметил М. Дудко: "Вводить для каждого какой-то пост просто абсурдно; это приведет к гонке религий".
"Не думаю, что РПЦ пойдет на то, чтобы поддержать соответствующую инициативу и более того выступить с соответствующим предложением", - сказал протоиерей.
Вместе с тем, добавил он, "конечно, каждая религия должна иметь адекватное представительство и возможность в государственных органах защищать свои интересы"
По мнению М.Дудко, сегодня нет причин подозревать государство "в каких-либо преференциях". Что касается, в частности, ислама, ему уделяется большое внимание на самом высоком государственном уровне, пояснил протоиерей.
В качестве примера он привел вступление России в качестве наблюдателя в Организацию Исламской конференции, что было поддержано РПЦ. Вступая в эту организацию "мы уже заявили о себе как об исламском государстве, - заметил М.Дудко. – До сих пор никакого адекватного ответа по православной линии нет – мы никуда не вступаем и нигде не представляемся как православное государство".
Отец Михаил Дудко удивляется тому, что подобные инициативы возникают у мусульман. По его словам, именно исламу государство сейчас уделяет наибольшее внимание.
Не согласен с предложением Гайнутдина и главный раввин России Адольф Шаевич. По его словам, подобные предложения не ведут к сближению, пониманию и добрососедству граждан.
"При всем уважении к Равилю Гайнутдину я не могу согласиться с таким предложением, - отметил А.Шаевич. - Мне кажется, это не ведет к сближению, пониманию и добрососедству".
"Во главе государства и рядом с руководителем государства должны стоять люди, которые будут заботиться о России, а не об отдельной части ее населения", - убежден он.
Политолог, руководитель группы "Меркатор" Дмитрий Орешкин, сказал нашей радиостанции, что для людей, занимающих высшие государственные посты, важна не религиозная или национальная принадлежность, а профессионализм.
"Демократия - это умение абстрагироваться, если мы говорим о правовых или иных проблемах, то неважно, к какой религии принадлежит гражданин, - отметил Д Орешкин. - Но это восприятие мира характерно для более или менее развитых демократических государств".
"Мне совершенно не кажется, что президент Путин является представителем православной общины; то, что он православный, - его личная особенность, и ничего более, - отметил он. - Но есть ряд людей, которые воспринимают Путина как православного президента, соответственно, по их мнению, во власти должны быть представители и других конфессий".
"Президент - государственный служащий, не важно, мусульманин он, православный, иудей или неверующий, - подчеркнул Д. Орешкин. - И чем дальше мы двигаемся в сторону развитого общества, тем яснее понимаем, что есть понятие профессионала, подход же несильно развитого общества - иной".
Руководитель Центра геополитических экспертиз Александр Дугин вообще назвал в нашем эфире идею о введении в России поста вице-президента, представителя исламской общины, нелепой, провокационной и абсолютно бредовой.
Как заявил политолог, "в таком имперском образовании, как Российская Федерация, нелепо говорить о конфессиональном представительстве в высших органах власти".
"Ни для кого из российских граждан не закрыта возможность стать президентом России, и в этом отношении нет ни малейшей необходимости вводить дополнительно пост вице-президента и придавать законодательную политическую базу для ислама в России", - отметил А. Дугин.
Исламские организации представлены в России "на очень высоком уровне, играют огромную роль в общественной жизни, влияют на многие процессы в интересах своих народов, - заметил он. - Ситуация в России по отношению к мусульманам находится в оптимальной для них фазе".
По мнению А. Дугина, заявления, подобные заявлению главы Совета муфтиев России Р. Гайнутдина, представляются "почти провокационными", ставящими под угрозу "и без того хрупкие, неустойчивые, но пока гармоничные отношения между православными и мусульманами в нашей стране".
Политолог также отметил, что "мусульмане не представляют в России такого количества людей, чтобы можно было говорить о какой-то даже отдаленной возможности политического ислама; они представляют намного меньше 25 процентов и по основным критериям, принятым в международной практике, нас можно считать моноэтническими или моноконфессиональным государством".
Логика российской политики "сейчас и традиционно никогда не пользовалась этим правом русского православного большинства для притеснения в правах религиозных или этнических меньшинств, - отметил А.Дугин. - Требовать большего – терпимости, мягкости, любви к представителям других конфессий – значит провоцировать и испытывать терпение русского народа".