В целом южно-кавказская зона была относительно нейтральна, так как даже после возникновения трех независимых государств российское (евразийское) влияние во многом сохранялось, а атлантистское усиливалось постепенно и через различите опосредующие инстанции. Этот процесс усугублялся серией межнациональных конфликтов (Нагорный Карабах, Абхазия, Южная Осетия и т. д.), а также близостью к российскому Северному Кавказу, который, в свою очередь, имел ряд конфликтогенных очагов - в первую очередь в Чечне. При этом ситуацию раскачивал фактор импортированного исламского фундаментализма, ваххабизма и экстремизма, что вносило дополнительное геополитическое напряжение.
На этом фоне каждая из южно-кавказских республик стремилась использовать ситуацию в свою пользу, балансируя между внешними геополитическими полюсами.
Уже тогда США начали проводить экспериментальные военно-научные исследования Каспийского региона, как будущего возможного театра военных действий. Так, в 1999 г. командование ВС США разработало сложную компьютерную модель Каспийского бассейна для использования ее при обработке возможных сценариев вторжения. С 2000 г. ведутся компьютерное учения по Каспию с участием представителей всех видов вооруженных сил и ведущих федеральных ведомств, включая ЦРУ и Госдепартамент.
Однако начало массовому вхождению американских вооруженных сип в регион и созданию военных баз было положено после террористических атак на объекты США 11 сентября 2001 г. Под прикрытием борьбы с международным терроризмом Пентагон укрепил стратегическое присутствие в Узбекистане, разместив там 1500 американских солдат. Для успешного осуществления антиталибской операции "Несокрушимая свобода" Узбекистаном были представлены базы "Ханабад", "Кокайды" и Ту-зель".
Таджикистан в тот же период разрешил использование аэродрома "Айни" и аэродрома в Кулябе.
Кыргызстан предоставил международный гражданский аэродром "Манас". Сегодня в этой стране размешены 1 300 военнослужащих, ведутся переговоры о предоставлении киргизской стороной еще одной базы для нужд военного ведомства США, тогда численность американских военнослужащих будет доведена до трех тысяч человек.
Казахстан первым в сентябре 2001 г. предложил США свою помощь аэродромами в Чимкенте и Луговом, позднее в Алма-Ате. С лета 2003 г. США финансируют строительство совместной военной базы в портовом городе Атырау на побережье Каспия.
Аналогичные шаги предпринимаются и на Кавказе. Соединенные Штаты обеспечили себе центральную роль в строительстве вооруженных сил Грузии, запустив в мае 2002 г. программу по их оснащению и обучению стоимостью в 64 миллиона долларов. Сегодня при содействии США Тбилиси приступил к осуществлению масштабной военной реформы.
На территории Азербайджана американцы намерены использовать авиабазы "Насосная" и "Кюрдамир", а также международный аэропорт в Баку. Кроме того, администрация Буша стала инициатором проведения серии совместных учений в Каспийском море, призванных подготовить азербайджанские ВМС, как минимум, к защите морских нефтепромыслов. Представители Пентагона начали с Баку переговоры о разработке масштабной совместной программы в области обучения войск и подняли вопрос о возможности создания военных баз в этой стране.
Соединенные Штаты также пытаются наладить контакт со стратегическим партнером России на Кавказе – Арменией. В апреле 2004 г. администрация Буша заключила с Ереваном соглашение о развитии военного сотрудничества.
Дальнейшее укрепление Соединенными Штатами и их сателлитами своих геополитических позиций в регионе напрямую увязывается с инспирацией "цветных" ("розовых", "оранжевых" и др.) революций в новых независимых государствах на постсоветском пространстве.
События в Грузии, Украине, Молдове, Кыргызстане показывают, что США серьезно ориентированы на вытеснение российского влияния на постсоветском пространстве.
Примечательно, что во всех случаях осуществления государственных переворотов в Грузии, Украине и Кыргызстане решающую роль сыграл этно-территориальный фактор. Саакашвили мобилизовал грузин на борьбу с сепаратизмом в Абхазии, Аджарии и Южной Осетии, Ющенко опирался на "западенские" области, а переворот в Бишкеке совершили "повстанцы" южных областей.
"Цветные революции", безусловно, призваны резко ослабить влияние России на постсоветском пространстве, привести в этих странах прозападных, проамериканских политиков, готовых окончательно оторваться от Москвы, то есть довершить произошедший в 1991 г. распад единого пространства СССР.
Так, по целому ряду косвенных признаков можно сделать вывод о том, что США серьезно рассматривают вопрос о возможности смены в Азербайджане "недостаточно проамериканского" режима И. Алиева. По всей видимости, будет продолжено давление на Армению, в целях прихода к власти проамерикански настроенного лидера и адекватной ему элиты. Невысокий рейтинг социальной поддержки курса президента Р. Кочаряна, безусловно, будут способствовать процессам политической трансформации в этой республике.
В 2006 г. пройдут сложные выборы в Беларуси и Казахстане, которые также будут использованы для осуществления "цветных" переворотов.
В этом случае Россия может оказаться в полном окружении, поскольку тогда произойдет внешнее "замыкание" ее пространства, и она окажется в плотных объятиях колец "анаконды". Такого рода экскурс особенно актуален в преддверии 2007 г. (парламентские выборы) и особенно 2008 г. (выборы президента РФ). Для обеспечения социально-политической стабильности в России и обеспечения преемственности потребуются недюжинные усилия. Окончательно стратегия этого перехода российской властью еще не определена. Все это делает ситуацию крайне уязвимой, чем не замедлит воспользоваться "морская сила".
Согласно экспертным оценкам, Россия в преддверии 2008 г., вслед за другими государствами СНГ, также неизбежно станет объектом сетецентричных операций, направленных на манипулирование ее поведением в условиях кризиса (как бы ни рассматривал Вашингтон российскую власть – как дружественную, нейтральную или враждебную – сетецентричные операции в той или иной цветовой гамме будут проводиться в любом случае). США будут делать это по трем причинам:
- чтобы, манипулируя кризисом в России, воспрепятствовать дальнейшим шагам по распространению и возврату влияния Москвы на постсоветском пространстве;
- чтобы контролировать политическую ситуацию в России в период кризиса, предотвращая возможный сдвиг в сторону патриотизма и выхода на конфронтацию с США;
- чтобы при необходимости перейти к следующей фазе развала постсоветского пространства уже в самой России и способствовать процессу распада самой РФ (проект З. Бжезинского).
Особенно это актуально для Северного Кавказа, поскольку именно это пространство является приоритетной зоной ведения сетевых войн.
В этом регионе есть центр активного сепаратизма - Чечня, развернуты исламистские сети, связанные с международным терроризмом. К региону примыкает Грузия, находящаяся под полным контролем США и Азербайджан, где влияние США возрастает, действуют другие негативные факторы.
Северный Кавказ пронизан линиями конфликтов между этносами, религиями, конфессиями, административными конструкциями, кланами и группировками, элитами, неформальными движениями. Все сегменты Северного Кавказа разнородны и противоречивы.
Все эти факторы будут использованы при разворачивании сетецентричных операций, при этом их накал будет возрастать по мере приближения к 2008 г. "Цветная" сеть на Северном Кавказе, согласно экспертным оценкам, будет интегрировать в себя многие элементы, в том числе такие, как группы "оранжевых" в различных сегментах российского общества, и подконтрольные им СМИ; националисты; исламисты; сеть гуманитарных фондов и НПО, курируемые атлантистами и их сателлитами, в том числе восточными (Турция и арабские страны); террористические организации на базе т. н. "ваххабитских джамаатов" типа печально известных "Дженнет" или "Ярмук"; финансовые сети теневого бизнеса и системы типа "хавала" (передача денег из разных стран на основании личного поручительства определенных фигур и телефонной связи); отдельные кланы в местной власти; криминальные сообщества и преступные группировки; а также базовые инфраструктуры сетевой природы (библиотеки, почтовые отделения, медпункты, страховые конторы и т. д.); отдельные эмиссары, курирующие сегменты сетей – однородных и разнородных.
Когда "оранжевым" удастся дестабилизировать ситуацию на Северном Кавказе, с помощью этого управляемого кризиса можно будет влиять на ситуацию во всей России, подталкивая процессы на федеральном уровне в нужном ключе. В зависимости от конкретного сценария развертывания событий эти процессы могут дойти до крайних пределов сепаратизма в отдельных республиках и областях Юга России, а могут остановиться в стадии «относительного хаоса». Однако в любом случае уже сейчас ассиметричным угрозам и вызовам российской государственности должна быть противопоставлена адекватная система мер.
Однако в любом случае уже сейчас асимметричным угрозам и вызовам российской государственности должна быть противопоставлена адекватная система мер.
Очевидно, что в отличие от простых шахмат, шахматы геополитические - это не игра. От того или иного шага зависит судьба народа, государства, нации, войны и мира. Но каким бы ни был окончательный выбор, правители как минимум должны ясно отдавать се6е отчет в той объективной картине, в которой им суждено жить, действовать и править.
Александр Дугин,
руководитель Центра экспертизы
экспертно-консультативного совета по проблемам
национальной безопасности при ГД РФ,
доктор политологических наук,
лидер Евразийского движения