Как выяснилось, организатору форума Сергею Маркову "Наши" совсем не посторонние: политтехнолог давно и много работает над формированием "Нашей" идеологии. Когда-то он даже принимал у комиссаров экзамен на знание их манифеста (говорят, из шестидесяти экзаменуемых зачет получили трое). Тема форума была также подготовлена специально для "Наших" - противодействие оранжевым революциям.
На первой же лекции Марков заявил: "Панацея от оранжевой чумы - молодежные организации с идеологией российского суверенитета, такие, как "Наши".
Марков стравливал "Наших" с "Обороной" намеренно. "Пусть учатся реальной политической дискуссии, и помогать им не стану, брошу, как котят в воду, выплывут, значит, будут жить", - пояснял он в неформальной обстановке.
То есть демократическая "Оборона" на самом деле была всего лишь "грушей", на которой опытный тренер натаскивал молодых путинят, но ни те, ни другие этого не знали.
Курортный Форос просыпается поздно. Утром на пустых и свежих форосских улочках можно было застать лишь с дюжину ленивых кошек особой южной породы - тощих и длинноногих, как манекенщицы, да политолога Маркова.
Марков в шлепанцах, трусах и застиранной майке расхаживал по поселку и громогласно вещал кому-то неизвестному по мобильному телефону про то, что надо делать в такой-то ситуации Бушу, Путину, Шредеру… Кошки опасливо поглядывали на политолога, внимательно прислушиваясь к информации о "стратегических интересах США на сегодняшний день". В отличие от кошек пожилая буфетчица, вышедшая с утра пораньше прибраться в уличном кафе, слушала про "большую политику" равнодушно. Она, наверное, еще помнила времена пятнадцатилетней давности, когда разговоры о судьбах страны были здесь рядовым делом.
Собственно, до 15.00 все участники форума были предоставлены самим себе: пляж, экскурсии, вино… Но была во всех этих развлечениях одна особенность: развлекающиеся кучковались по политическим признакам. Демократы не пили с "Нашими", "Наши" не гуляли с демократами.
Лидер "Обороны" Ирина Воробьева жаловалась: "Наши" держатся очень замкнуто, стоит одному разговориться с "политическими противниками", рядом тут же появляются товарищи, контролирующие "несанкционированный контакт". Еще Воробьева обиженно сообщила, что "Наши" на любое действие запрашивают "добро из центра". После того как один из них самовольно поучаствовал в "круглом столе", "Нашим" вообще запретили участвовать в дебатах с "Обороной", мотивировав это тем, что путинской молодежи не следует дискутировать с "маргинальными организациями, такими, как "Оборона".
Было ли это до конца правдой - непонятно. "Наши" действительно держались особняком. Но дебаты с участием и "Наших", и "Обороны" все-таки состоялись; видимо, "центр" все же не столь плотно опекал своих комиссаров, как об этом говорили демократы.
Как бы то ни было, через неделю такие контры привели к тому, что противоборствующие стороны, случайно сталкиваясь на форосских улочках, даже перестали здороваться. Перемирие между ними наступало лишь после обеда, когда все собирались на лекциях "ведущих политологов". "Наши" на них дисциплинированно приходили ежедневно и в полном составе. Демократы же зачастую лекциями манкировали, предпочтя пляжные удовольствия.
К слову сказать, не так уж много они от этого потеряли. Так, Михаил Хазин, взявшийся рассказать молодежи о современной украинской экономике, за 2,5 часа сказал о ней лишь одну фразу: "Я не понимаю, в чьих интересах действует экономика Украины". Все остальное время было потрачено на объяснение, что еврейство - самая ранняя разновидность глобализма, и анекдоты про то, как высокопоставленные чиновники США умеют ругаться матом.
Но рано или поздно любая лекция перетекала в политическую дискуссию, а точнее, в перепалку "Наших" и "Обороны". "Оборона", как правило, нападала, это было несложно: лидер "Наших" Василий Якеменко надавал интервью и наделал заявлений, достаточных для небольшого Нюрнберга. Его комиссарам приходилось отдуваться за лидера, поясняя, почему "нашисты-антифашисты" записывают в социально близких скинов и почему, декларируя ненасильственные методы, грозятся разогнать оранжевые демонстрации силами футбольных фанатов.
Договаривались до того, что все заявления Якеменко не отражают позиции движения и являются его частным мнением.
С контратаками у "Наших" получалось хуже. Аргументы сводились в основном к тому, что "раз вы не любите Сталина - значит, плюете в историю нашей горячо любимой Родины" или "вам нас не понять, ибо у нас Россия в сердце, а у вас нет".
В целом борьба оказалась нечестной, противники находились в разных весовых категориях. Комиссары - на 50% простые провинциальные мальчишки - были обречены на поражение. В отличие от московских аспирантов, которых приглашали в ректорат и вежливо спрашивали, не найдется ли у них времени поучаствовать в форосском форуме, а заодно позагорать, "Наши" боролись во внутреннем конкурсе за право поехать в Форос.
Этих провинциалов с детства учили любить Родину, правда, в отличие от московских аспирантов, они никогда не слышали, что патриотизм - идеология чиновничества и бюрократии, так же как марксизм - идеология пролетариата, а рыночный либерализм - буржуазии.
Потом им быстро вдолбили в голову: "Мы говорим Родина, подразумеваем Путин" и наоборот, и рассказали, что Родина нуждается в том, чтобы они надавали по заднице всяким там демократам-либералам, красным и прочим врагам президента, что просто необходимо для удвоения ВВП, регулярных полетов в космос и глобального уважения наших соотечественников за рубежом…
Теперь они и пытаются "интеллектуально давать по заднице", правда, пока не получается, но, судя по всему, это только пока. "Ведущие политологи" во главе с Глебом Павловским формулируют для них идеологическую платформу, известные телеведущие во главе с Владимиром Соловьевым натаскивают на публичную полемику.
Это пока неформальный глава делегации "Наших" - воронежский комиссар Артем Репринцев, - раздавая контракты, пририсовывает к своей фамилии корону и напыщенно поясняет: "Моя фамилия - от слова принц". Их провинциальная наивность и детская непосредственность вскоре улетучатся без следа, и они научатся справляться с "московскими пижонами".
В этом году форум закончился досрочно. Родинцы отбыли подписывать соглашение о сотрудничестве с украинскими социалистами, "Оборона" разъехалась готовиться к новым политическим акциям, а "Наши" отправились учиться дальше. Через пару дней у них начинается новый этап подготовки - учебный лагерь на Селигере. Там их будут готовить уже другие политтехнологи.
Ирина Гордиенко