По этой причине я прочитаю небольшую лекцию по другой теме – я расскажу о метафизике трёх на первый взгляд не связанных между с собой предметов: воздушного шарика, яйца и гороха.
Дело в том, что сегодня, как мы обещали, пришедшие на наш митинг получат три символических подарка: шарик с евразийской символикой, пасхальное яйцо с евразийской символикой и семена гороха. Эта атрибутика не продумывалась нами заранее: одни предложили раздать семена как знак новой жизни, как жест засевания новой жизни, другие предложили раздать пасхальные яйца в соответствии с нашей русской православной традицией, у третьих возникла идея воздушных шариков.
Мне же пришла в голову мысль, что в целом эта триада носит очень фундаментальный характер. Что такое воздушный шарик? О символизме воздушных шариков мы ничего не найдём ни в текстах Генона, ни у Эволы. Определённо, для того, чтобы всерьёз задуматься о символизме этого рядового предмета, следует осуществить некий авангардный жест, сделать некий шаг в постмодерн. Разумеется, воздушный шарик воздушному шарику - рознь. Есть обычные воздушные шарики, которые раздают в макдональдсе – это символ "ничто", символ пустоты и бессмысленности, это просто насмешка. А есть евразийские воздушные шарики, которые означают, что если мы их отпустим – они поднимутся вверх.
Это символ нашей евразийской души, которая привязана тонкой ниточкой нашего земного существования. После смерти наша душа освобождается от земных уз и воспаряет вверх, где претерпевает неземные мытарства, по прохождении которых людям отводится их доля. Воздушный шарик с евразийской символикой – это символ души, символ лёгкости, символ постоянного напоминания о том, как эфемерно "гробное" существование, как фундаментален мир вечности, как существенно для человека то, что происходит после смерти, и как мало значит то, что происходит до неё.
Обратите внимание, что все три предмета, которыми мы вас сегодня символически наградим, имеют сферическую или овальную форму – это символ души, символ мира. Причём каждый из этих предметов принадлежит своей стихии: шарик – стихии воздуха, яйцо – стихии промежуточного мира, а горох, как семя – стихии земли. Таким образом, мы даём три символических объекта, представляющих собой сферы разной формы и принадлежащих к трём фундаментальным стихиям: к небу, к промежуточному миру и к земле.
О символизме яйца можно найти и у Генона, и у Эволы, и у Элиаде, поэтому, я думаю, нет необходимости особо распространяться на эту тему. Это очень важный фундаментальный символизм. Яйцо означает мир. Сегодня, в Воскресение Христово, мир обновляется. Тот мир, который нам открывается, в который мы вовлекаемся – это новый мир, это мир, воссозданный Божественной Благодатью Светлого Воскресения Христова. Поэтому это яйцо нового мира. На нём есть знак Евразии. Мы пришли творить новую реальность. Новая реальность никогда не творится сразу, тем более огромными толпами, огромными массами. Новая реальность всегда вызревает в ордене, в закрытом, тонком, лабораторном, если угодно, сообществе, из которого дальше прорастают великие деяния.
И, наконец, о горохе. Я только вчера узнал, какие семена мы будем раздавать на нашем митинге. Оказалось, что это семена прекрасного, отборного, высококачественного гороха, которые в этот дачный сезон я искренне советую всем посадить, взрастить и посмотреть, что из них выйдет. На мой взгляд, работа с растительным миром – это крайне интересный процесс.
Горох в Традиции символизирует не что иное, как воскресение из мертвых. Горох указывает на мир предков, которые возвращаются назад.
Существует энигматическое стихотворение гениального французского поэта Артюра Рембо, которое до сих пор никто так и не смог расшифровать. Одна строчка из него на русском языке звучит приблизительно так: "Послушай как вопит под акациями в апреле тяжёлая ветвь гороха".
Многие интерпретаторы ломали себе головы над тем, что же означает этот таинственный пассаж. Мне же представляется, что Рембо описывает здесь систему бессмертия и воскресения мертвых – так, как она была известна в древнейших примордиальных традициях. Отсюда же, кстати, следует и смысл упоминаний Царя-Гороха, произносимые тогда, когда хотят сказать о древних, достопамятных временах. Через бобы, через горох, через бобовые культуры прошлое символически возвращается к нам.
Итак, три предмета: круглые горошины, овальные пасхальные яйца и круглые воздушные шарики – три стихии, три фундаментальных символа.
Мы, евразийцы, всегда сдерживаем свои обещания. В преддверии митинга многие считали, что наши обещания подарков - это розыгрыш или стремление завлечь людей, желающих получить что-то даром. Но подлинный дар – это прекрасное деяние, хорошо продуманный и искренний дар может преподнести и всю Вселенную. Поэтому экономика дара – это великая экономика, а не просто какой-то ход для привлечения людей. Тем более, что пенсионеров я здесь и не вижу, у нас собрались молодые, сильные, красивые, прекрасные люди, которые и без нашей помощи могли бы купить эти зёрна гороха. Могли бы. Но совершенно точно, что ни одни из вас их не купил бы, а теперь они у вас будут.
Благодарю вас за то, что вы пришли.
Христос Воскресе! Спаси Христос!