В 20-е годы прошлого века евразийство переживало свой идейный бум, в это время были написаны основные идеологические работы.
В 30-е годы евразийское движение как идеология пошло на спад, но впоследствии эту идею поддержал русский писатель, ученый и философ Лев Гумилев. В своих работах он практически с нуля написал многотысячелетнюю историю Евразии. Прежде в литературе она складывалась из осколков историй других цивилизаций и не представляла из себя единое целое. Гумилев писал, что богатейшая история земли Евразии складывалась из революционных подвигов, великих походов, которые и предопределили появление на свет великой России. Книги ученого выходили многомиллионными тиражами, благодаря им по стране прошла вторая волна евразийства.
Третья волна пришлась на 80-90 годы XX века. Она связана с деятельностью нынешнего лидера евразийского движения Александра Дугина, основателя российской школы геополитики, русского ученого, философа. Он откорректировал постулаты евразийцев об общности евразийских народов, об их общей судьбе.
– Сейчас новое время: происходит глобализация, стирание этносов, объединение культур. Евразийство противопоставляет этим тенденциям возможность оперировать новой реальностью, которая нас сметает, подавляет, уничтожает, – заявил руководитель аппарата международного евразийского движения Павел Зарифуллин. Какими глазами смотреть на развал Советского Союза? Как ответить на вызов Запада, на его идеологическое и политическое наступление? Как реагировать на расширение НАТО, на возникновение "оранжевых" революций? Евразийское движение предлагает ответы на эти вопросы.
В 2000 году сторонники евразийской идеологии создали общероссийское движение "Евразия", а в 2002-м перерегистрировали его в партию с одноименным названием. Через некоторое время партия переквалифицировалась в Международное евразийское движение, ныне имеющее филиалы в 25 странах мира.
– Во многих из этих стран, в частности, Казахстане и Турции, евразийство видят как попытку объединения постсоветского пространства, как новое политическое и экономическое образование под названием Евразийский союз, – уверяет оратор. – В Турции сейчас происходит кризис взаимоотношений с США и Евросоюзом. В этой стране есть люди, которые не хотят включения в Евросоюз, которые видят судьбу Турции только на Востоке.
В странах Европы евразийство воспринимается как форма устройства нового многополярного мира, как некий щит перед угрозой глобализации. Появляются целые евразийские сети, как, например, в Италии, где они окутали десятки провинциальных городков. Даже в Соединенных Штатах есть евразийство, в котором американцы видят спасение своей страны. В России филиалы движения есть в большинстве крупных городов, – утверждает Павел Зарифуллин.
По мнению приверженцев евразийского движения, в России уже давно ведется через общественные организации подрывная работа, которая в 2008 году, накануне выборов президента страны, выльется в новую оранжевую революцию. "Мы считаем себя продолжателями дела Ивана Грозного, дела очищения России от измены, – заявляет лидер движения. – Страна сейчас находится у критической черты, как и в XVI веке, только крестовый поход против нас затеяли Запад и Америка. Если все будет оставаться как есть, через несколько лет большинство российских территорий будут контролироваться Соединенными Штатами".
В продолжение этого высказывания Зарифуллин называет евразийское движение спасительной палочкой России, буквально последней надеждой возрождения. Далее оратор перечисляет и способы спасения страны от "захватчиков". Среди них организация пикетов и демонстраций, проведение мастер-классов для молодежи, дабы она узнала, что же такое евразийство. Приверженцы евразийского движения организовывают военно-спортивные лагеря, чтобы было где "готовить молодежь к различным уличным стычкам и столкновениям" и занимаются "активным краеведением", которое, по словам Павла Зарифуллина, заключается в "культурном освоении окружающего нас пространства".
Вот такая вот планируется незатейливая борьба с крестоносцами Запада и Штатов.
Степанова Анфиса