США умело используют стратегии сетевых войн, где эффективными становятся не только регулярные части, но и разрозненные распыленные ячейки и группки, ничего из себя не представляющие в обычной жизни, но по воле манипулятора способные в критический момент собраться на мгновение в мощную массовую силу. Так строятся в частности многомиллионные нео-протестантские структуры: в них комплектуется последнее жалкое и совершенно недееспособное отребье, слегка спонсируется, слегка развлекается псевдо-религиозным кощунственным варьете, а в нужный момент используется для подрывных действия. Хоть сеть и жалка, но умелое управление и продуманная логистика, наряду с отлаженным и эффективным финансированием, превращают ее в грозное оружие.
Угроза оранжевых более чем серьезна, и Путин не может с ней не считаться. У него в арсенале есть следующие сценарии. Первое - преемник. Чисто теоретически он может быть патриотическим (без либерализма), либеральным (без патриотизма) и патриотически-либеральным (таким, как сам Путин). На роль патриотического преемника мог бы претендовать Министр обороны С. Б. Иванов. Но такое решение требует выработки фундаментальной идеологической и стратегической стратегии, так как в этом случае противодействие со стороны Запада и оппозиции будет жестоким, и простыми технологиями здесь не отделаться. В самой России такая фигура была бы принята большинством "на ура!", но начнутся проблемы с Америкой. Путин до сего времени старательно избегал всякого содержательного патриотизма, ограничиваясь назывными лозунгами, и, наверное, для этого у него имеются веские основания. В любом случае, патриотический преемник означал бы неизбежный идеологический переворот, крайне трудный для успешного исполнения, но c него началась бы новая эра.
Второй сценарий – передать власть "своему" либералу, например, Чубайсу или Кудрину, не дожидаясь, пока оппозиция продвинет кого-то своего, например, Касьянова или Ходорковского. Это позволило бы избежать "оранжевой революции". Теоретически этого исключить нельзя, но взрыв ненависти в этом случае гарантирован. И этот взрыв непременно используют "оранжевые", в частности, проницательный Борис Березовский, заведомо подкупивший себе в колоду патриотических фишек – партий, политиков и публицистов – как раз на этот случай.
Третий сценарий – патриот-либерал, т. е. Путин-2. Им мог бы стать, например, Д. Козак. Этот проект предполагал бы дальнейшее сохранение статус-кво, где патриотические высказывания сочетались бы с либеральной экономической политикой и геополитическими уступками Западу. Кажется, что ресурсов у такой политики нет, так как она уже сейчас при харизматическом Путине, которого все еще по инерции сравнивают с двумя предыдущими чудовищами, заходит в тупик.
Ярких политических деятелей в партийном секторе нет и в помине – только буффоны и марионетки, а альтернативные элиты и новые кадры все эти годы успешно вкатывались в асфальт и к сегодняшнему дню искалечены отчаянием.
С преемником в такой ситуации туго. Поэтому прорабатывается и запасной вариант – переход на 4 года от президентской республики к парламентской, переход Путина в премьеры и на пост главы "Единой России", а главы "Единой России" - Бориса Грызлова – на пост Президента с сокращенными полномочиями (как бы чего не вышло). Преданный и спокойный Грызлов скучным голосом будет 4 года призывать "мужчин прекратить драку, и не уподобляться другим парламентам". Едва ли так получится, поскольку вызовы России будут нарастать как снежный ком, а на выработку адекватных ответов времени, сил и энергии не останется – все уйдет в политтехнологию.
Складывается патовая ситуация, зловеще напоминающая конец 80-х. Тогда распался Варшавский блок, а за ним и СССР. Сегодня на глазах распадается СНГ, остатки СССР, а завтра придет очередь России. США всерьез включились в битву за Евразию, чтобы получить окончательный контроль за планетарным пространством (ведь "кто контролирует Евразию, тот контролирует весь мир"). Евразийское пространство непрерывно и однородно с цивилизационной точки зрения, и процессы распада не имеют естественных границ, где они могли бы остановиться сами собой. Поэтому приближение конца правления Путина, не дай Бог, конечно, может означать приближение конца самой России. Ведь после Горбачева не стало больше СССР, страны, где многие из нас родились и выросли.
Понятны волнения Д. Медведева, главы Администрации Президента. Угроза распада России - вполне реальная опасность. Путин занимает президентский пост в тот период, когда для спасения ситуации остается последний шанс. Но все больше складывается впечатление, что он и его окружение не спешат его использовать и думают перед лицом истории о каких-то пустяках. Можно сказать, что у Путина нет такой роскоши, как выбор преемника. Он все должен сделать сам, либо передать дело тому, кто уже сейчас за это возьмется по-настоящему.
После Путина может не быть ничего.
А. Г. Дугин,
доктор политических наук,
лидер Международного "Евразийского Движения"