Добро Пожаловать Международное Евразийское Движение
Поиск 
 
                             

22 ноября, среда Новости Регионы Евразийский Союз Молодёжи Евразия-ТВ Евразийское обозрение Арктогея  

Разделы
Евразийское Обозрени
СМИ о евразийстве
Новости
FAQ
Материалы
Выступления Дугина
Интервью Дугина
Статьи Дугина
Коммюнике
Хроника евразийства
Тексты
Пресс-конференции
Евразийский документ
Геополитика террора
Русский Собор
Евразийская классика
Регионы
Аналитика
Ислам
США против Ирака
Евразийская поэзия
Выборы и конфессии
Экономический Клуб
Интервью Коровина
Статьи Коровина
Выступления Коровина
Евразийство

· Программа
· Структура
· Устав
· Руководящие органы
· Банковские реквизиты
· Eurasian Movement (English)


·Евразийская теория в картах


Книга А.Г.Дугина "Проект "Евразия" - доктринальные материалы современного евразийства


Новая книга А.Г.Дугин "Евразийская миссия Нурсултана Назарбаева"

· Евразийский Взгляд >>
· Евразийский Путь >>
· Краткий курс >>
· Евразийская классика >>
· Евразийская поэзия >>
· Евразийское видео >>
· Евразийские представительства >>
· Евразийский Гимн (М.Шостакович) | mp3
· П.Савицкий
Идеолог Великой Евразии

(музыкально-философская программа в mp3, дл. 1 час)
Кратчайший курс
Цели «Евразийского Движения»:
- спасти Россию-Евразию как полноценный геополитический субъект
- предотвратить исчезновение России-Евразии с исторической сцены под давлением внутренних и внешних угроз

--
Тематические проекты
Иранский цейтнот [Против однополярной диктатуры США]
Приднестровский рубеж [Хроника сопротивления]
Турция на евразийском вираже [Ось Москва-Анкара]
Украинский разлом [Хроника распада]
Беларусь евразийская [Евразийство в Беларуси]
Русские евразий- цы в Казахстане [Евразийский союз]
Великая война континентов на Кавказе [Хроника конфликтов]
США против Ирака [и всего остального мира]
Исламская угроза или угроза Исламу? [Ислам]
РПЦ в пространстве Евразии [Русский Народный Собор]
Лидер международного Евразийского Движения
· Биография А.Г.Дугина >>
· Статьи >>
· Речи >>
· Интервью >>
· Книги >>
Наши координаты
Администрация Международного "Евразийского Движения"
Россия, 125375, Москва, Тверская улица, дом 7, подъезд 4, офис 605, (м. Охотный ряд)
Телефон:
+7(495) 926-68-11
Здесь же в штаб-квартире МЕД можно приобрести все книги Дугина, литературу по геополитике, традиционализму, евразийству, CD, DVD, VHS с передачами, фильмами, "Вехами" и всевозможную евразийскую атрибутику.
E-mail:
  • Админстрация международного "Евразийского Движения"
    Пресс-служба:
    +7(495) 926-68-11
  • Пресс-центр международного "Евразийского Движения"
  • А.Дугин (персонально)
  • Администратор сайта


    [схема проезда]

  • Заказ книг и дисков.
    По почте: 117216, а/я 9, Мелентьеву С.В.

    Информационная рассылка международного "Евразийского Движения"

  • Ссылки



    Евразийский союз молодёжи width=

    Русская вещь width=

    Евразия-ТВ width=
    Счётчики
    Rambler's Top100



    ..

    Пресс-центр
    · evrazia - lj-community
    · Пресс-конференции
    · Пресс-центр МЕД
    · Фотогалереи
    · Коммюнике
    · Аналитика
    · Форум
    Евразийский экономический клуб

    Стратегический альянс
    (VIII заседание ЕЭК)
    Симметричная сетевая стратегия
    (Сергей Кривошеев)
    Изоляционизм неизбежен
    (Алексей Жафяров)
    Экономический вектор терроризма
    (Ильдар Абдулазаде)

    Все материалы клуба

    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
    Статьи Дугина | Время новостей | Фактор страха в российской политике | 05.03.2005 Напечатать текущую страницу
    Александр Дугин

    ФАКТОР СТРАХА В РОССИЙСКОЙ ПОЛИТИКЕ

    Опубликовано в газете "Время новостей", №38, 05.03.2005

    Политическая власть и государство в русской истории всегда воспринимались как нечто сакральное, хотя в разные периоды эта сакральность имела различную природу. Поэтому страх перед властью чаще всего выступал в сложном комплексе благоговения, любви и почитания.

    Один из главных теоретиков современного государства Томас Гоббс выразил суть своей теории о природе государства в метафорическом названии – «Левиафан». Функция Левиафана в библейском контексте однозначна – запугивание, внушение безумного и ничем не обоснованного ужаса. Применяя метафору Левиафана к современному государству, Гоббс подчеркивает тем самым его главную задачу – внушать страх. С его точки зрения человек, предоставленный самому себе, представляет предельно жестокое, эгоистичное, алчное и агрессивное существо, склонное к унижению, подавлению и уничтожению себе подобных. Чтобы не допустить этого, считает Гоббс, необходимо Государство-Левиафан, внушающее ужас. Такое понимание государства лишено всякой сакральности.

    В истории русской государственности следует разделять два накладывающихся друг на друга явления: сакральная государственность и собственно «русский Левиафан». «Русский Левиафан» как концепция – это искусственная реконструкция, продукт вычитания из цельного явления власти рационально-прагматической устрашающей стороны. Сакральная же составляющая государственности ускользает от такого прямолинейного рассмотрения.

    Итак, против чего конкретно использует «русский Левиафан», государство как таковое свой репрессивный аппарат?

    Инакомыслие, открытая или тайная приверженность системе взглядов, существенно отличающихся от тех, которые приняты в качестве официальной идеологии. Карательные меры против инакомыслящих необходимы «Левиафану» как инструмент сохранения устойчивости, преемственности и надежного функционирования власти. В русской истории наиболее ярким примерами инакомыслия были староверы, революционные демократы, социалисты и народники, диссиденты советского времени. В такой ситуации «русский Левиафан» действовал жестко и часто безжалостно, используя репрессии для подавления внутреннего врага и устрашения населения.

    Время новостей Томас Гоббс – Левиафан, Лондон, 1651

    Релевантные ссылки:

    Государство должно внушать страх

    Социология репрессий



    Бунт, своеволие, нежелание подчиняться установленному порядку. Эта черта присуща человеческой психологии и является постоянной константой русской политической истории. Отдельный человек или какая-то группа или категория людей, подчас целый этнос, в какой-то момент осознают невозможность дальнейшего существования в рамках «Левиафана» и проявляют открытое неповиновение. Яркий пример такой диалектики мы видим в Чечне. Федеральный центр, принуждая чеченцев оставаться в составе России и подчиняться ее законам, использует инструмент устрашения. Но вместе с тем сами чеченцы, по праву восставших, сами становятся символами, внушающими страх.

    Заговор, интриги, призванные опрокинуть правящего царя, вождя или политическую группировку. Сама возможность заговора часто сильно влияет на психологию правителя или правящей группировки, устрашает их, внушает параноидальные комплексы, манию преследования. Ужас власти перед заговорами порождает волну репрессий против заговорщиков – реальных или мнимых.

    Воровство, экономические преступления. Это явление теоретически ослабляет систему государства, так как подрывает его хозяйственную логику, его естественную ориентацию на упорядочивание сферы труда и распределения. Особенность «русского Левиафана» состоит в том, что воровство чаще всего карается более мягко и страх в этой сфере в населении не слишком велик.

    Как обстоит дело с «русским Левиафаном» сегодня? Силен ли он? Внушает ли он тот «политический страх», который должен внушать? Несмотря на причитания определенных сил в современной России, «русский Левиафан» сегодня дышит на ладан, по сути, его торс распался, и сил больше не осталось. Он глубоко успел укорениться в коллективном бессознательном – это генетический опыт прошлых эпох. Сегодняшняя власть никому не внушает никакого страха. Остался только «призрак Левиафана», его психический фантом, смутное воспоминание о том, что он когда-то был и что был он достаточно силён. Нынешняя российская государственность виртуальна. Это плоские имиджи кинопроектора на экране. Это струйки недостертой памяти. И больше ничего.

    Разберем по пунктам. Инакомыслие – ни малейшего признака репрессий за инакомыслие нет и в помине. Начать с того, что у современной российской власти нет «мыслия», которое можно было бы опровергнуть. У нее нет никаких постулатов, никаких внятных идей, никаких серьезных и вдумчивых программ, никакой идеологии, никакой политической философии. Все что в ней можно оспаривать, это технологии. В отношении такой власти полноценный идеологический нонконформизм просто невозможен. Вам никто не возражает, с вами никто не соглашается. «Мысль» как таковая вежливо отправлена на помойку. Это как раз такая свобода мысли, которая самой мысли категорически не нужна. Конечно, «Левиафан» может обойтись и вообще без всякой мысли – как сегодня. Но это не признак его силы. Скорее, это показывает, что это уже никакой более не «русский Левиафан», а лапа другого Левиафана, нерусского.

    Бунты и восстания. Здесь, действительно, пока ещё немного страшно. Чеченцы и сторонники Лимонова попробовали «русского Левиафана» дернуть за хвост, проявив прямую, вызывающую, наглую и обидную непокорность. Чем только они ни называли чудовище, как только над ним не издевались. И здесь есть некоторая реакция. Чувствуется былая мощь. Но никакой репрессивной мобилизации нет, скорее агония, судороги. Маленький обалдевший от самого себя кавказский народ уже скоро 10 лет противостоит регулярной федеральной армии, отутюжившей все пространство бомбами. Кучка нервных подростков во главе с престарелым писателем-порнографом, устраивает систематические хулиганские выходки – и с ними какой год не могут справиться бравые армии спецслужбистов. Неужели это и есть «Левиафан»? Помилуйте, это пародия.

    Теперь «заговор». Заговоры в России есть, были и будут всегда. Завязываются они с завидной регулярностью, в том числе и в настоящий момент. Но сегодня заговорщики чувствуют себя настолько свободно, что максимум чего они еще боятся, это перевода на другую должность.

    Наконец, воровство. Но это уже не тема, а праздник современной российской политологии. Когда раньше писали, что «в России воруют все», это была метафора. Что такое «все» можно понять только сегодня. Воровство стало внутренним содержанием всего политического процесса. Ни одно действие – политическое или неполитическое – не осуществляется без «распила», «отката» или «кидалова». Аферизм в современной России стал синонимом «эффективной политики». Кража – единственная вещь, которая составляет нечто конкретное в современной государственности. Остальное – «ботаника». Повышение зарплат трудящимся, понижение зарплат трудящимся, принятие закона, отмена закона, добавление льгот, убавление льгот – всё, что происходит, либо должно приносить чисто конкретные дивиденды конкретным чиновникам, либо ни одна из тем просто не будет обсуждаться. Если припрёт, наймут какого-нибудь «профессора», который за копейки все нарисует для отчетности.

    Все это пишется без злорадства, а с болью. Главное, что в этом невозможно никого обвинить – просто «русский Левиафан», откровенно говоря, издыхает. И это факт. Однако мириться с этим не хочется. Есть – не может не быть – выход. Один выход в том, чтобы немедленно создать новую опричнину. Из оголтелых, доведённых до отчаяния всеобщим развалом служилых людей сверстать на скорую руку государственнический орден с суровой дисциплиной, со скорой расправой за измену, шкурничество и предательство, с братскими идеалами спасения страны перед надвигающейся катастрофой, которая – как теперь понимают все – была лишь ненадолго отложена нынешней властью. И если такой путь будет выбран, то необходимо будет привести в действие все существующие приводные ремни «политического страха». А так как страх на глазах испаряется, то необходимо будет взяться за дело с утроенной силой.

    А есть выход евразийский. В нём само понятие власти – а равно и «политического страха» – совсем иное. И если возрождать государство, то надо восстанавливать не механизм и не машину репрессий, а тончайший, едва уловимый сакральный смысл – содержание, богословскую цель, эсхатологический проект, глубинную и животворящую религиозную идею, которая тайно питала русский народ в его пути по истории. На это русские люди откликнуться по-другому – не ленью, саботажем и безразличием, а энтузиазмом последней битвы. Это последний ресурс мобилизации, но лежит он не в области технологии, а в области теологии, философии истории, философии политики.

    Архивы Евразии

    05.03.2003 - Коба Карчава: Добровольный союз

    Телепартия

    Александр Дугин: Постфилософия - новая книга Апокалипсиса, Russia.ru


    Валерий Коровин: Время Саакашвили уходит, Georgia Times


    Кризис - это конец кое-кому. Мнение Александра Дугина, russia.ru


    Как нам обустроить Кавказ. Валерий Коровин в эфире программы "Дело принципа", ТВЦ


    Спасти Запад от Востока. Александр Дугин в эфире Russia.Ru


    Коровин: Собачья преданность не спасет Саакашвили. GeorgiaTimes.TV


    Главной ценностью является русский народ. Александр Дугин в прямом эфире "Вести-Дон"


    Гозман vs.Коровин: США проигрывают России в информационной войне. РСН


    Александр Дугин: Русский проект для Грузии. Russia.Ru


    4 ноября: Правый марш на Чистых прудах. Канал "Россия 24"

    Полный видеоархив

    Реальная страна: региональное евразийское агентство
    Блокада - мантра войны
    (Приднестровье)
    Янтарная комната
    (Санкт-Петербург)
    Юг России как полигон для терроризма
    (Кабардино-Балкария)
    Символика Российской Федерации
    (Россия)
    Кому-то выгодно раскачать Кавказ
    (Кабардино-Балкария)
    Народы Севера
    (Хабаровский край)
    Приднестровский стяг Великой Евразии
    (Приднестровье)
    Суздаль
    (Владимирская область)
    Возвращенная память
    (Бурятия)
    Балалайка
    (Россия)
    ...рекламное

    Виды цветного металлопроката
    Воздушные завесы