Запад, «инвестировавший» свои силы и средства в Ющенко, апеллирует к самым сильным, динамичным, пассионарным группам общества. Западу есть что предложить, он способен предложить простую мифологему, простые рецепты, он способен дать лозунги, которые работают. Нам говорили об интеграции в мировую экономику, об уничтожении коррупции, о честных выборах. Ни одного толкового лозунга не было дано противоположной стороной.
- А предоставление русскому языку статуса государственного?
- Даже в Донбассе, в Харьковской, Луганской области это не восприняли как идею, способную сплотить людей. Сохранение православия Московского патриархата? Но на избирателя Московский патриархат не повлиял – церковная бюрократия оказалась неспособной руководить своей паствой, большинство прихожан РПЦ в центральной Украине и даже на Востоке голосовало за западный проект, за «оранжевых».
Нам нечего предложить. Нечего толком предложить России, она не может дать сегодня лозунгов. Россия не имеет инструментов для проведения своей политики даже в ближнем зарубежье. Есть самолеты, на которых можно вывезти в Москву политиков после их крушения, а реальных инструментов нет. Но даже если бы они и были, то бюрократическое давление, «административный ресурс» в современном мире уже не работает. Парадоксальная ситуация: власть может справляться с прошлыми проблемами, а будущие предупреждать не в состоянии.
- И все же трудно объяснить произошедшее лишь «происками Америки».
- Дело в том, что внешняя политика Соединенных Штатов во многом делегирована общественным фондам, негосударственным организациям и институтам. Помимо Госдепартамента, который осуществляет общую координацию, общественную политику США проводят авантюристы, фанатики и романтики – именно те люди, которым удаются везде дела. Внешнюю и внутреннюю политику наших, постсоветских государств проводят бюрократы и коррупционеры. Они неспособны эффективно противостоять отработанной схеме. Мы видим, как общественным фондам, негосударственным организациям и институтам поддалась украинская бюрократия, очень косная, очень инертная. И я уверен, что российская бюрократия также не сможет действовать адекватно. Общественных структур, народного движения не существует ни в России, ни на Украине. Если они и создаются, то кучкой энтузиастов, и будут создаваться еще лет десять-двадцать, прежде чем смогут реально конкурировать с западными образцами, которые существуют уже десятки лет.
- Возможно по-вашему ли повторение украинского сценария у нас, в России?
- Я уверен, что Украина будет использоваться как плацдарм для экспорта «оранжевой революции». На сегодня можно сказать, что отработана успешная методика совершения такого рода переворотов. Отработана в Сербии, Грузии, в Украине; сейчас это будет происходить в Молдавии (где будет разыграна «приднестровская карта»), Азербайджане, возможно, в Армении. Затем, видимо, придет черед России и Белоруссии.
- Неужели вы считаете, что Красная площадь может превратиться в Майдан?
- Революция в России будет другой, это будет другая тактика, это будет вызвано другими проблемами. Но я абсолютно убежден, что такая опасность существует в России. Далеко не обязательно, чтобы она будет «демократической». Ведь и на Украине лозунги были не проамериканскими, а про-украинскими, а в Молдавии будут про-молдавскими.
Может быть сделана ставка на региональный сепаратизм, на социальное недовольство.
- Сомнительно, что народ пойдет за тем же «Комитетом-2008» или за бывшими СПС-овцами.
- «Витрина революции» в России будет сформирована не из тех «революционеров», которые всем надоели, а из свежих кадров. Из тех, кто, скажем, сейчас возглавляет «Единую Россию», из членов путинской администрации, из министров.
Ведь вождями оранжевой революции сделали не диссидентов, правозащитников, а номенклатурных людей. Этого никто не ожидал! Юлия Тимошенко – бывший вице-премьер с темным номенклатурным прошлым, Ющенко – не повстанец, не бунтарь, а бывший глава Нацбанка, премьер. Пресловутая организация «Пора» была «раскручена» государственными СМИ.
Как сказал один мой друг, «в оппозицию надо приходить не за семь лет до смены режима, а за семь дней».Украинская бюрократия поняла, что с Ющенко ей будет проще. И я думаю, что и российские чиновники больше боятся Путина, чем «оранжевой» перспективы.
На сегодняшний день в Украине не существует парламентской оппозиции. Есть опасность и в том, что в оппозиции к новой власти оказались потерпевшие поражение барыги, неудавшиеся чиновники – носители негативного жизненного опыта. Однако в лихорадочном темпе создается уличная оппозиция, усилиями нашей партии
в союзе с Прогрессивной социалистической партии, возглавляемой Витренко.
Среди «не-оранжевых» только наших две партии имеют опыт уличного противостояния, организации акций гражданского неповиновения, забастовок. Сегодня только та политическая сила чего-то стоит, которая может вывести достаточное количество людей на улицу, чтобы блокировать правительственные кварталы. Будет осуществлена целая серия уличных акций, нами поддерживаются стихийные протесты, мы надеемся на развертывание забастовочной борьбы.
22 февраля, в день, когда Виктор Ющенко в Брюсселе будет проситься в НАТО (вступление Украины в НАТО – вопрос 1-1,5 лет), состоится первая массовая акция. Одновременно в 12 часов возле зданий всех областных администраций будут гореть натовские флаги. Есть надежда на парламентские выборы 2006 года. Мы рассчитываем собрать тех кто составлял парламентское большинство в до-ющенковской Раде. ("Г-н Корчинский сдежал свое обещание - в день рождения президента "новые оппозиционеры" провели свою "зажигательную" акцию. В следующий раз обещали "сжечь" и самого Ющенко, - правда, в виде чучела". - М.М.)
- Известно, что вы контактировали с бывшим главой предвыборного штаба «сине-белых» Тарасом Чорновилом. Готовы ли вы сотрудничать с Виктором Януковичем?
- Тарас Чорновил сотрудничает с нами, не порывая, конечно, связи с Януковичем, но больше силы будеть отдавать нашему движению. По сути дела, это единственный депутат, через которого мы можем вести парламентскую борьбу.
У Януковича есть потенциал, он довольно быстро учится. Этот человек – новичок в политике, которого сейчас сильно предали, он испытывает сильнейшее разочарование. Ему сейчас практически не на кого опереться, кроме как на поддержку народа в южных и восточных регионах. На людей, которые не купились на красивые брэнды, и отдали свой голос человеку, похожему на «парня который меня бил в школе». Эта поддержка может быстро растаять, если у Януковича не будет сильной позиции или хотя бы не будет звучать сильная риторика. Сумеет ли он преодолеть тяжелое бюрократическое прошлое, покажет время. Мы надеемся, что сумеет. Мы открыты к сотрудничеству со всеми и будем пытаться гальванизировать все полутрупы.
Беседовал Михаил Мошкин