
Рис. Валентина Дружинина
Печорский, Пыталовский и Палкинский районы Псковской области: Тут у всех второй паспорт
Территория: 3,1 тыс. кв. км.
Население: 35 тысяч человек.
Богатства: лес, правда, по большей части годный лишь на дрова.
Кто претендует: Эстония и Латвия.
Регулярно с "того берега" сюда приходят "агенты влияния" и собирают подписи за "воссоединение" с Эстонией. Люди реагируют вяло. Хотя почти у каждого местного жителя неофициально есть второй, эстонский, паспорт.
- Меня устраивает сегодняшняя ситуация, - комментирует житель Печор Сергей. - В России жить дешевле, а надо, можно и в Эстонию сходить.
Чистокровные эстонцы уже давно уехали на историческую родину. Однако упомянутые районы - коренное место обитания народности сету, близкой к эстонцам. Долгое время именно они были ярыми сторонниками присоединения к Прибалтике.
Лахденпохский, Питкяранский, Суоярвский районы и город Сортавала Республики Карелия: У соседей тихо, но скучно
Территория: 24,7 тыс. кв. км.
Население: 110 тысяч человек.
Богатства: лес, рыба, камень, щебень, можно добывать золото и уран, туризм (миллион человек в год).
Кто претендует: Финляндия.
Богатства Западной Карелии финнов интересуют меньше всего. Вернуть "спорные" территории, отошедшие к СССР в 1940 году, они хотели бы скорее по историческим причинам. Сразу после подписания мирного договора в 40-м году, "присудившего" СССР "спорные" земли, всего за один день в Финляндию отсюда уехали 420 тысяч человек. Именно эти люди (и их потомки) вполне серьезно рассчитывают вернуть "свою вотчину".
В то же время жителей Карелии, живущих на "спорных" территориях, вопрос о присоединении к Финляндии совершенно не волнует.
- Мне и в России живется неплохо, - сказал Алексей Врагов, житель Лахденпохского района, - а в Финляндию я по нескольку раз в месяц езжу. У них хорошо: тихо, спокойно, но скучно.
Выборгский и Приозерский районы Ленинградской области: Сдались бы финнам - да не берут
Территория: 11 тыс. кв. км.
Население: 200 тысяч человек.
Богатства: рыба, охотничьи угодья, щебень, песок, гранит.
Кто претендует: Финляндия.
Самая большая роскошь этих районов - леса. Вот на них-то и положили глаз финские "охотники" из организаций вроде "Про Карелия" или "Тартуский мир". C завидной регулярностью они собирают подписи под воззваниями к своим властям приняться за отсечение у России этих территорий. Губа, конечно, не дура. Хотя официальных территориальных претензий со стороны правительства Финляндии к России пока, к счастью, нет.
Жители "спорных" районов всерьез не задумываются о смене гражданства. Для них разговоры о передаче земель остаются шуткой.
- Мы бы с радостью сдались финнам,- говорят выборгцы, - только они нас не берут...
Курская и Белгородская области: Российские гуси пасутся на Украине
Территория: 56,9 тыс. кв. км.
Население: 2,7 млн. человек.
Богатства: полезные ископаемые, заказники копытных и пушных зверей, лес, минеральные воды.
Кто претендует: Украина.
На официальном уровне претензий у Киева нет. Но украинские радикалы уже давно положили глаз на Курск и Белгород. В свое время там даже действовали отделения националистов из УНА-УНСО. Тем более что до начала 30-х годов прошлого века в состав Курской губернии входила часть нынешней Украины, а несколько курских сел, в свою очередь, были украинскими. Более половины белгородцев также имеют родственников "за границей". Россияне, живущие в приграничных районах, ходят в магазины в соседнее государство, украинские дети часто учатся в наших школах. А российские гуси порой пасутся на Украине.
Впрочем, местные жители, хотя и не могут привыкнуть к тому, что живут теперь в разных государствах, в состав соседей не рвутся. В России и пенсии, и зарплаты выше.
Курилы: Японцам отдадимся, но за миллион
Территория: 8,4 тыс. кв. км.
Население: 19 тысяч человек.
Богатства: рыба, крабы, заповедник "Курильский".
Кто претендует: Япония.
Последние 10 лет среди южнокурильчан то и дело с грохотом проносятся слухи, что "завтра Курилы отдадут японцу". И заявление министра Лаврова, сделанное в конце 2004 года, нисколько не удивило курильчан, уставших от внимания, оказываемого им в связи с их шатким положением. Каждый из них имеет свою точку зрения на этот вопрос уже давно.
- Отлично, пусть они заберут наши острова, - улыбается Владимир Сергеевич, коренной житель поселка Крабозаводское. - Нам же лучше - жить станем хорошо наконец-то. А если попросят нас отсюда?.. Так они же нас не просто так попрут, они нам компенсируют все затраты: квартиру прикупят, на содержание дадут
Большинство курильчан с ним согласны. Более того, они абсолютно уверены в том, что каждому коренному жителю выплатят при необходимости покинуть остров по миллиону рублей - ни больше ни меньше. Вот и ждут курильцы своего звездного часа, прописывая потихоньку на Курилах своих родственников из Подмосковья, Твери, Южно-Сахалинска и других городов, чтобы на историческом конфликте заработать как можно больше.
Амурская область: На картах мы уже закрашены в желтый цвет
Территория: 363,7 тыс. кв. км.
Население: 1,1 млн. человек.
Богатства: лес, рыба, золото, уголь, железная руда, кварцевый песок, известняк, глина.
Кто претендует: Китай.
Официально Китай на амурскую землю рот не разевает. Но берет "свое" тихой экспансией: заключает соглашения о свободной экономической зоне в Благовещенске и расположенном на противоположном - китайском - берегу городе Хэйхэ. Однако благовещенские туристы, которые ездят к соседям за дешевыми шмотками и просто отдохнуть на местных курортах, говорят, что видели в продаже странные политические карты Китая, по которым китайские школьники изучают свою географию. На них в желтые цвета закрашены территории Амурской области, Хабаровского края, Еврейской автономной области и большей части Приморья. А многие российские города носят уже китайские названия. Территория же самой России начинается где-то в районе Байкала.
МЕЖДУ ПРОЧИМ...
Америка, верни нам Аляску!
Пока соседи кто-то тайно, а кто и в открытую мечтают растащить Россию на части, Москва тоже может предъявить претензии на некоторые земли.
На Крым, например. В конце концов полуостров оказался в составе тогда еще Украинской ССР лишь по воле Хрущева, сделавшего "царский" подарок своим землякам. Да и большинство крымчан не против вернуться под "московское" крылышко.
Давно просятся в состав России Абхазия и Южная Осетия, причем президент последней Эдуард Кокойты, по слухам, уже видит себя в кресле главы единой Осетии.
Несколько миллионов русских проживают и в Северном Казахстане: и эта территория вполне может стать еще одним субъектом РФ, тем более что эти земли стали казахскими исключительно по воле советских генсеков.
А может, какой-нибудь следующий правитель Руси наберется храбрости и стукнет кулаком перед носом американцев: "А ну-ка, верните Аляску!"
МНЕНИЯ
"ЗА"
Директор Центра геополитических экспертиз Александр ДУГИН: Острова - в обмен на базы
- Территориальные претензии к России - дело не столько наших соседей: эстонцев, финнов или японцев. За всем этим стоят США с их планами мировой гегемонии. Для их планетарного господства любое цельное образование на территории Евразии, тем более такое мощное, как Россия, - препятствие. Вот они нас и дробят.
Единственной защитой от этого может быть лишь возрождение нами имперского стиля. А это значит: мы ничего просто так не отдаем - для этого и выбрали Путина. Любые жесты в сторону соседей должны соответствовать нашим стратегическим интересам. Например, мы отдаем Японии Курилы, а Токио прощается с американскими базами на своей территории. Независимая Япония жизненно необходима России для создания многополярного мира. Ведь только в его рамках Россия способна сохраниться.
То же самое с Китаем. Если мы отдаем ему полтора острова, то пусть он занимает более жесткую антиамериканскую позицию, например, по Ираку. То же по Калининградской области. Говорить о ней нужно никак не с немцами, а с Евросоюзом, который постепенно выходит из-под американского влияния.
Пока же, увы, у нас ясной геополитической стратегии нет, а значит, на данном этапе ничего отдавать не нужно.
"ПРОТИВ"
Директор Института проблем глобализации Михаил ДЕЛЯГИН: А завтра нам предъявят претензии монголы
- Россия если и должна с кем-то делиться, то только в рамках границ, установленных после второй мировой войны. Поэтому мне очень не нравится, что мы уступили Китаю полтора острова. Это недопустимо: нужно добиваться их возвращения в состав России!
А то монголы сейчас могут заявить, что вся Россия им принадлежит. Поляки и французы предъявят претензии на Москву. И что у нас останется? Архипелаг Новая Земля? Да и то потому, что он больше никому не нужен. Это деньги можно отдать, когда у нас из рук кошелек вырывают и предлагают на выбор: или он, или жизнь. Земля - это тот ресурс, который однажды отдав, потом не вернуть.
Ладно, мы платим финнам за бумагу своим же лесом, но платить своей землей за бумагу с мирным договором - это бред.
Что касается остальных претензий к России, то здесь логика простая. Наши соседи видят страну, у которой земли, как у дурака махорки, и потому она раздает ее направо и налево. И у них, естественно, возникает желание тоже что-нибудь отхватить по принципу: авось и нам под шумок "Кемская волость" достанется.
ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА
Пока у нас ракеты - бояться нечего
В Мексике существуют политические силы, чей девиз: американские штаты Калифорния и Техас - мексиканские территории. Однако в США, даже при таком потоке мигрантов со стороны южного соседа, никто тревоги по поводу территориальной целостности страны не бьет. Пока Штаты сильны и богаты, им ничто не грозит. Ослабнут - будет другая ситуация.
Россия, между прочим, вторая в мире ядерная держава. Хотя бы поэтому опасаться, что нас вот-вот растащат на куски, пока не следует. Те же самые полтора острова были не уступкой Китаю, а одним из элементов упорядочения границы с соседом, который, кстати станет в нынешнем веке одним из ведущих мировых политических и экономических игроков. Дело того стоило.
В Западной Европе территориальные проблемы были похлеще наших. Чего стоят Эльзас с Лотарингией или Судеты. Окончательно их удалось решить после создания Объединенной Европы. Потому есть основания полагать, что лучшим рецептом для сохранения территориальной целостности России было бы ускорение интеграции в мировое сообщество, прежде всего - в европейское. Плата за вход землей, разумеется, исключена.
Подготовили: отдел политики и
корреспонденты "КП" в регионах