Обратите внимание, Путин сказал о полном несоответствии нашей политической системы реальному положению дел в стране. Это тоже принципиальный вопрос. Казалось бы, при чем тут политическая система и захват заложников в Беслане? На самом деле, при всем.
Кремлевские политтехнологи, доставшиеся Путину в наследство от ельцинского режима (характеризовавшегося сдачей всех наших геополитических и национальных позиций, невиданным размахом коррупции, сосредоточением всех экономических рычагов влияния в руках олигархата, всевластием и бесконтрольностью региональных баронов и другими негативными с точки зрения государства тенденциями), по сути, подменили политический процесс некими субститутами, информационными и выборными технологиями. Они, вместо того, чтобы решать политические проблемы, оживлять наше общество и позволять ему развиваться, постепенно отыскивая свою национальную идею, полностью блокировали этот процесс, создавая одно ничего не означающее политическое явление за другим. Это были некие виртуальные игры, имитирующие политическую реальность. Путин признал тупиковость такой политической системы, и засучив рукава, принялся за тотальное реформирование – в жестко авторитетарном, вертикальном, национальном ключе. Нынешняя система не соответствует тем вызовам, с которыми сталкивается Россия, и Путин предложил ее по сути заменить на иную -- основанную на унитарном принципе, национальной консолидации и участии широких общественных слоев в историческом деле российского возрождения.
После памятного обращения к населению страны 4 сентября должно было последовать конкретные шаги, должны были быть предприняты какие-то действия. И они предприняты.
Идея о фактическом назначении губернаторов, трансформации выборной системы (переход к пропорциональной модели), как говорится, витала в воздухе. Все наелись черным пиаром и грязными избирательными технологиями в регионах, на которые улетали миллиарды народных денег. Назначаемость губернаторов снимает даже потенциальную угрозу сепаратизма (что актуально особенно на Северном Кавказе); создание Министерства по делам национальностей абсолютно необходимо в нашей полиэтнической стране; организация Общественной палаты, как бы «третьей» -- собственно, народной – палаты парламента с консультационными и контрольными полномочиями прекрасный ход в сторону деформализации электоральной системы, открытие возможности для полноценного и качественного представительства «на верхах» всех сегментов сложнейшего российского общества. Придание губернаторам ЮФО первого зама в лице высокопоставленного силовика также более чем разумная и своевременная мера. Назначение ближайшего сподвижника Президента Дмитрия Козака Полпредом в ЮФО и создание под его началом специального органа по ситуации на Северном Кавказе – означает, по сути, что Президент берет всю ответственность за этот регион на себя. Иными словами, обращение Путина говорит о том, что вопрос о сохранении территориальной целостности России поставлен ребром, и требует чрезвычайных мер, которые откладывать было нельзя перед лицом реальной угрозы террора, и которые объявлены.
Концептуально выступление главы государства выдержано безупречно. Идеи более чем своевременные. Другое дело, как все это будет реализовываться на практике. Если в очередной раз это будет подменено теми же политтехнологиями, если совершенно необходимые реформы, которые провозгласил Президент, будут саботированы и превращены в свою противоположность политическим классом, который остается у власти, президентские тезисы не достигнут должного результата.
Иными словами, главная наша проблема – это существующий в России политический класс. Как показали первые 4 года президентского срока на региональном уровне он постепенному исправлению не поддается. Но он упорствует и на федеральном уровне, олигархат, даже несмотря на историю Березовского-Гусинского-Ходорковского – по сути, свои позиции сдавать не собирается, старый ельцинский пул кремлевских советников, экспертов и референтов остается на месте, медийная политика – при внешней лояльности – саботирует содержательную сторону национального возрождения России.
Понедельничное выступление Президента направлено на то, чтобы – перед лицом практически военного положения -- попрощаться с ельцинским прошлым, перейти к новой политической системе. Наверняка, критики это назовут «диктатурой». Что ж, может быть и так, но диктатурой народной, конституционной, просвещенной, направленной на благо всех россиян, на благо России.
Всякое масштабное начинание в России возможно сделать только сверху. Но в данном случае Путин укрепляет вертикаль власти, не столько ради самой власти, сколько ради народа, ради государства. Да, сверху, но с опорой на народ.
Что мы сегодня видим? Есть Президент, ответственный за страну. Президент русский, вменяемый, молодой, энергичный. Есть народ, который полностью поддерживает этого Президента. Но между ними существует прослойка абсолютно неадекватного политического, экономического, административного и медийного сообщества (партийного, в том числе), которое напрочь блокирует возможность обратной связи, контактов, диалога между народом и президентом. Верховная власть и огромный молчащий народ – два одиноких острове новейшей русской истории. Прогнивший, ельцинский, прозападный совершенно неадекватный, сверхкорумпированный «политический класс» держит и Путина, и русский народ в заложниках, всячески препятствуя долгожданной встрече. Эта встреча объявлена. Но состоится ли она? Дадут ли ей состояться?
В России все реформы могут быть осуществлены только сверху. Они всегда были делом либо элитарных заговорщиков, либо царей. И то, что такая патриотическая реформа началась сверху, это абсолютно нормально. Но, повторяю, политический класс, против которого реформа направлена, все равно будет пытаться ее саботировать. Или изменить ее ориентацию, превратить в ничто, сорвать, не довести до конца. И здесь Путину надо найти инструменты, чтобы опора на народ приобрела конкретные осязаемые формы в виде движений, организаций, «путинского ордена», в конце концов. Пусть в форме модернизированной и просвещенной опричнины. Путину нужна новая ротация элит. Ибо если поручить важнейшие, абсолютно правильные в своем концептуальном ядре начинания, тому же политическому классу, который есть сейчас, результата мы не достигнем.
Если даже часть из этих начинаний будет реализована, это принесет колоссальный положительный эффект. Но нужна фундаментальная перетряска нынешней политической элиты. Иными словами, камеры рядом с Ходорковским должны наполниться другими выдающимися членами бюро РСПП. Без этого в наведение порядка в экономике никто не поверит. Должны последовать показные суды над коррупционерами, ворюгами, казнокрадами. Следует радикально изменить в сторону содержательного патриотизма и оптимистической державности общее настроение СМИ. Необходимо четко сформулировать Национальную Идею, ясную модель внешней и внутренней политики, геополитическую доктрину РФ, этнополитические и конфессиональные приоритеты и гармоничные системы. Во всем этом, замечу, евразийская философия, евразийское мировоззрение окажут Президенту и нации неоценимую услугу, так как здесь все эти аспекты детально продуманы, систематизированы и аккуратно изложены во множестве наших мировоззренческих документов.
Самое главное: необходимо подвести черту под ельцинской эпохой, и сделать это так, чтобы это было жестко, последовательно, наглядно и понятно народу. Если Путин всерьез возмется за провозглашенную повестку дня, начнется настоящее – а не виртуальное, -- возрождение России.