- Но воевать России с Грузией из-за Южной Осетии - значит, отказаться от принципа территориальной целостности государств - членов ООН. С другой стороны, ведь были признаны мятежные части Югославии. Чем Абхазия хуже той же Хорватии, Словении?
- В Европе был и есть целый ряд таких очагов. В их отношении действует абсолютно двойной стандарт: кого-то по политической конъюнктуре признают, кого-то нет. Россия в такой же ситуации. Включить в состав Российской Федерации Южную Осетию и Абхазию (даже по их требованию) - значит, создать прецедент. Сепаратисты внутри самой России тут же за него ухватятся. Во-вторых, у нас для этого нет ресурсов. Ни политического, ни военного, ни дипломатического. Да и воли нет. Воля - это тоже ресурс.
- Остается идти на поводу у Саакашвили?
- Нужно разобраться в причинах нежелания абхазов и осетин жить в Грузии. На мой взгляд, она в том, что эти народы по своим культурным, историческим и политическим особенностям хотят жить в пространстве, дружественно ориентированном на Россию. Как только тот же Шеварднадзе делал, пусть неуверенные, шаги в сторону России - стихала и напряженность в мятежных территориях Грузии. Чем больше Саакашвили портит отношения с Россией, тем больше растет к нему и к Грузии в целом неприязнь в этих автономиях. Если ситуация тем не менее не будет нормализована со стороны Грузии, ей надо предложить такой вариант. Россия становится гарантом территориальной целостности Грузии, но только в случае, если та отворачивается от Вашингтона.
- Электроэнергию и газ отключить?
- Это детали. Мы должны дать понять этой стране, что, если она хочет на Запад, в Европу, в Америку, - только вместе с нами. Отдельно - не попадет никуда. Согласитесь, мы тоже хотим стать демократической европейской страной. Это уже поняли казахи, украинцы, белорусы. В цивилизацию надо идти вместе! То есть в процессе интеграции и создания единого экономического пространства.
Пора объединяться
- Быть вместе? Верится с трудом.
- Да, пока в Грузии националистический, нищий, с двумя конфликтными зонами режим, куда и кто их возьмет? В этот период от Москвы требуется лишь целенаправленная, вдумчивая "грузинская" политика. Прежде всего - в экономике.
Пора вспомнить и о культурно-историко-религиозном единстве наших народов. Мы по преимуществу православные страны. Вот и нужно создавать и поддерживать там новые пророссийские политические силы. Хватит делать ставку на изможденных местных коммунистов, которых мы в России гнобим, вытворяем все что угодно, а в СНГ на них опираемся. Но если мы и хотим использовать коммунистический потенциал для интеграции, то и с нашими красными надо деликатно разобраться, а не щелкать по носу. Но и этого недостаточно. Надо выстраивать в Грузии свое собственное, пророссийское политическое лобби. Этого не делается.
- Почему?
- Все сводится к уровню двухсторонних соглашений - Россия - Грузия. А пора привлечь для решения конфликтов и других судей - Назарбаева, Алиева, Кочаряна, Кучму и т. д. То есть интернационализировать конфликт в рамках постсоветского пространства. Это политическое решение, которое способно увести от военных действий.
Есть и альтернатива. Если Грузия категорически не согласна с этим планом, мы предлагаем для Осетии и Абхазии статус автономных областей. Не в составе России, а как еврорегионов в той же самой Европе и в составе СНГ.
- А почему бы масхадовцам не захотеть того же?
- И правильно сделают, если захотят. Чеченское общество, включая чеченское сопротивление, скорее всего, пересмотрит после этого свое негативное отношение к России. Одновременно и СНГ необходимо трансформировать в единую конфедеративную систему по модели Евросоюза, о чем говорит Нурсултан Назарбаев.
- Видно, рановато.
- Москва не понимает неизбежности интеграционных процессов. Народ-то поддерживает тематику нового межгосударственного объединения!
Только в таком формате страны бывшего СССР могут стать полноправной частью цивилизованного мира. Они перестанут считаться сырьевыми придатками и инструментом для интриг против остальных государств.
Андрей Угланов
Коллаж Андрея Дорофеева