Добро Пожаловать Международное Евразийское Движение
Поиск 
 
                             

13 декабря, среда Новости Регионы Евразийский Союз Молодёжи Евразия-ТВ Евразийское обозрение Арктогея  

Разделы
Евразийское Обозрени
СМИ о евразийстве
Новости
FAQ
Материалы
Выступления Дугина
Интервью Дугина
Статьи Дугина
Коммюнике
Хроника евразийства
Тексты
Пресс-конференции
Евразийский документ
Геополитика террора
Русский Собор
Евразийская классика
Регионы
Аналитика
Ислам
США против Ирака
Евразийская поэзия
Выборы и конфессии
Экономический Клуб
Интервью Коровина
Статьи Коровина
Выступления Коровина
Евразийство

· Программа
· Структура
· Устав
· Руководящие органы
· Банковские реквизиты
· Eurasian Movement (English)


·Евразийская теория в картах


Книга А.Г.Дугина "Проект "Евразия" - доктринальные материалы современного евразийства


Новая книга А.Г.Дугин "Евразийская миссия Нурсултана Назарбаева"

· Евразийский Взгляд >>
· Евразийский Путь >>
· Краткий курс >>
· Евразийская классика >>
· Евразийская поэзия >>
· Евразийское видео >>
· Евразийские представительства >>
· Евразийский Гимн (М.Шостакович) | mp3
· П.Савицкий
Идеолог Великой Евразии

(музыкально-философская программа в mp3, дл. 1 час)
Кратчайший курс
Цели «Евразийского Движения»:
- спасти Россию-Евразию как полноценный геополитический субъект
- предотвратить исчезновение России-Евразии с исторической сцены под давлением внутренних и внешних угроз

--
Тематические проекты
Иранский цейтнот [Против однополярной диктатуры США]
Приднестровский рубеж [Хроника сопротивления]
Турция на евразийском вираже [Ось Москва-Анкара]
Украинский разлом [Хроника распада]
Беларусь евразийская [Евразийство в Беларуси]
Русские евразий- цы в Казахстане [Евразийский союз]
Великая война континентов на Кавказе [Хроника конфликтов]
США против Ирака [и всего остального мира]
Исламская угроза или угроза Исламу? [Ислам]
РПЦ в пространстве Евразии [Русский Народный Собор]
Лидер международного Евразийского Движения
· Биография А.Г.Дугина >>
· Статьи >>
· Речи >>
· Интервью >>
· Книги >>
Наши координаты
Администрация Международного "Евразийского Движения"
Россия, 125375, Москва, Тверская улица, дом 7, подъезд 4, офис 605, (м. Охотный ряд)
Телефон:
+7(495) 926-68-11
Здесь же в штаб-квартире МЕД можно приобрести все книги Дугина, литературу по геополитике, традиционализму, евразийству, CD, DVD, VHS с передачами, фильмами, "Вехами" и всевозможную евразийскую атрибутику.
E-mail:
  • Админстрация международного "Евразийского Движения"
    Пресс-служба:
    +7(495) 926-68-11
  • Пресс-центр международного "Евразийского Движения"
  • А.Дугин (персонально)
  • Администратор сайта


    [схема проезда]

  • Заказ книг и дисков.
    По почте: 117216, а/я 9, Мелентьеву С.В.

    Информационная рассылка международного "Евразийского Движения"

  • Ссылки



    Евразийский союз молодёжи width=

    Русская вещь width=

    Евразия-ТВ width=
    Счётчики
    Rambler's Top100



    ..

    Пресс-центр
    · evrazia - lj-community
    · Пресс-конференции
    · Пресс-центр МЕД
    · Фотогалереи
    · Коммюнике
    · Аналитика
    · Форум
    Евразийский экономический клуб

    Стратегический альянс
    (VIII заседание ЕЭК)
    Симметричная сетевая стратегия
    (Сергей Кривошеев)
    Изоляционизм неизбежен
    (Алексей Жафяров)
    Экономический вектор терроризма
    (Ильдар Абдулазаде)

    Все материалы клуба

    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
    Регионы | Реальная страна | Выступления на Шалкарском евразийском форуме | Виктор Викторин | Этносы и социумы приволжских степей XYII - XX вв | 15.07.2004 Напечатать текущую страницу
    Виктор Викторин

    Этносы и социумы приволжских степей XVII - XX вв.: политика и потестарность (от кочевания к оседлости)

    Выступление на Шалкарском евразийском Форуме (Уральск)

    Нижнее Поволжье издавна известно как «врата народов» и «место встреч» различных этносов. Кочевая и оседлая история этого региона взаимно дополняли друг друга, динамично видоизменялись от одной эпохи к другой. Полукочевое ногайское (юртовское, затем юртовско-едисанское) население начало формироваться при Астрахани – уже российской, под защитой крепости – в 1557-58 гг. Прежние здешние кочевники («татары орды и ханства», исчезнувшие ныне), по свидетельству путешественника-дипломата Энтони Дженкинсона, узнав о приближении русских войск, отошли к Азову (Тане) – именно под власть Крыма и Турции.

    Аналогично обстояло дело и при дальнейшем течении событий. Кочевые сообщества в Нижнем Поволжье и на прилегающих территориях находились прямо или косвенно в орбите «высокой» международной политики и на стыке серьёзного противодействия сфер интересов сильных государств. Достаточно привести примеры вовлечения этносов-номадов XYII, а ещё более XYIII вв. в соперничество России и Турции (ногайцы, калмыки-мусульмане, отчасти туркмены Предкавказья), России и Персии (арабы западного Прикаспия, терекеменцы-карапапахи), России и Хивы (казахи, каракалпаки), даже России и Китая (калмыки-ойраты).

    Экономически изначально «продвинутые», с развитыми обменно-денежными отношениями, кочевники были очень консервативны в своём внутреннем социально-регулятивном и правовом устройстве. Охарактеризовать его следует как «потестарное» – властное дополитическое, от лат. «potestas» – «власть как возможность, потенциальность (у)правления» (ср. Ю.П.Аверкиева, Ю.В.Бромлей, А.М.Хазанов, В.А.Попов и др.). Оно основывалось на обычае, соглашении, авторитете старейшин и очень сложных генеалогических началах.

    Виктор Викторин

    Релевантные ссылки:

    Шалкарский форум – новая звезда на интеллектуальном небе Евразии

    Нагима Байтенова "Политический фундаментализм в решении этнических и межэтнических проблем"

    Эдуард Понарин "О развитии нового русского национализма"

    Лев Гумилёв "Мы абсолютно самобытны"



    Специфический «хозяйственно-культурный тип» – ХКТ (С.П.Толстов, М.Г.Левин, Н.Н.Чебоксаров, В.Б.Андрианов, Г.Е.Марков и мн. др. авторы) определял эти особенности внутренней организации скотоводов-номадов.

    Однако при столкновениях кочевых народов (тем более, если за ними, как обычно, стояла поддержка сильных держав), в таковых отражались политические хитросплетения. Укреплялись эти тенденции с вхождением кочевых и полукочевых этносов данного региона в состав России, их постепенном переходе к оседлому земледелию и рыболовству(1). Показательных примеров тому большое количество.

    Любопытно, что не только внутриэтнические, но и некоторые межэтнические взаимоотношения могли оформляться средствами потестарного строя (в т.ч. «внешней эксплуатации» – Л.Е.Куббель). Речь идёт о традиционных в кочевой среде отношениях «припущенничества» (или, как в Букеевской орде XIX в., «приёмных приговоров») в отношении прикочевавших или взятых в плен чужеродцев. А также об этногруппах «чужого» происхождения, названных автором в одном из предыдущих сообщений «болдырными» (хакасск. «бельтир, пельтир» – «устье, слияние рек», калм. «балдр», тюрк. «болдыр», русск. диал. «болдырь» – это «потомок смешанного брака, метис»).

    Такая «нечистокровная», т.е. неполноправная группа, оседлые земледельцы-«тумáки», бежавшие в сер. XYI в. к Астрахани «на Бузан», были известны в Большой ногайской орде, жившей по Яику (Джайеку, Жайеку). Аналогичный слой – «эмеки/джемеки» – образовался у астраханских татар ногайского происхождения («едисан/джетисан») в XYII-XYIII в. Войны, которые Россия вела на Северном Кавказе и участие в них астраханцев разных этносов, пополняли его военнопленными, бравшими в жёны местных женщин. Схожую же функцию в улусах Калмыцкой степи выполняли т.н. «кетчинеры».

    Среди приволжских казахов хана Букея и его потомков, с их переселения в 1801 г., значительную роль играли «тюленгуты» (среди которых автору известны этноэлементы северо-кавказского и калмыцкого происхождения). Они исполняли при хане военно-полицейскую (т.е. внутриполитическую) функцию(2). В дальнейшем она перешла к «нугай-казакам», потомкам бежавших в казахскую степь из-под Оренбурга служилых ногайцев. Впрочем, в 1836-37 гг., при восстании Исатая Тайманова и Махамбета Утемисова, отряды «нугай-казаков» защищали хана, но двое мужчин с характерным именем «Нугайты» (В.Ф.Шахматов) были известны среди видных лидеров восставших.

    Однако, верх одержало вновь потестарное устройство: «тюленгуты, тюленгиты» составили отдельный казахский род (с подразделениями) в Букеевской орде. А «нугай-казаки» в районе Жанибека оформились в группу родов (уйсен, кояс, костанбалы и казан-колак) – тоже казахских, но помнящих до сих пор об особенностях своей этноистории.

    Жизнь на «границе цивилизаций» вносила серьёзные коррективы в весь уклад жизни рассматриваемых кочевников и полукочевников. С сер. XYIШ по сер. XYIII в. обозначилась тенденция к письменной фиксации и кодификации кочевого обычного права. На съезде в Джунгарии в 1640 г. всеми ойратами и делегатами от калмыков с Волги (тогда ещё живших только в правобережье) были принято «Их цаажин бичиг» – «Великое степное уложение»). У калмыков в 1750 г. его дополнили законы Дондук-Омбо, а в 1822 г. крупным шагом к приведению обычного права в соответствие с официальными стали т.н. «Зензелинские протоколы». У казахов (исследования И.В.Ерофеевой, Т.И.Султанова и др.) это произошло почти сразу после вхождения казахов Младшего жуза в состав России, при хане Тауке (1729-48), в его законах «Жети жарга».

    Влияние региональных властей на положение дел в степях отражало Положение от 19 мая 1806 г. «О землях кочевых народов Астраханской губернии» (3). Реформы М.М.Сперанского («Сибирское уложение» от тюля 1822 г. и отдельно в 1827 г. «Положение о кочующих инородцах») как раз и стоились на сочетании государственных и потестарных элементов во внутреннем и внешнем управлении кочевыми и полукочевыми сообществами.

    Естественным образом и последовательно сокращалась сфера влияния и власти прежней аристократии. Астраханские потомки эмира Эдиге – мурзы (князья) Урусовы и Тимбаевы в 1811-35 гг., просто в «текущем статистическом» порядке (при регистрации в «ревизских сказках»-переписях), утратили права на дворянства и значительную часть своего привилегированного статуса. В частности, их уравняли в правах, как государственных крестьян, с прежними зависимыми земледельцами-«эмеками», владеть которыми претендовали потомки мурз.

    Во внутренней Букеевской орде власть ханов (потомков Чингиз-хана) стала ближе к сер. XIX в. уже номинальной и официально ликвидирована после правления Сахип-Гирея (1845-47 гг.).В дальнейшем потомки ханов («тюре», «ак-сияк») выделялись лишь только положенным особым, символическим приветствием в их адрес, а также и особой тамгой, семейными преданиями (у Н.Н.Харузина и др. авторов). Сословие тарханов у башкир (род Юлаевых-Азналиных и мн. до.) уже не прослеживалась после ликвидации в 1865-59 гг. особого военно-служилого («башкирского») сословия и превращения бывших воинов в обычных крестьян новой, Уфимской губернии.

    Кочевое скотоводство постепенно уступало место оседлому земледельческому труду. Укреплялись связи с соседними народами, осуществлялся интенсивный и плодотворный культурообмен. Рос уровень образованности. Специфические степные культы (т.н. в науке «кочевой шаманизм») сохранялись лишь в элементах; они, как и следовавший им «альтернативный», в первую очередь, суфийский, или дервишеский ислам уступали место каноническому, «мечетному» мусульманству.

    Пригородные (вокруг г. Астрахани) юртовцы стали оседлыми, согласно их воспониманиям (сохранено в архивах) «после похода царя Петра», т.е. в теч. XYIII в., а объединившиеся с ними едисанцы – в 1801 г., в момент ппреселения новых кочевников - букеевских казахов. Из полуоседлой жизни полностью осели на землю в нач. XX в. (за основу обычно берётся 1929 г.) другие нижневолжские ногайцы – карагаши, кундровцы и утары-алабугатцы, а также астраханские туркмены (племена абдал и игдыр). К нач. XX в. оседлая жизнь всё более распространялась в приволжских и пркаспийских улусах калмыцкой степи, а также во Внутренней (Букеевской) орде – особенно вокруг её территориально-политического центра, Ханской ставки. Уже в советское время, к концу 30-х гг. XX в., процесс седентаризации был, в основном, завершён. Иные, кроме указанных выше, этносоциокультурные особенности переходного состояния от скотоводства к земледелию: подростковые союзы «жиен/джиен», культы святых мест - «эвлие/аулья» у тюрок и сходные ритуалы «земли и воды» у калмыков-рыболовов Прикаспия (сохранённые, в различной степени, и до нынешнего дня) – привлекаются автором в сообщении на данной конференции для дополнительного обоснования его версии.

    Многие характерные моменты прежнего кочевого скотоводческого уклада (в частности, упомянем порядки и правила родового – казахск. и ногайск. «ру» – строя, обычно-правовых «адатов» и мн. др.) были привлечены на рубеже XX-XXI вв. в процессах т.н. «этнического возрождения» в республиках СНГ и регионах России, где проживают потомки носителей этого специфического ХКТ. Эта составляющая сыграла, опять же, в основном, политическую и сопряжённую социально-психологическую роль. Поскольку воспроизвести пытались традицию в её производной, «вторичной» форме (К.В.Чистов), утратившую постоянство и последовательность своего осуществления, не имеющую полного соответствия современным реалиям. Тем не менее, многовековой опыт (в частности, заключённый в фольклоре) хранит огромные воспитательные возможности. А глубинный пласт этнической традиции (тем более в столь интересных и специфических формах, как рассмотренные) ещё только понемногу становятся доступен средствам научного исследования. Потестарные и обычно-правовые механизмы, несколько модифицированные, продолжают действовать, особенно, на бытовом уровне, в сельских местностях. Они отражаются в общей культуре (особенно, на духовно-бессознательном её уровне), влияют на общественную жизни, имеют выходы и в политической сфере. Большое количество историко-этнологических источников по номадологии (кочевниковедению) ещё только ожидает своего введения в широкий аналитический оборот, рассеяно по архивам и музейным хранилищам. Потому важная работа по изучению этих проблем должна стать предметом совместных усилий и постоянного сотрудничества учёных разных регионов и государств.

    (1) См. подробнее: Викторин В.М. Российское государство и кочевые народы // История России. Россия и Восток (серия «Мир истории»). СПб., 2002 – С. 152-189.

    (2) Уместно и поучительно вспомнить, что и в древних Афинах «полисéйя» (т.е. городская надзорная служба, первая известная полиция – малопочтенная, в общественном мнении, миссия) набиралась именно из заведомых «чужаков», не связанных родовыми и земляческими узами, из рабов-вольноотпущеенников, этнически скифов, восточно-иранского по языку народа, в прошлом тоже кочевавшего.

    (3) См.: Викторин В.М. Указ. раб. – С. 183.

    ДОСЬЕ ПОРТАЛА "ЕВРАЗИЯ"

    Виктор Михайлович Викторин, Cоветник губернатора Астраханской области, кандидат исторических наук, доцент, докторант (ист-этн. религиоведение) РАГС при Президенте РФ

    Обсудить статью на форуме

    'Основные цели поставлены: это евразийская интеграция, объединение элиты наших стран - России и Казахстана, то есть той идеи, которую предложила Дарига Назарбаева, - объединение элит, объединение интеллектуалов этих стран для разработки новых концепций евразийской интеграции, для преодоления ее косности. Как заявил Владимир Путин в последнем выступлении в Астане, "умные всех стран, соединяйтесь". Шалкарский форум - это уже претворение идей Путина в жизнь", - считает Павел Зарифуллин, член международного евразийского движения (Москва). Более 100 ученых и просто интеллектуалов из России и Казахстана - столько же подходов и понимания самого явления евразийства. Но за основу все брали понятие, определенное президентом Казахстана. Костяк евразийского союза - Казахстан и Россия - таково мнение участников форума" ("Хабар", Казахстан, 26.06). inoСМИ.ru

    Телепартия

    Александр Дугин: Постфилософия - новая книга Апокалипсиса, Russia.ru


    Валерий Коровин: Время Саакашвили уходит, Georgia Times


    Кризис - это конец кое-кому. Мнение Александра Дугина, russia.ru


    Как нам обустроить Кавказ. Валерий Коровин в эфире программы "Дело принципа", ТВЦ


    Спасти Запад от Востока. Александр Дугин в эфире Russia.Ru


    Коровин: Собачья преданность не спасет Саакашвили. GeorgiaTimes.TV


    Главной ценностью является русский народ. Александр Дугин в прямом эфире "Вести-Дон"


    Гозман vs.Коровин: США проигрывают России в информационной войне. РСН


    Александр Дугин: Русский проект для Грузии. Russia.Ru


    4 ноября: Правый марш на Чистых прудах. Канал "Россия 24"

    Полный видеоархив

    Реальная страна: региональное евразийское агентство
    Блокада - мантра войны
    (Приднестровье)
    Янтарная комната
    (Санкт-Петербург)
    Юг России как полигон для терроризма
    (Кабардино-Балкария)
    Символика Российской Федерации
    (Россия)
    Кому-то выгодно раскачать Кавказ
    (Кабардино-Балкария)
    Народы Севера
    (Хабаровский край)
    Приднестровский стяг Великой Евразии
    (Приднестровье)
    Суздаль
    (Владимирская область)
    Возвращенная память
    (Бурятия)
    Балалайка
    (Россия)
    ...рекламное

    Виды цветного металлопроката
    Воздушные завесы