Так что Послание президента несёт в себе очень много позитивов. Проблемы? Они возникают там, где приоритеты стыкуются с оценками.
Всё правильно с точки зрения высказанных намерений по УЛУЧШЕНИЮ дел в стране. Но каково само ПОЛОЖЕНИЕ ДЕЛ, которое необходимо подвергать УЛУЧШЕНИЮ?
Вопрос тут не только в констатации. Вопрос в анализе, в раскрытии ПРИРОДЫ этого ПОЛОЖЕНИЯ ДЕЛ. В раскрытии МЕХАНИЗМОВ, которые порождают это ПОЛОЖЕНИЕ ДЕЛ. Соответственно в раскрытии ТЕНДЕНЦИЙ, которые создают и будут создавать эти МЕХАНИЗМЫ.
У нас такая бедность… И мы хотим улучшить ситуацию, уменьшить бедность. А почему она такая? Что её порождает? Что будет (как правильно говорили классики) РАСШИРЕННО ВОСПРОИЗВОДИТЬ бедность как тенденцию? И что в этом смысле означает борьба с бедностью? С какими тенденциями боремся? Куда уходят их корни? В какие особенности мирового процесса? (А они уходят именно туда - в сферу мировой глобальной игры с её ставками и приоритетами.)
Кто хочет, чтобы мы победили бедность, а кто не хочет? Что лежит на одной чаше весов и что придётся положить на другую? Иначе говоря, что мы можем этому мировому процессу противопоставить? И соответственно каково это “мы”? Каков потенциал противодействующего субъекта?
Я не фыркаю и не “гурманничаю”. Я рядовой гражданин страны, а Путин - глава государства, облечённый действительно всенародным доверием.
Но я не могу видеть процесса иначе, чем я его вижу. И не могу не констатировать, что президент видит процесс по-другому.
А перед процессом все равны. Президенты, олигархи, военачальники, простые граждане… Потому что понимание процесса - инвариантно по отношению к социальной позиции. Если процесс понимается неверно, то позиция теряется. Стать больше, чем процесс, нельзя. А быть вровень с процессом можно, только если его правильно раскроешь. Глубоко и адекватно его подлинной сути.
Мне хочется, чтобы президент был прав, а не я. Чтобы его понимание процесса было более верным. Потому что если процесс таков, каким его видит президент, то я как гражданин буду спокойно жить в спокойной стране.
Но я очень боюсь, что всё обстоит иначе.
Дмитрий Орешкин, политолог:- Одновременно решать задачи снижения инфляции, экономического роста и мощной социальной политики плюс модернизации армии трудно, если вообще возможно. Бюджетные траты растут, а источника финансовых поступлений, кроме сумасшедшего роста цен на нефть, пока не просматривается. При снижении инфляции это означает, что экономика “подсушивается” (уменьшается денежная масса), становится более “поджарой”. Значит, из неё труднее будет “отсасывать” деньги на крупные социальные программы.
На решение социальных проблем, на ту же заявленную правительством попытку сменить нематериальные льготы денежными выплатами необходимы огромные деньги. И их тоже надо откуда-то взять. Если ты их “взял”, они “впрыскиваются” в экономику, обретают покупательную способность, и как следствие нарушается баланс между товарной массой и денежной массой. При этом инфляция хотя бы немножко, но растёт. Слова президента на эту тему можно охарактеризовать как очень смелые…
В интересной книжечке читаю: “…Предусматривается значительный рост национального дохода и на этой основе - серьёзное увеличение реальных доходов трудящихся, увеличение производства товаров народного потребления и улучшение их качества, широкий размах строительства, значительное улучшение общественного культурно-бытового обслуживания”. Книжка называется “Никита Сергеевич Хрущёв о контрольных цифрах развития народного хозяйства на 1959 - 1965 годы. Доклад на заключительном заседании внеочередного XXI съезда КПСС”.
Прошло без малого полвека, а всё то же самое. Хрущёв тоже верил словам, которые произносил. Но далеко не всё получилось.
Пока Путину помогает ветер истории. Но он в любой момент может перестать дуть в паруса. Упадут цены на нефть, и может оказаться, что ничего взамен мы пока делать не можем. Будем армию улучшать, а надо бы - структуру экономики: сервисный сектор увеличить как во всём мире, долю неэффективных производств сократить …
Вместо этого предполагается расширение военной промышленности, что вроде бы и хорошо, но не может быть оценено в чисто экономических параметрах. Это относится к параметрам стратегическим, когда действуют под девизом “Мы за ценой не постоим”. А ведь “за ценой стоять” придётся. “Когда и если” наступят более трудные времена, то выбор приоритетов, перед которым окажется президент, будет сделан скорее в пользу модернизации армии, нежели усовершенствования социальных отношений. У армии есть лоббистские группы, а у народа - нет, и его интересы, как всегда, можно отложить “на потом”, не получив за это стремительно по шапке…
Очень надеюсь, что экономическое крыло президентской администрации просчитало всё достаточно точно, и ему удастся “вписаться в заявленные рамки” - снизить инфляцию, провести модернизацию армии и при этом обеспечить социальную поддержку, сократить разрыв между бедными и богатыми. Надеюсь, но не уверен…
Хорошо, что всё-таки Путин удерживается в рамках рационального, пытается ставить конкретные задачи и объясняет, почему они важны. Он говорит, что главное достояние - человеческий капитал. Это действительно так. Доходы, которые может получать страна от использования природных ресурсов, существенно меньше доходов, приносимых её самодеятельным населением.
На Западе давным-давно поняли, что инвестиции в человеческий капитал самые важные, нужные, выгодные. Это ясно сформулировано и у Путина. По большому счёту грамотная социальная политика, направленная на здравоохранение, образование, увеличение продолжительности жизни, - это попытка стать конкурентоспособным государством.
Александр Дугин, политолог: - Президентское Послание было “посланием конкретных дел”. Президент призвал всё руководство страны отныне перейти от осознания нового идеологического курса к его безотлагательной реализации.
В прошлых посланиях президент полемизировал с олигархами, с правительством Касьянова, с ультралибералами-ортодоксами, призывая их обратить внимание на насущные проблемы, не соответствующие представлениям этой пассивной, инерциальной ельцинской фронды. Сейчас никакой фронды нет, и Путин просто “даёт задание”. Как будто проводит “совещание среди своих”: ты сделаешь то, а ты - это, и попробуйте только не сделать.
Основную часть Послания занимает конкретика социальных мер, касающихся жилья, медицины, образования. В либеральных странах такие слова произносятся исключительно перед выборами - для успокоения широких слоёв экономически пассивного населения - и забываются на следующий день после получения требуемого результата.
То, что Путин так остро, конкретно и детально ставит вопросы социальной тематики сразу после своих выборов, означает - он всерьёз требует реализации социально направленной экономической политики.
Второй момент. Путин настаивает на мобилизационном решении назревших экономических проблем. Увеличение ВВП в 2 раза (и уже к 2010 году), сокращение НДС, конвертация рубля через 2 года - всё это потребует жёстких мер и государственного контроля. Некоторые условия мобилизационной экономики сейчас уже не обсуждаются, но становятся обязательными для всех. И если кто “не выполнит”, будет уволен, изгнан, репрессирован, пусть и “в мягком стиле”.
Третье. Путин подчёркивает свою преданность великодержавной политике. Он совершенно справедливо объяснил: люди, “видящие” усиление авторитарного начала, не хотят, чтобы Россия стала великой и процветающей, критикуют не режим и даже не Путина, а сам факт возрождения России. Президент сказал, что со своего пути он точно никогда не свернёт, дав отпор тем, кто пытается на него давить, затормозить его патриотическую, державную деятельность.
Последний очень важный момент Послания - подчёркивание верности рыночному принципу. Правда, либерализм, в верности которому признался наш президент, весьма специфический. При социально ориентированной внутренней политике, мобилизационных методах в макроэкономике, реализации тезиса о необходимости укрепления и возрождения России рыночная риторика и само развитие рынка естественно фокусируются на сегменте среднего и малого бизнеса.
Что же касается крупного олигархического капитала, монополистов-эксплуататоров недр и стратегического сырья, то президент как раз говорит, что необходимо усилить на них давление - в правовом смысле. И именно за счёт операций с крупным частным капиталом будут осуществляться основные декларируемые Путиным цели - и социальная политика, и определённые мобилизационные действия в макроэкономике, и возрождение оборонной мощи России. Эти три фундаментальных вопроса не могут быть решены на практике без реструктуризации отношений между государством и крупным частным капиталом.
Путин подал знак среднему и мелкому бизнесу, будущему среднему классу, без которого национально-социальное возрождение страны невозможно. Президент объявил мобилизацию в стране - национальную и социальную, а малый и средний бизнес призывается к активному, позитивному, доброжелательному соучастию в этом процессе. А олигархи вычеркнуты…