Цели «Евразийского Движения»:
- спасти Россию-Евразию как полноценный геополитический субъект
- предотвратить исчезновение России-Евразии с исторической сцены под давлением внутренних и внешних угроз --
Администрация Международного "Евразийского Движения" Россия, 125375, Москва, Тверская улица, дом 7, подъезд 4, офис 605, (м. Охотный ряд) Телефон:
+7(495) 926-68-11
Здесь же в штаб-квартире МЕД можно приобрести все книги Дугина, литературу по геополитике, традиционализму, евразийству, CD, DVD, VHS с передачами, фильмами, "Вехами" и всевозможную евразийскую атрибутику. E-mail:
Материалы | Евразийское Обозрение №4 |
Православная педагогика в XXI веке | С.Некрасов | 2001
Станислав Некрасов
Православная педагогика в XXI веке
Станислав Некрасов,
доктор философских наук, профессор
...Исчезновение ведущей ветви
отечественной философской литературы ХХ в.
революционно-демократической в ее марксистской
форме, еще не возродило вторую ветвь религиозно-русофильскую.
Третья уродливая линия западнического
обществознания стремится заполнить все
интеллектуальное пространство и формирует
суррогаты первых двух.
Вместо православия стране предъявлялся
протестантизм как иудеизированное христианство.
Вместо тоталитарной догматики демократические
реформаторы и рыночные «вуду-экономисты»
пытались внедрить мифологию потребительско-демократического
типа. В этих условиях с особой остротой встал
вопрос реализации старого проекта русской
интеллигенции: усиленного самообразования
молодежи, отвращающего ее от нигилизма и
терроризма революционного толка и богословской
сектантской гордыни. В сущности марксизм и
христианство в России оказались сокрушенными
одной силой, а потому и возрождение России (сначала
в умах молодого поколения) может идти с двух
сторон.
Христианство, несомненно,
наиболее совершенная из всех мировых религий.
Оно было принесено сошедшим на землю живым Богом,
а не продиктовано с неба отчужденным существом (иудаизм),
мудрецом (буддизм), пророком (ислам). Из всего
спектра христианских традиций самое чистое
Православие. Католицизм («латинство», по
старорусской терминологии) погряз в идее
создания земного богатства. Протестантизм
выразил сущность буржуазного индивидуализма и
прямо благословил аморальное стяжательство,
одобрив саму идею банка и ссудного процента как
«коллективного ростовщика». В результате
протестантизм отрекся от всего корпуса идей
Нового Завета и обратился к мировоззрению
Ветхого Завета. Католицизм и особенно последние
версии протестантизма стали основой
бездуховности западного капитализма. Напротив,
православие организовывало весь традиционный
строй жизни русского народа на протяжении
тысячелетия. Несомненны и чисты корни
Православия его греко-византийское
происхождение, то есть генезис из первоисточника
христианства в отличие от искаженного
происхождения католицизма-протестантизма. Чисто
и происхождение самоназвания русской религии
еще до крещения Руси русские были православными
они славили правь, знали о яви и нави и жили по
прави.
Богоборчество ХХ в. не
уничтожило Православие, хотя как социальный
институт Русская Православная Церковь так до сих
пор и не распрямилась. Не погибла и
основанная на Православии народная культура,
обращение к которой как к «Ладу» (В. Белов)
позволит обновить
человеческие души.
Означает ли сказанное
необходимость введения уроков «Закона Божьего»
в школе и ВУЗе? Разумеется, нет. Разрушение
массового атеизма не предполагает моментальное
закрепощение сознания новыми догмами.
Освобождение от атеизма и есть процесс
демифологизации сознания
от любых форм открытого и скрыто-религиозного
миросозерцания типа атеизма. Несомненно,
большинство бывших атеистов среди молодежи (до 60
%) никакой новой веры не обрело, что демонстрирует
всеобщий опыт освобождения людей от любых
фетишизированных форм сознания. Именно поэтому
обязательные уроки «законов Божьего» в
системе государственного образования
невозможны. Они не будут восприниматься не
только самоосвободившимися людьми, но и
сторонниками новых нетрадиционных религий, сект
и мистических откровений. Последние как творцы
новых мифов не предполагают жесткие системы
верований: они построены на игре и свободном
осмыслении реальности в отличие от приговоров
верованиям со стороны научного догматизма.
Эти новые формы сознания,
соответствующие в основном протестантскому
менталитету обогащения, тесно связаны с идеей
абсолютной политической и экономической свободы
формально связанных индивидов.
Духовное раскрепощение есть
оборотная сторона нашей западнической медали.
Такие свободные люди настаивают на полном
плюрализме и равенстве культов новых и старых.
Они (как показывают социологические
исследования) не отдают предпочтения
Православию перед лицом экспансии американского
сектантства в Россию. Мы имеем в таком полном
освобождении душ некий искус тотального
индивидуализма интеллигентско-богоборческого
типа. Это тот вирус, который взорвал изнутри
социализм и православие и который стремился
превратить нашу страну в колонию Запада в
грандиозной мондиалистской схеме. Полное
освобождение опустошающе действует на души
молодого поколения, ведь единственным выводом
после принятия решения служить Мамоне будет
вывод об абсурдности существования и
необходимости бунта против абсурда. Достаточно
вспомнить специфическую трактовку христианства Ф.М.
Достоевским, интерпретированную затем А.
Камю в его «Эссе об абсурде».
О. Георгий Флоровский в
«Путях русского богословия» наглядно
продемонстрировал разнообразие неистинных
трактовок христианства, основанных на
индивидуалистической доктрине. Но если эта
процедура была проделана Флоровским в 1937 г., то до
сих пор после крушения системы государственного
социализма аналогичная процедура не была
проделана с марксизмом. В свете сказанного
самообразование молодежи не может быть сведено к
овладению богатством русской богословской
традиции, равно как и познанию разнообразия
революционно-демократической линии
отечественной мысли. Помимо очищения и разъятия
многочисленных трактовок этих традиций задачей
для молодого ума оказывается еще и преодоление
индивидуалистического нигилизма, замешанного на
космополитической религиозной основе
ветхозаветной традиции протестантизма и иных
форм ложной веры. Впрочем, определение ложного и
истинного в понимании души и социальной жизни
достигается лишь в ходе упорного процесса
самообразования.
Не будем забывать, что в
каждом классе и в каждой студенческой группе
есть помимо «бизнесменов», «растерявшихся»
и «циников» слой ребят «религиозно-ищущих»
и взыскующих высшей правды. Пришедшие к власти
«демократы» сильно засорили духовную
атмосферу общества мистическими умозрениями.
Есть опасения, что пришедшие ныне к власти
патриоты-государственники также соединяют
сознанные сакральные мистификации с собственной
волей к власти. В водоворот нашего менталитета
попадают наиболее чистые ищущие молодые люди
именно те, кто призван
возродить Россию. Помогут ли им старшие и более
опытные поколения? Или же будут как
разуверившиеся во всем циничные социологические
агентства считать проценты и раскладку
общественного мнения в очередном грандиозном
общественном перевороте крушения
постсовременности!?
Очевидно, что
объявленный глобальный «конец истории» (Ф.Фукуяма)
отменяется. Очевидно также, что прыжок в царство
либеральной утопии мира не удался. Однако
мир продолжает стоять перед выбором между
дальнейшей деградацией цивилизацией и гибелью
культуры по либерально-рыночному сценарию и
неокоммунистическому сценарию свободного
развития. Сегодня российское общественное
сознание еще не выбрало ясно и отчетливо свой
путь развития, однако мутация реставрации ясно
показывает на путь к реставрационному развитию.
В ходе его ведущим становится государственный
сектор экономики, в России это, прежде всего
аэрокосмический комплекс, станкостроение,
судостроение, информационные технологии и иные
отрасли «физической экономики». Сфера
государственной регуляции при этом
распространяется на науку, образование,
здравоохранение и культуру. Единый
народнохозяйственный комплекс и единое рыночное
пространство, образованное взаимодействие
различных форм собственности, представляет
собой условие для рывка в будущее посредством
контрреформ.
Что же позволяет нам
говорить и прогнозировать скорый крах
постсовременности? Нам часто говорят, что ХХI век
будет веком жестокой борьбы за ресурсы, что в
разрыв между техническим прогрессом и
духовностью прорвались все силы ада, а в мире все
более утверждается некая метафизика зла, в
соответствии с которой логика истории
непознаваема. Россия-де не может уйти от этой
гибельной логики, поскольку мир становится все
более взаимосвязанным, и участники исторических
событий все чаще являются не просто гражданами
своей страны, но гражданами мира. С этой точки
зрения мир непознаваем и катится в состояние
варварства. Ссылаются на традиции русской
философии, в соответствии с которыми грядущее
представляет собой неизбежное зло.
Спросим, о какой философии
идет речь? Эсхатологизм присущ квазирелигиозной
философии и только, нам же указанное качество
обобщают на всю русскую философскую традицию.
Околорелигиозные поиски философов начала ХХ в.
так и не были признаны Русской Православной
Церковью, поскольку представленная точка зрения
может быть названа агностицизмом, а потому она не
имеет ни малейшего отношения ни к науке, ни к
религии. Ссылки на постсовременную науку и
теорему К. Геделя о принципиальной
неполноте множеств несостоятельны. Они отражают
состояние сознания погибающего «глобального
человейника», в оптике которого злым демиургом
является техника, народы неизбежно воюют из-за
нехватки ресурсов, планета перенаселена. Наша
Земля недонаселена. На современном уровне
развития производительных сил планета в
состоянии выдержать техногенную нагрузку в 25
миллиардов человек. Все дело, следовательно, в
несовершенных производственных отношениях, в
принципиальной устарелости капитализма и
несостоятельности принципа частной
собственности.
В упомянутой выше
пессимистической логике оправдания мирового зла
и варваризации мира мы видим проявление
механистического мышления, достойного физиков,
математиков как представителей естественных
наук, а также метафизического сознания,
свойственного буржуазным интеллектуалам.
Существуют неразвитые формы материализма в
понимании общества географический и
демографический. Крах постиндустриальной утопии,
бред постиндустриализма предполагает создание
формы ложного сознания, в свете которого
возникает технофобия и экологический пессимизм,
ведущий к экологическому фашизму. «Русская
идея» и научное мировоззрение требуют
изменения формы сознания в направлении научного
оптимизма. Его принципы: увеличение плотности
населения, использование потенциальных
возможностей фундаментальных научных открытий.
Православная педагогика в
школе и в жизни может выдвинуть тезис: «Верю в
человека!» (ибо человек есть образ Божий),
западный глобализм словами структуралиста М.
Фуко в 1969 г. провозгласил «смерть человека»,
а устами экофашистов заявил, что человек лишь
другой вид обезьян, опасный для природы. Все
антиутопии от Уэллса до Оруэлла и Хаксли
полностью реализовались в западном мире.
Этим антиутопиям противостоит сияющий образ
православной педагогики, основанной на
православной антропологии и учении о
преображении мира.
г. Екатеринбург
Телепартия
Александр Дугин: Постфилософия - новая книга Апокалипсиса, Russia.ru
Валерий Коровин: Время Саакашвили уходит, Georgia Times
Кризис - это конец кое-кому. Мнение Александра Дугина, russia.ru
Как нам обустроить Кавказ. Валерий Коровин в эфире программы "Дело принципа", ТВЦ
Спасти Запад от Востока. Александр Дугин в эфире Russia.Ru
Коровин: Собачья преданность не спасет Саакашвили. GeorgiaTimes.TV
Главной ценностью является русский народ. Александр Дугин в прямом эфире "Вести-Дон"
Гозман vs.Коровин: США проигрывают России в информационной войне. РСН
Александр Дугин: Русский проект для Грузии. Russia.Ru
4 ноября: Правый марш на Чистых прудах. Канал "Россия 24"