Так, на протяжении XX века
- в условиях
формационного противостояния,
сохранились как западные, так и
евразийские традиции,
культура, унаследованные
от прошлого. Можно в
одночасье разрушить
Берлинскую стену,
но нельзя революционным
путем переломить историческую инерцию,
складывающиеся веками традиции.
Для достижения кардинальных
цивилизационных
метаморфоз необходимо
произвести качественные
изменения "человеческого
материала".
Понимание этого, чрезвычайно
важно для нынешнего этапа
развития азербайджанской
государственности, ибо, по мысли
американского политолога
Т.Тернера "...государственные
структуры потеряли
значительную часть своей
власти в вопросах
контроля социальной и культурной
жизни внутри своих границ, а
транснациональная эксплуатация усилилась,
и люди во всем мире повернулись
лицом к пониманию своей этнической
и культурной идентичности, как средству
для мобилизации самих себя в борьбе
за социальные и политико-экономические
интересы".
Немаловажным императивом процесса
государственной идентичности Азербайджана
являются внешнеполитические условия.
Для наиболее верной ориентации в
ситуации, характерной столкновением
цивилизаций, происходящих согласно
небезызвестному Ханингтону на двух
макро и микро уровнях, следует четко
осознать законы и тенденции этого
процесса. С.Ханингтон,
например, утверждает,
что "Вооруженные конфликты
между группами,
представляющими
различные цивилизации,
есть наиболее опасный
источник эскалации,
способный привести к глобальным
войнам." Это тем
более важно, что,
по его мнению, у незападных цивилизаций
увеличивается "стремление, воля и
ресурсы для того,
чтобы формировать
мир по не
западному образцу".
Излишне говорить
об актуальности этого
для Азербайджана, расположенного
на стыке Европы и Азии, олицетворяющего
собой пестрый конгломерат этнокультур,
находящегося на перекрестке двух
великих миров -
христианского и исламского.
Достаточно вспомнить, что
такой международный
институт урегулирования
нагорно-карабахского конфликта, как
Минская группа ОБСЕ, состоит из великих
христианских государств,
представляющих как западную,
так и евразийскую цивилизацию.
В то же время, правильное для Азербайджана
определение параметров борьбы
мировых сил имеет
серьезное значение
для конструктивного решения его
проблем и укрепления собственной
государственности.
В этом отношении
представляет определенный
интерес концепция "мир-систем"
немецкого социолога И.Валлерстайна.
Он дифференцирует историю человечества
на три типа исторических систем:
мини-системы, мир - империи
и мир - экономики,
представляющие собой,
соответственно, небольшие
целостности, существовавшие
относительно короткое время;
крупные политические
структуры и общирные
неравномерные цепи
интегрированных
структур.
Все три
типа на планете существовали с
8000 г. до н.э.
вплоть до 1500 г. н.э.
И все это время мир-империи
постоянно подрывали
и разрушали мир-экономики.
Однако к 1500 году соотношение
между мир-империи и
мир-экономики изменяется
в пользу последней.
Она, включающая
часть Европы, оказалась
менее хрупкой,
и, выжив, стала каркасом для
развития капиталистического способа производства.
Упрочившись, эта
система начала расширяться
и поглощать окружавшие ее
мир - империи (Российскую,
Османскую, Монгольскую,
Циньскую и др.). В XIX
веке она охватила
весь земной шар,
и впервые в истории
стала единовластно
существовать.
В настоящее время
организационная
структура этой системы представлена
тремя уровнями. Верхний уровень
составляют государства,
постоянно присвающие
себе пропорциональную долю
мировой прибыли,
превышающей долгосрочные
затраты участия в
капиталистической
мир-экономике и
низший - получают
такой объем благ, который
в лучшем случае
покрывают долгосрочные затраты
в мировом разделении труда.
Следует заметить, что
в течении второй половины
XX века были характерны
перемещения государств в
основном в рамках первых
двух уровней, в то время
как третий уровень оставался
почти неизменным, пополняясь лишь
за счет бывших колониальных и
полуколониальных стран, приобретших
в то или иное время государственный
суверенитет.
Современная мир-система, сложившаяся с
1996 года, имеет принципиально
новый момент-абсолютное, явное и
тотальное доминирование
США на финансовых
рынках мира. По сути
дела, США осуществляют
в конце 90-х годов настоящую
и полную монополию в сфере финансов
и не только по одной оси стран
"ядро-периферия", но и внутри ядра,
среди наиболее
развитых стран.
Согласно Валлерстайну, современный
мир вступает в период самой острой
конкуренции, усиливаемый
двумя факторами:
1. постепенное
падение гегемонии
США; 2. сокращение м
ировой резервной
армии труда, способной
снизить норму
накопления. Но самым
показательным и, пожалуй
интересным в разработках
как Валлерстайна,
так и Тойнби, Ханингтона и других,
является тезис о
том, что самым сильным
ударов, из полученных до сих пор
капитализмом, является
крах советской
модели полупериферийного
развития.
Он обозначил конец
веры в возможность
революционно-реформистского
развития "одного,
отдельно взятого государства
или их группы".
В настоящее же время
бывшие социалистические
страны реинтегрируются
в капиталистическую
мир-экономику в
прежнем качестве
"не ядра", с которого
они отправлялись в
свой 70-летний
путь. Причем нынешний
распад государственных
структур в Восточной
Европе и в бывшем СССР
не сопровождается оптимистичным
и стабилизирующим
эффектом национального
развития и сопутствующих позитивных
иллюзий, характерных для мир-системы
после 1918 г. и после 1945 г., что
в целом способно
дестабилизировать мир-экономику.
К какому же статусу стремится Азербайджан?
Как долго будет устраивать
его периферийная галерка? Роль
реципиента, даже, несмотря
на транспортно-энергетические
интересы "ядра", связанные
с ним, слишком эфемерна.
Хочется затронуть и еще один аспект
перспективы государственной идентичности
Азербайджана. Присоединение, к какой
из мировых тенденций государственного
модулирования он предпочтет -
глобализму или изоляционизму?
В настоящее время эти понятия в
азербайджанском
обществе носят характер,
пожалуй, инструментария,
обслуживающего интересы
и потребности определенных
социальных групп. В то время
как глобализм
требует умного, всесторонне
взвешенного, основанного на учете
пройденного исторического пути и основных
магистралей мирового прогресса,
цивилизованного подхода
к вопросам государственного
развития, изоляционизм
тривиально прост и
экзотеричен.
Стоит только прибегнуть
к принципам национальной
самодостаточности и
пассивно поддаться экспансии
мир-экономики, не входя в нее со
своим лицом, как крах не горами!
Выбор путей государственной
идентичности Азербайджана
за ним самим, только
следует всегда помнить наставление
П.Буаста: "Вроемя неподвижно, как берег:
нам кажется, что он бежит,
а, напротив, проходим мы".