- Александр Гельевич, создание ЕЭП - это действительно шаг на пути к Единой Евразии?
- Мне думается, что политика президента Путина в отношении так называемого "ближнего зарубежья" направлена именно к этой цели. На наших глазах активно идут интеграционные процессы в евразийском, постсоветском пространстве по аналогии с европейским, американским и тихоокеанским. Формирование ЕЭП - прорыв в этом направлении. Уже оформляется геоэкономическое объединение, намечается геостратегическое, а завершающим этапом может стать геополитическое. Очень важно, что в единое экономическое пространство вошли все четыре главных "флагмана" пестрой армады под названием СНГ: Россия, Казахстан, Белоруссия и Украина.
- Но почему только 4 "подписанта" из 12 возможных?
- Я полагаю, одной из самых главных задач нового экономического блока было вовлечение в это благое дело Украины, которая прежде вообще уклонялась от реальных интеграционных процессов на постсоветском пространстве. И Россия пошла на компромисс. На первом этапе были оставлены "за бортом" ЕЭП безоговорочно союзнические по отношению к нашей стране, но проблемные Таджикистан, Армения, Киргизия. А на действительно выгодный союз мы пошли со странами с качественно более развитым экономическим потенциалом. Решение принято политически точное, и цель достигнута: Украина - среди "отцов-основателей" ЕЭП.
- Но в самой "незалежной" далеко не все в восторге от новой интеграции. Блок "Наша Украина", например, готовится объявить импичмент подписавшему соглашение по ЕЭП президенту Кучме...
- Вопрос сложный, деликатный, но решаемый. Многое будет зависеть от позиции России. Полагаю, что Москве ни в коем случае нельзя говорить с Киевом языком политических, экономических или военно-стратегических ультиматумов. Скажем, просто глупо требовать назад Крым, будировать "русский вопрос" или предпринимать другие шаги, которые мешали бы сближению наших стран во времена Ельцина. Битва за интеграцию постсоветского пространства - это битва за Киев. Мы должны поддерживать на Украине не только пророссийски настроенных политиков. Стоит "дружить домами" и с теми силами, которые понимают: политическая независимость и экономический суверенитет их страны во многом определяются степенью ее интеграции в общее евразийское пространство. Оппозиция Кучме, разыгрывая антироссийскую карту, на самом деле идет против интересов Украины. Если организаторам ЕЭП удастся это спокойно и аргументировано объяснить украинскому народу, процессы, начатые в Ялте, станут необратимыми.
- Владимир Путин охарактеризовал эти договоренности как "рамочные документы", "базу для решения проблем сообща". Почему договор получился рамочным, а не полноценным? Не готовы?
- Верно, не готовы. Договор в Ялте - это один из первых шагов на пути к интеграции. А дорога к единому экономическому пространству крайне ухабиста, местами - заболочена. У нас даже с Белоруссией, ближайшим другом, партнером по Союзному государству, не все просто: идут разбирательства с газовой проблемой, с рублевой зоной. Еще больше согласований нужно будет проводить с той же Украиной, которая на политическом, экономическом и культурном отторжении России строила свою независимость. Естественно, странам-участницам ЕЭП надо быть предельно осторожными в своих действиях. Форсирование сближения может дать обратный результат.
- Многие политики стран СНГ опасаются, что создание наднационального регулирующего органа в рамках ЕЭП станет началом возврата к СССР. Напрасные опасения?
- Конечно, напрасные. СССР создавался как продолжение Российской Империи на советской идеологии. Он строился как идеологическая конструкция, скрепленная единством одной партии. А сейчас сама логика интеграции совершенно другая. Суверенные государства объединяются, чтобы сохранить и укрепить свою независимость в очень сложном глобальном мире. Экономические соображения выходят на первый план, военно-стратегические - на втором месте, и лишь потом подтягиваются политика и идеология. Я думаю, что и управленческие структуры ЕЭП будут демократическими, учитывающими интересы каждого государства. Убедительный пример, что это возможно сделать, не поступаясь суверенностью каждого субъекта, входящего в это объединение, дает нам Евросоюз.
- Тогда - о другой "стороне медали". Президент Молдавии Воронин утверждает, что ялтинский "союз четырех" ставит крест на СНГ. Насколько это обоснованно?
- Опасения Воронина мне представляются напрасными. СНГ образовался как инструмент вежливого развода советских республик после распада СССР: раздела имущества, тихих споров о том, кто кому что должен. Но, как известно, бракоразводный процесс подзатянулся, и в 1994 году президент Казахстана Нурсултан Назарбаев предложил начать реинтеграцию...
- Напомните, в чем "соль"...
- Экономическое объединение постсоветского пространства. Эта идея в тот момент не была принята ни в Москве Ельциным, ни остальными лидерами стран СНГ. Только когда к власти в России пришел Владимир Путин, тематика получила новое дыхание: были созданы Таможенный союз, затем ЕврАЗЭС. Некоторых лидеров СНГ это насторожило. В качестве контрмеры образовался блок ГУАМ ("Грузия-Украина-Азербайджан-Молдова") в лице тех стран Содружества, которые хотели бы сохранить СНГ как инструмент развода. Сейчас ЕЭП - попытка расширить реинтеграционный потенциал на "эсэнгешном" пространстве. В это пространство никто силком не затягивает, но туда совершенно добровольно могут вступить и Грузия, и Азербайджан, и Молдова, руководимая господином Ворониным. Как только "дозреют". Тогда, если и "поставится крест", то на СНГ "бракоразводном", по версии ГУАМ.