Цели «Евразийского Движения»:
- спасти Россию-Евразию как полноценный геополитический субъект
- предотвратить исчезновение России-Евразии с исторической сцены под давлением внутренних и внешних угроз --
Администрация Международного "Евразийского Движения" Россия, 125375, Москва, Тверская улица, дом 7, подъезд 4, офис 605, (м. Охотный ряд) Телефон:
+7(495) 926-68-11
Здесь же в штаб-квартире МЕД можно приобрести все книги Дугина, литературу по геополитике, традиционализму, евразийству, CD, DVD, VHS с передачами, фильмами, "Вехами" и всевозможную евразийскую атрибутику. E-mail:
Материалы | Евразийское Обозрение | №2 | Ислам | Фарил Салман | 2001 г.
Фарид Салман
Татарстан «выздоравливает»
Фарид Салман – муфтий, председатель регионального Духовного Управления мусульман Татарстана, помощник Верховного муфтия России по информационному взаимодействию.
...В Набережных Челнах
недавно появилась любопытная газета. Называется
она «Аль-Мулахет». В общем-то это не первое и,
наверное, не последнее издание подрывного
ваххабитского толка в Татарии. Интересно же оно
тем, что дает, наконец, объективное представление
об отношении ваххабитов к татарским властям,
долгое время считавшим их своими союзниками...
Здесь мы сталкиваемся с
удивительным парадоксом – власти, искусственно (правда,
не особенно успешно) стимулировавшие
националистические настроения в республике,
тесно сотрудничали с теми силами в мировом
исламе, которые вообще отрицают все национальное.
Долгое время богатые «гости» с Юга в
Татарстане принимались с распростертыми
объятиями. В Казани, а особенно в Набережных
Челнах и Альметьевске, было организовано
множество медресе, «школ по изучению Корана»,
летних лагерей. Воспользовавшись
попустительством местной власти, зачастую
искренне полагавшей, что речь идет исключительно
о возрождении ислама в Республике, ваххабиты
активно готовили себе плацдарм в Поволжье...
...Упомянутая газета,
выпущенная в Набережных Челнах, способна
послужить хорошим «холодным душем» для всех,
кто прежде был настроен по отношению к
ваххабитам благодушно.
Помимо ставших уже
привычными нападок на Верховного муфтия России
Талгата Таджуддина (он и «продался русским»,
и «променял ислам на христианство», и «агент
КГБ-ФСБ»), в газете приводится письмо
известного чеченского полевого командира Шамиля
Басаева, адресованное ко всем главам Духовных
Управлений мусульман России с требованием
явиться в качестве обвиняемых на шариатский суд
в Чечню... Но самое интересное не это. На страницах
этой газеты злобным нападкам впервые
подверглись власти Татарстана. Мало того, что «татарское
духовенство – это банды для обирания сирот и
вдов», татарское руководство «продалось
Москве» и «долг каждого истинного
мусульманина с ним бороться»... Помимо того, что
все это подпадает под вполне конкретные статьи
уголовного кодекса, подобные заявления в
Татарстане – это прямая угроза стабильности в
Республике (наличие которой для Президента
Шаймиева – жизненно важный вопрос)...
Появление этой газеты – лишь
один из множества эпизодов, свидетельствующих о
том, какой опасный «джинн» был «выпущен из
бутылки» в свое время. То же самое можно сказать
и о деятельности Татарского Общественного
Центра (ТОЦ). Любопытно, что, будучи общественной
организацией, ТОЦ активно открывает молитвенные
дома, самостоятельно назначает имамов, не
имеющих даже тени богословского образования,
зато имеющих четкую антироссийскую
идеологическую направленность. В частности, его
отделением в Набережных Челнах недавно был
сорван фестиваль православной культуры.
Здесь хочется указать на
следующее обстоятельство. У мусульман и
православных в Поволжье всегда были очень
хорошие отношения. Между Духовными Управлениями
и Московской Патриархией всегда действовало
соглашение о взаимном недопущении прозелитизма.
Конфликтов на религиозной почве никогда не было,
так как не было почвы для их возникновения. В этом
отношении действия ТОЦ создают крайне опасный
прецедент. Хорошо, что это уже начинают понимать
и власти Татарстана.
Несколько лет назад
Татарстан оказался в каком-то «силовом вакууме».
И без того слабая Федеральная власть полностью
бездействовала, опасаясь «взрыва народного
негодования», местная же власть одобрительно
смотрела на то, что считала национальным и
религиозным возрождением татарского народа.
Вообще, проникновение на
территорию Татарстана ваххабизма было отчасти
запрограммировано десятилетиями
государственного атеизма, в равной степени
болезненно сказавшегося
как на православии, так и на исламе. Когда
открылись границы, российские мусульмане стали
жадно впитывать все, что им предлагали «братья
по вере», почитая любого араба чуть ли не за
святого, полагая, что истинное исламское
благочестие и подлинная богословская ученость
находится там.
Между тем, в исламском мире
довольно сложная ситуация. Наблюдается
тенденция доминирования богатых
нефтедобывающих стран Персидского залива (в
первую очередь, Саудовской Аравии) над
зависящими от них экономически несостоятельными
должниками. Все бы ничего, но в странах
Персидского залива (и в первую очередь, в
Саудовской Аравии) бытует искаженная,
еретическая форма ислама (похожая на крайние
формы протестантизма в христианстве) – «ваххабизм».
Таким образом, вместо подлинного «возвращения
к истокам» и «духовного
просвещения» российские мусульмане оказались
в плену у опасных сектантов. Это тем более обидно,
что в отличии от ваххабизма (история которого
едва насчитывает 200 лет) традиционный Поволжский
ислам имеет 1000-летнюю богатейшую историю. Тесно
связаный с культурными традициями прежде всего
тюркских народов, он представляет из себя
подлинное сокровище, без которого
многонациональная и многоконфессиональная
Россия лишится одного из самых ценных своих
элементов. Будучи одновременно и восточным и,
отчасти, западным, наш ислам поистине уникален.
Это особый «евроазиатский ислам», призванный
послужить связующим звеном, своего рода духовным
мостиком между Европой и Азией, Востоком и
Западом.
И вот всему этому богатству в
какой-то момент предпочли насквозь
политизированные, богословски невежественные
проповеди иностранцев...
Разумеется, не следует
сбрасывать со счетов и материальный фактор. Если
ответственные сотрудники местных органов власти
вдруг неожиданно едва ли не ежемесячно стали
посещать страны Персидского залива, это не может
не вызывать определенных подозрений. К тому же,
практика ведения дел с арабскими странами
показывает, что там, как правило, отдается
предпочтение расчетам в наличных. Поэтому крайне
сложно учесть, какие именно суммы были
использованы для лоббирования в России чуждых
нам экстремистских форм Ислама. Одно можно
сказать точно: суммы эти огромны. А ведь
существует еще множество фондов и других «благотворительных»
организаций, через которые прокачиваются
крупные суммы денег для целей, далеких от «благотворительности».
И долгое время наши
спецслужбы относились ко всему этому с полным
безразличием. Отрадно сознавать, что сейчас в
этом направлении кое-что стало меняться.
Если попытаться
проанализировать, кто преимущественно является
объектом для ваххабитских проповедей, то с
сожалением придется констатировать, что главным
образом это молодежь. Слишком серьезны соблазны:
бесплатные заграничные поездки на учебу, в
паломничества, просто крупные суммы в
иностранной валюте.
Другой тревожный симптом:
участились случаи, когда ислам принимают лица
«нетрадиционной этнической принадлежности»,
в частности, русские. Такой «мусульманин»
может быть только ваххабитом, так как
национальная татарская культура, тесно
связанная с Поволжским исламом, для него чужая,
значит, принял он не полноценный традиционный
ислам, а его искаженную, сектантскую версию.
Такие «новообращенные» зачастую
оказываются на Кавказе, в одном строю с арабскими
наемниками...
Однако, сейчас начинает
складываться впечатление, что худшее у нас уже
позади. Во-первых, в Татарстане наиболее развитая
структура Духовного Управления. Более 900 мечетей,
есть свои (созданные без участия ваххабитов)
духовные учебные заведения. Все это позволяет
надеяться на то, что традиционный ислам в
Татарстане сохранит свои позиции. Жаль, конечно,
что с управлением всего этого по-прежнему нет
полной ясности. Былое стремление властей сделать
свое Духовное Управление максимально автономным
привели к весьма плачевным результатам. И все-таки
есть основания надеяться на лучшее. Уже сейчас
власти Татарстана взяли курс на диалог с
Центральным Духовным Управлением мусульман,
возникло понимание того, что решить острейшие
проблемы, возникшие за прошедший период, можно
только сообща. Далеко не весь свой потенциал
использовал Ментимер Шарипович Шаймиев – мудрый,
вдумчивый политик, многое переосмысливший из
того, что имело место в Республике за прошедший
период.
Фактором огромной важности
является и то, что Федеральный центр впервые за
много лет стал проводить активную, взвешенную
политику, направленную на повышение
управляемости государством и защиту его
национальных интересов.
Вообще, роль государства в
деле защиты традиционных для России конфессий от
многочисленных зарубежных недоброжелателей
колоссальна. Русской Православной Церкви
удалось справиться с целой армией
протестантских и иных проповедников во многом
благодаря государственной поддержке. В не
меньшей степени в ней нуждаются и российские
мусульмане.
Мировая практика показывает,
что в наиболее стабильных исламских странах
государство активно помогает мусульманскому
духовенству и наоборот. Достаточно упомянуть,
благополучный, бурно развивающийся сегодня Иран.
В Египте государство обладает правом из числа
уважаемого духовенства выбирать муфтия, а в
Турции главный муфтий одновременно является и
министром по вопросам вероисповедания. Ремонт
мечетей, зарплата для священнослужителей – все
это там прерогатива государства.
Вообще,
разговоры о «продажности» мусульманского
духовенства государству абсурдны. Это же наше
государство, а не вражеское. Неужели состояние
конфронтации с руководством собственной страны,
со своим собственным народом, свидетельствует о
высокой духовности? А о чем тогда
свидетельствует тесное сотрудничество и полное
взаимопонимание с представителями иностранных
спецслужб, столь характерное для ревнителей «чистого
ислама»?
На самом деле ситуация
крайне серьезна. Враги российских мусульман
обладают колоссальными финансовыми
возможностями, их интересы лоббируют достаточно
влиятельные в исламском мире государства. В этом
отношении силы наши абсолютно неравны...
Российское руководство долго пыталось
дистанцироваться от проблем, стоящих перед
российскими мусульманами. Это уже привело к
очень негативным, отчасти даже трагическим
последствиям. Власть, как на Федеральном, так и на
местном уровне, должна взять своих граждан,
исповедующих традиционный российский ислам, под
свою опеку...
...А по факту издания газеты
«Аль-Мулахет» в Набережных Челнах начато
расследование. Есть надежда на то, что этот и
подобные ему эпизоды навсегда излечат
руководство Татарстана от излишней доверчивости...
Телепартия
Александр Дугин: Постфилософия - новая книга Апокалипсиса, Russia.ru
Валерий Коровин: Время Саакашвили уходит, Georgia Times
Кризис - это конец кое-кому. Мнение Александра Дугина, russia.ru
Как нам обустроить Кавказ. Валерий Коровин в эфире программы "Дело принципа", ТВЦ
Спасти Запад от Востока. Александр Дугин в эфире Russia.Ru
Коровин: Собачья преданность не спасет Саакашвили. GeorgiaTimes.TV
Главной ценностью является русский народ. Александр Дугин в прямом эфире "Вести-Дон"
Гозман vs.Коровин: США проигрывают России в информационной войне. РСН
Александр Дугин: Русский проект для Грузии. Russia.Ru
4 ноября: Правый марш на Чистых прудах. Канал "Россия 24"