Так как доллар связан с мировой геополитикой, а не только с экономикой США, то изменение расклада сил в сфере геополитики автоматически влечёт за собой радикальное изменение в функции доллара. Доллар меняет свою природу, и отныне функция доллара как мировой резервной валюты становится неочевидной. США должны заново определить свою роль в мире и соответственно обосновать на новой геополитической карте функции мировой резервной валюты — доллара. Непротиворечиво это сделать крайне трудно.
Новые геополитические условия ставят на повестку дня возникновение новых финансовых полюсов, а следовательно, подсобные мировые резервные валюты постепенно могут претендовать на роль конкурентных и мировых.
Усиление Европейского и тихоокеанского секторов, эмиссия твердой региональной валюты, связанной не с глобальной геополитикой, но континентальной или островной сужает функцию США. Американская геополитика "перегрета", overhitten, "американская империя перерастянута" — overstreched.
Евросоюз и «евро»
Европейский союз сложился не в условиях конфронтации с СССР, но именно в момент самоликвидации СССР. Отсутствие формальной и определенной угрозы с Востока в корне меняет и геополитическое значение Европейского Союза, и соответственно, роль и миссию "евро". Евросоюз несет совершенно иную функцию, и является потенциальным субъектом планетарной геополитики. Эмиссия "евро" приобретает иной смысл – это вызов доллару как мировой резервной валюте.
Возникновение Евросоюза и "евро" достаточно для того, чтобы серьезно поколебать единоличную доминацию США, а следовательно, обвалить доллар и связанные с ним привычные инструменты международной финансовой системы.
Введения наличных "евро" в Старом Свете не только подорвала "долларовый империализм", но поставила под вопрос всю геополитическую и экономическую мощь США.
В условиях отсутствия угрозы со стороны демократической России, с учетом новых энергетических горизонтов, открывающихся перед Европой в свете беспрепятственного освоения ресурсов Евразии (минуя отлаженную модель снабжения из арабского мира под жестким контролем США), экономическая ситуация для Вашингтона становится поистине критической.
Прошедшая война в Ираке была связана с кризисом американской экономики и призвана, в том числе и разрешить сложную ситуацию с долларом. Поэтому после окончания конфликта доллар, может быть, укрепится и даже вырастет, но ненадолго, поскольку кризис американской экономики является системным, а не ситуативным. Евро в среднесрочной перспективе валюта более устойчивая.
В дальнейшем судьба России-Евразии будет непрямую связана с судьбой США, а соответственно, с судьбой доллара. Коллапс американского господства даст России небывалый шанс полноценного встраивания в мировую финансовую и политическую систему.
Функции доллара в станах СНГ
Вместе с тем, усиление интеграционного взаимодействия между странами СНГ и ЕвразЭС может привести к увеличению потребности в американском долларе в странах-участницах интеграционного процесса. Такое повышение потребности в долларе может вызвать повышение курса доллара по отношению к национальным валютам стран-участниц интеграционного процесса и в конечном итоге – усугубление непосредственной долларизации их экономик, укрепление доллара в качестве валюты сбережения, и относительное обесценение национальных валют стран СНГ, а вслед за валютами – номинированного в них национального достояния государств-участников.
Таким образом интеграция без собственной общей валюты будет означать усугубление долларизации и обесценение национальных валют в качестве платёжного средства. Чтобы избежать этих негативных последствий необходимо введение общей валюты ЕврАзЭС и, напротив, использовать эффект усиления интеграционных связей (который на макроуровне зоны интеграции тождественен эффекту роста внутреннего потребления) исключительно для стабилизации интегрированного валютно-финансового пространства стран ЕврАзЭС.