Добро Пожаловать Международное Евразийское Движение
Развитие детей ЭСТЕР
Облачный рендеринг. Быстро и удобно
от 50 руб./час AnaRender.io
У вас – деньги. У нас – мощности. Считайте с нами!
Поиск 
 
                             

26 апреля, пятница Новости Регионы Евразийский Союз Молодёжи Евразия-ТВ Евразийское обозрение Арктогея  

Разделы
Евразийское Обозрени
СМИ о евразийстве
Новости
FAQ
Материалы
Выступления Дугина
Интервью Дугина
Статьи Дугина
Коммюнике
Хроника евразийства
Тексты
Пресс-конференции
Евразийский документ
Геополитика террора
Русский Собор
Евразийская классика
Регионы
Аналитика
Ислам
США против Ирака
Евразийская поэзия
Выборы и конфессии
Экономический Клуб
Интервью Коровина
Статьи Коровина
Выступления Коровина
Евразийство

· Программа
· Структура
· Устав
· Руководящие органы
· Банковские реквизиты
· Eurasian Movement (English)


·Евразийская теория в картах


Книга А.Г.Дугина "Проект "Евразия" - доктринальные материалы современного евразийства


Новая книга А.Г.Дугин "Евразийская миссия Нурсултана Назарбаева"

· Евразийский Взгляд >>
· Евразийский Путь >>
· Краткий курс >>
· Евразийская классика >>
· Евразийская поэзия >>
· Евразийское видео >>
· Евразийские представительства >>
· Евразийский Гимн (М.Шостакович) | mp3
· П.Савицкий
Идеолог Великой Евразии

(музыкально-философская программа в mp3, дл. 1 час)
Кратчайший курс
Цели «Евразийского Движения»:
- спасти Россию-Евразию как полноценный геополитический субъект
- предотвратить исчезновение России-Евразии с исторической сцены под давлением внутренних и внешних угроз

--
Тематические проекты
Иранский цейтнот [Против однополярной диктатуры США]
Приднестровский рубеж [Хроника сопротивления]
Турция на евразийском вираже [Ось Москва-Анкара]
Украинский разлом [Хроника распада]
Беларусь евразийская [Евразийство в Беларуси]
Русские евразий- цы в Казахстане [Евразийский союз]
Великая война континентов на Кавказе [Хроника конфликтов]
США против Ирака [и всего остального мира]
Исламская угроза или угроза Исламу? [Ислам]
РПЦ в пространстве Евразии [Русский Народный Собор]
Лидер международного Евразийского Движения
· Биография А.Г.Дугина >>
· Статьи >>
· Речи >>
· Интервью >>
· Книги >>
Наши координаты
Администрация Международного "Евразийского Движения"
Россия, 125375, Москва, Тверская улица, дом 7, подъезд 4, офис 605, (м. Охотный ряд)
Телефон:
+7(495) 926-68-11
Здесь же в штаб-квартире МЕД можно приобрести все книги Дугина, литературу по геополитике, традиционализму, евразийству, CD, DVD, VHS с передачами, фильмами, "Вехами" и всевозможную евразийскую атрибутику.
E-mail:
  • Админстрация международного "Евразийского Движения"
    Пресс-служба:
    +7(495) 926-68-11
  • Пресс-центр международного "Евразийского Движения"
  • А.Дугин (персонально)
  • Администратор сайта
    [схема проезда]
  • Заказ книг и дисков.
    По почте: 117216, а/я 9, Мелентьеву С.В.

    Информационная рассылка международного "Евразийского Движения"

  • Ссылки



    Евразийский союз молодёжи

    Русская вещь

    Евразия-ТВ
    Счётчики
    Rambler's Top100



    ..

    Пресс-центр
    · evrazia - lj-community
    · Пресс-конференции
    · Пресс-центр МЕД
    · Фотогалереи
    · Коммюнике
    · Аналитика
    · Форум
    Евразийский экономический клуб

    Стратегический альянс
    (VIII заседание ЕЭК)
    Симметричная сетевая стратегия
    (Сергей Кривошеев)
    Изоляционизм неизбежен
    (Алексей Жафяров)
    Экономический вектор терроризма
    (Ильдар Абдулазаде)

    Все материалы клуба

    Рейтинг@Mail.ru
    Материалы | Евразийское обозрение № 10 | Олег Котрунов | Православное воспитание в среде русского старообрядчества: история и современность | 24.06.2003 Напечатать текущую страницу
    Пресс-центр партии "Евразия" - press-center@evrazia.org

    ПРАВОСЛАВНОЕ ВОСПИТАНИЕ В СРЕДЕ РУССКОГО СТАРООБРЯДЧЕСТВА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ Котрунов Олег Григорьевич прихожанин старообрядческого храма во имя Успения Пресвятыя богородицы

    Православное воспитание в среде русского старообрядчества: история и современность

    ГИХСБпн

    Начиная разговор о православном воспитании в России, хотелось бы остановиться на том историческом контексте, в котором существовало и развивалось Православие на Руси вообще, и православная педагогика, в частности.

    Русская Православная Церковь возникла до разделения Церкви Христовой в XI веке на Восточную и Западную, поэтому Русь получила вероучение, догматы, книги, песнопения, церковное устроение от тогда ещё единой Церкви. Русские, приняв Православие во всей его полноте от древней Церкви, сохраняли вероучение в неприкосновенной чистоте и не поврежденности до конца XVII-го века. Именно та Русь называлась Святой Русью, а Москва - Третьим Римом. Именно та Русь стала земной колыбелью таких почитаемых святых как преп. Сергий Радонежский, святители Петр, Алексий, Иона, Филипп и Ермоген.

    Во второй половине XVII века патриарх Московский и всея Руси Никон (1605 - 1681 гг.) совместно с царём Алексеем Михайловичем Романовым начали церковную реформу. Реформу, которая была, в последствии на Поместном Соборе РПЦ 1971 года названа "поспешной и необдуманной". Тексты многих богослужебных книг, переведенных, в том числе, и святыми Кириллом и Мефодием, были неоправданно искажены.



    В древние Православные обряды были внесены принципиальные изменения. Именно тогда единая Русская Православная Церковь раскололась на приверженцев никоновских реформ и на православных христиан, оставшихся верными древнему благочестию. На соборах 1666 - 1667 гг. на Православные догматы и обряды были наложены клятвы и проклятия. Законопослушные православные христиане, приверженцы древнего благочестия стали подвергаться жесточайшим гонениям и притеснениям. Святая Русь раскололась, самые верные и стойкие представители русского духа были вынуждены уйти в бега. В течение 180 лет древлеправославные христиане, не имея своих епископов, были вынуждены, согласно Церковным канонам, принимать в сущем сане правильно (погружательно) крещённых священнослужителей, переходящих из новообрядческой церкви. Восстановить церковную иерархию удалось лишь в 1846 году путём канонически верного присоединения к Церкви Христовой греческого митрополита Амвросия (1791-1863). Это событие произошло в селении Белая Криница (Украина), входившем в то время в состав Австрии. С середины XIX века по настоящее время в Православной Церкви Христовой, берущей свое начало от Исуса Христа и Его апостолов, трёхчинная иерархия более не прерывалась. Гонения же со стороны светских и духовных властей на православных христиан длились более 250-ти лет.

    Раскол является великой трагедией для Русской Церкви и Российского государства. Преодоление последствий раскола XVII века является важнейшей исторической задачей Русской Церкви. Снятие клятв со старообрядцев, произошедшее на Поместном Соборе РПЦ МП в 1971 году, доказывает полную правоту ревнителей древнего благочестия, в чём можно также убедиться, ознакомившись с научными работами проф. Н. Каптерева, Е. Голубинского, С. Зеньковского, Ф. Мельникова, Б. Кутузова и других историков Церкви.

    Не учитывать все вышеперечисленные исторические реалии при рассмотрении вопросов православной педагогики в среде русского староверия было бы недопустимой ошибкой. Выполняя образовательные и воспитательные функции, старообрядческая педагогика всегда исходила из приоритета абсолютных истин подлинного Православия, хранителем которого является русское старообрядчество.

    Основополагающими, базисными источниками воспитания и образования в среде староверов всегда были и остаются книги Святого Писания - Ветхий Завет и Новый Завет - и Священное Предание. Являясь Православной традицией в полном объёме, старообрядчество считает, что земная жизнь человека, а в еще большей степени будущая жизнь его души, зависит от того, как человек решит для себя проблему отношения к Богу. Человек создан по образу и подобию Божию, а это значит, что в нём кроме чисто человеческих слабостей, страстей и низменных потребностей, которые он приобрел после падения, содержатся свойства, характерные для Божества, именно те, которыми обладал Христос, воплотившись в человека и уподобившись ему во всём кроме греха. Духовная жизнь человека протекает в глубине его сердца, и высшим благом для души является Царствие Божие - состояние, когда в сердце вселяется и "сотворяет в нём обитель" Святой Дух. Христианский взгляд на человека, с одной стороны, как на высшее творение, а с другой - как на существо падшее, есть истинное отражение реальности.

    Такая позиция позволяет мобилизовать человека на борьбу с грехом, предоставляет ему потенциальную возможность подчинить стремления падшей душевно-телесной природы высшим интересам Духа. Путь восхождения в царство Небесное - это борьба с грехом, внутреннее преображение. Св. Афанасий Александрийский пишет: "Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом". И теперь человек, имея перед своими глазами Евангелие и живой облик Христа, с Его не придуманным божественным учением, не вправе заявить, что он не знает как угодить Богу. "Прииди и виждь" и делай как Он. Именно такое, Православное понимание смысла человеческого существования позволяет определить те задачи, которые пытается решать воспитание в среде старообрядчества. Такой целью является подлинное воцерковление и дальнейшая помощь в обеспечении выполнения Божьей воли для каждого человека. Сохранение и продолжение древнейших традиций Веры Христовой, рачительное сбережение для всех поколений русских людей, людей всего мира Света Истины и Спасения. Именно такие высокие и ответственные задачи выполняли и продолжают выполнять сегодня педагоги-старообрядцы.

    Неоспорима и важна роль русского старообрядчества в поддержании чистоты догматического, обрядового, нравственного, литургического, языкового наследия Русской Церкви. Старообрядчество отличает трепетное и любовное отношение к творениям православных отцов-подвижников. Книги Иоанна Лествичника, творения св. Иоанна Златоуста, св. Исаака Сирина, св. Ефрема, аввы Дорофея и многих других дают превосходнейшее руководство "пути ко спасению" и являются важнейшими духовно-нравственными ориентирами в воспитательной работе.

    Традиционная культура староверов в немалой степени была основана на концепции богоугодного труда и почитания грамотности и старой книги как источника преемственной передачи истин древнего благочестия. Поэтому староверие создало не только свою, хорошо всем известную, предпринимательскую этику, но и свою образовательную систему, как необходимую и обязательную часть старообрядческого быта. Система обучения грамоте среди старообрядцев на протяжении веков копировала традиционную древнерусскую систему, сочетавшую домашнее образование с обучением силами "мастеров" и "мастериц" грамоте, моральные и профессиональные требования к которым, были очень высоки. В последнем случае формировалось группа учеников смешанного состава - мальчики и девочки вместе. В программу обычно включались разделы: изучение азбуки, Часовника, Псалтыря, библейской истории. В процессе обучения "мастер" или "мастерица" разъясняли трудные для понимания места в текстах, преподавали догматы и положения веры Христовой. Сильной стороной такой школы является индивидуальный подход к каждому учащемуся.

    В нынешних условиях данная образовательная система, не претерпев принципиальных изменений, действует в воскресных приходских школах, существующих при старообрядческих храмах. На сегодняшний день приоритетными направлениями в обучении являются: изучение церковнославянского языка, церковного знаменного пения, основ литургии, истории Церкви и книг Святого Писания. Указанная система образования неплохо зарекомендовала себя, доказательством чему служат некоторые статистические данные, приведённые доцентом Чувашского гос. пед. университета В.В. Тимофеевым. В целом, процент грамотных среди русского сельского населения во второй половине XIX века составлял 13,3 %. При этом, среди староверов процент грамотных составлял 27,5%, а среди новообрядцев он был в 3 раза ниже - 9%.

    Уровень образованности старообрядчества определяется и тем большим количеством известных апологетов-начётчиков, которыми исторически славятся староверы. Начётчик - это человек, главной обязанностью коего является христианское образование, он сам должен быть весьма начитан, во-первых, в Священном Писании и Предании Святоцерковном, а во-вторых - в светских знаниях и культуре, как св. верховный апостол Павел, св. Иустин Философ, блаженный Климент Александрийский, великие каппадокийцы, преподобный Максим Грек, выговские отцы и многие другие. Начётчики обязаны были быть сильны в христианском и внешнем знании, но не ради "самосовершенствования", а ради служения Церкви Христовой. Известны случаи, когда с опытными и умелыми начетчиками-старообрядцами опасались спорить официальные миссионеры господствующего исповедания. Можно вспомнить таких великих начётчиков как братья Денисовы, Андрей Борисов, Семён Семенович, Иларион (Кабанов) Ксенос, Андрей Коновалов, Василий Зеленков, Арсений - епископ Уральский, митрополит Иннокентий (Усов), Фёдор Мельников и другие.

    Следует сказать, что глубокое овладение сокровищами русской традиционной и православной духовной культуры в сочетании с грамотностью и тягой к просвещению, активное воплощение в жизнь своего религиозного идеала в значительной мере способствовали высокому жизненному уровню старообрядцев, успешности их деловой активности. Современность ставит перед православной педагогикой новые задачи и вопросы, решить которые зачастую непросто. Во все времена земной путь человека был немыслим без соблазнов и искушений, но особенно они умножились в наши дни. Если старшее поколение в какой-то мере защищено своим жизненным и духовным опытом, то молодых людей может смущать настойчивая пропаганда откровенно антихристианских ценностей, настырность и респектабельность всевозможных сект. Трудно переоценить ту ответственность, которая ложится на христиан-педагогов именно в таких непростых условиях. Достойный профессиональный уровень, компетентность, высокие моральные качества, преданность своему делу и любовь к Богу - вот те качества, обладая которыми, православный наставник может соответствовать той важнейшей богоугодной задаче, которая перед ним поставлена. Ведь как важно, чтобы вера укоренилась в сердце ученика, чтобы не поверхностно воспринималось то, что учитель-христианин даёт ребенку.

    Как этого достичь? Пытаясь найти на этот и многие другие вопросы удовлетворительные ответы, старообрядческие педагоги уже в течение двух лет проводят встречи-семинары. Встречи учителей приходских воскресных школ и воспитателей летних христианских детских лагерей по традиции проходят в Москве на Рогожском посёлке, где располагается Митрополия Русской Православной Старообрядческой Церкви. Во встречах участвуют посланники приходов Москвы, Киева, Казани, Костромы, Барнаула, Ржева, Ижевска, Екатеринбурга, Перми, Саратова, Владимира. Здесь происходит живой обмен опытом, оказание методической помощи христианам, трудящимся на ниве старообрядческого православного обучения и воспитания. Много сделано, но многое ещё предстоит сделать православным педагогам-старообрядцам.

    Видный вклад в проведение семинаров вносит Людмила Киселёва-Доброхвалова, церковный педагог из города Ржева. Она является автором интересной методики - "Живое общение на уроке", ею разработаны программы и целые циклы уроков для приходского религиозного обучения. Кроме того, Людмила Александровна вела на радио г. Ржева цикл религиозных бесед для взрослых об основах христианской веры. В частности, она отмечает: "Зачастую мы слышим: "Первым делом нужно возрождать духовность". Но многие, даже иные верующие часто не различают душевное и духовное. Внутри тела человеческого - душа, внешняя душевная оболочка, живущая, говорящая… но есть ещё более сокровенная глубина внутри души - место для принятия Духа Божьего. Даже очень высокие переживания, такие, как сочувствие чужому горю, восторг от природы, ощущение, что всё прекрасно, гармонично и сотворено Богом, - это только душевные переживания. Духовность - это непосредственная встреча с Богом. Иногда, почему-то к духовности приравнивают живопись, театр, музыку - душевные, но не духовные вещи. Нам думается, что если православный наставник хочет, чтобы глубины души открылись навстречу Богу, то сначала должна быть вспахана и возделана предыдущая оболочка, душевная, а она как раз бывает особенно черства…

    Каждый педагог знает, что успешное движение вперёд - это движение от простого к сложному. В движении к Богу путь тот же - от душевного к духовному. Сегодня беда православного воспитания в том, что мы пытаемся перескочить через необходимую, очень важную ступень, дать высокодуховную информацию людям, не развитым душевно. Может быть стоит пересмотреть запрет на добротную светскую литературу, музыку, живопись, и не потому, что они сами по себе спасительны - вовсе нет. Они нужны лишь как предыдущая ступень. Ведь греховность не в мирском происхождении, греховность предмета, на мой взгляд, определяется тем, насколько он содействует или противодействует спасению человека, шаг ли это вверх, к Богу, или вниз".

    Вспоминаются слова св. Иоанна Златоуста: "Нет никакого высшего искусства, как искусство воспитания. Живописец или ваятель творит только безжизненную фигуру, а мудрый воспитатель создаёт живой образ, смотря на который радуются Бог и люди". Низкий поклон всем труженикам на ниве православного воспитания и образования!

    Хотелось бы ещё раз отменить, что сплотить расколотый, разрозненный, потерявшийся народ, вернуть его к полноте домостроительного душеспасительного бытия, к высокой нравственности и исполнению исторического предначертания возможно, только высветив все тёмные узлы национальной истории, вынеся беспристрастный и справедливый вердикт. Сколько бы страданий и разочарований ни было позади, мы снова и снова вместе должны утверждать верность Церкви Христовой, Православию, нашему горнему Отечеству, и стремиться преобразить нищету внешнего падения в духовное сокровище непреходящего высокого расцвета. В выполнении этой благородной миссии огромная доля ответственности лежит и на православных педагогах-христианах.

    Спаси вас Христос!

    Котрунов Олег Григорьевич
    прихожанин старообрядческого храма

    во имя Успения Пресвятыя богородицы
    г. Волгограда, РПСЦ (тел.(8442) 44 - 58 - 47),
    заместитель Председателя Совета
    Волгоградского регионального отделения
    Партии "Евразия".

    Телепартия

    Александр Дугин: Постфилософия - новая книга Апокалипсиса, Russia.ru


    Валерий Коровин: Время Саакашвили уходит, Georgia Times


    Кризис - это конец кое-кому. Мнение Александра Дугина, russia.ru


    Как нам обустроить Кавказ. Валерий Коровин в эфире программы "Дело принципа", ТВЦ


    Спасти Запад от Востока. Александр Дугин в эфире Russia.Ru


    Коровин: Собачья преданность не спасет Саакашвили. GeorgiaTimes.TV


    Главной ценностью является русский народ. Александр Дугин в прямом эфире "Вести-Дон"


    Гозман vs.Коровин: США проигрывают России в информационной войне. РСН


    Александр Дугин: Русский проект для Грузии. Russia.Ru


    4 ноября: Правый марш на Чистых прудах. Канал "Россия 24"

    Полный видеоархив

    Реальная страна: региональное евразийское агентство
    Блокада - мантра войны
    (Приднестровье)
    Янтарная комната
    (Санкт-Петербург)
    Юг России как полигон для терроризма
    (Кабардино-Балкария)
    Символика Российской Федерации
    (Россия)
    Кому-то выгодно раскачать Кавказ
    (Кабардино-Балкария)
    Народы Севера
    (Хабаровский край)
    Приднестровский стяг Великой Евразии
    (Приднестровье)
    Суздаль
    (Владимирская область)
    Возвращенная память
    (Бурятия)
    Балалайка
    (Россия)
    ...рекламное

    Виды цветного металлопроката
    Воздушные завесы
    Топас 5