Добро Пожаловать Международное Евразийское Движение
Поиск 
 
                             

16 августа, четверг Новости Регионы Евразийский Союз Молодёжи Евразия-ТВ Евразийское обозрение Арктогея  

Разделы
Евразийское Обозрени
СМИ о евразийстве
Новости
FAQ
Материалы
Выступления Дугина
Интервью Дугина
Статьи Дугина
Коммюнике
Хроника евразийства
Тексты
Пресс-конференции
Евразийский документ
Геополитика террора
Русский Собор
Евразийская классика
Регионы
Аналитика
Ислам
США против Ирака
Евразийская поэзия
Выборы и конфессии
Экономический Клуб
Интервью Коровина
Статьи Коровина
Выступления Коровина
Евразийство

· Программа
· Структура
· Устав
· Руководящие органы
· Банковские реквизиты
· Eurasian Movement (English)


·Евразийская теория в картах


Книга А.Г.Дугина "Проект "Евразия" - доктринальные материалы современного евразийства


Новая книга А.Г.Дугин "Евразийская миссия Нурсултана Назарбаева"

· Евразийский Взгляд >>
· Евразийский Путь >>
· Краткий курс >>
· Евразийская классика >>
· Евразийская поэзия >>
· Евразийское видео >>
· Евразийские представительства >>
· Евразийский Гимн (М.Шостакович) | mp3
· П.Савицкий
Идеолог Великой Евразии

(музыкально-философская программа в mp3, дл. 1 час)
Кратчайший курс
Цели «Евразийского Движения»:
- спасти Россию-Евразию как полноценный геополитический субъект
- предотвратить исчезновение России-Евразии с исторической сцены под давлением внутренних и внешних угроз

--
Тематические проекты
Иранский цейтнот [Против однополярной диктатуры США]
Приднестровский рубеж [Хроника сопротивления]
Турция на евразийском вираже [Ось Москва-Анкара]
Украинский разлом [Хроника распада]
Беларусь евразийская [Евразийство в Беларуси]
Русские евразий- цы в Казахстане [Евразийский союз]
Великая война континентов на Кавказе [Хроника конфликтов]
США против Ирака [и всего остального мира]
Исламская угроза или угроза Исламу? [Ислам]
РПЦ в пространстве Евразии [Русский Народный Собор]
Лидер международного Евразийского Движения
· Биография А.Г.Дугина >>
· Статьи >>
· Речи >>
· Интервью >>
· Книги >>
Наши координаты
Администрация Международного "Евразийского Движения"
Россия, 125375, Москва, Тверская улица, дом 7, подъезд 4, офис 605, (м. Охотный ряд)
Телефон:
+7(495) 926-68-11
Здесь же в штаб-квартире МЕД можно приобрести все книги Дугина, литературу по геополитике, традиционализму, евразийству, CD, DVD, VHS с передачами, фильмами, "Вехами" и всевозможную евразийскую атрибутику.
E-mail:
  • Админстрация международного "Евразийского Движения"
    Пресс-служба:
    +7(495) 926-68-11
  • Пресс-центр международного "Евразийского Движения"
  • А.Дугин (персонально)
  • Администратор сайта


    [схема проезда]

  • Заказ книг и дисков.
    По почте: 117216, а/я 9, Мелентьеву С.В.

    Информационная рассылка международного "Евразийского Движения"

  • Ссылки



    Евразийский союз молодёжи width=

    Русская вещь width=

    Евразия-ТВ width=
    Счётчики
    Rambler's Top100



    ..

    Пресс-центр
    · evrazia - lj-community
    · Пресс-конференции
    · Пресс-центр МЕД
    · Фотогалереи
    · Коммюнике
    · Аналитика
    · Форум
    Евразийский экономический клуб

    Стратегический альянс
    (VIII заседание ЕЭК)
    Симметричная сетевая стратегия
    (Сергей Кривошеев)
    Изоляционизм неизбежен
    (Алексей Жафяров)
    Экономический вектор терроризма
    (Ильдар Абдулазаде)

    Все материалы клуба

    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
    Материалы | Евразийское обозрение № 9 | Древлехранилище | 2003.31.05 Напечатать текущую страницу
    "Евразийское обозрение" №9, 2003

    ДРЕВЛЕХРАНИЛИЩЕ

    Собрание старопечатных и рукописных книг

    Древлехранилище Лаборатории археографических исследований Уральского государственного университета (ЛАИ) располагает крупнейшей в российской провинции коллекцией старопечатных книг и рукописей. Оно насчитывает более 5,5 тысяч единиц хранения конца XV - XX веков.

    Особенность хранилища заключается в том, что оно сформировалось в последние 25 лет в результате регулярных археографических экспедиций университета на территории уральского региона, поэтому фонды ЛАИ отражают современное состояние древнерусской книжно-рукописной традиции огромного региона распростершегося от Северного Урала до Казахстана, от самаро-саратовского Поволжья до Тюмени. Наряду с этим они позволяют проследить исторические процессы протекавшие в социально-политической и духовной жизни данной территории, являясь тем самым ценными источниками по истории России.

    Русская книжно-рукописная традиция формировалась в течение многих веков на основе византийской книжности, пришедшей на Русь с принятием христианства.

    Книги Священного Писания и Священного Предания, памятники церковного права и литература, определяющая содержание и порядок богослужебного обряда, произведения житийного жанра и др. составили фундамент древнерусского круга чтения. Русские книжники дополнили его своими оригинальными сочинениями и множеством тематических сборников, созданных на основе как канонических, так и апокрифических христианских книг.

    В середине XVI в. на Русь пришло книгопечатание. Но это событие не прервало рукописной традиции, как это случилось в Европе. Одной из особенностей русской книжной культуры стало одновременное взаимопроникающее и взаимодополняющее существование как печатной, так и рукописной книги.

    Причиной тому была государственная монополия на книгоиздание, существовавшая в России до конца XVIII в. Сильнейший толчок и определенную специфику развитию древнерусской книжной традиции дал раскол русской церкви середины XVII в. Старообрядцы, оказавшиеся в оппозиции и к официальной церкви, и к государству развернули активную полемику со своими оппонентами, в ходе которой происходило оформление их идеологии. По новому были прочитаны и истолкованы многие сочинения раннехристианских писателей, создан огромнейший пласт оригинальной литературы. В начале XVIII в. было налажено старообрядческое книгопечатание, сначала за пределами России, позднее - нелегально в стране. На Урал книжность пришла вместе с русской колонизацией в XVI в. В XVIII в. Урал стал одним из крупнейших центров старообрядчества, что усилило приток книг в этот район, а также стимулировало их переписку и сочинительство.

    Все особенности древнерусской книжно-рукописной традиции нашли отражение в коллекциях ЛАИ УрГУ. Учительные сборники и служебная литература, оригинальные полемические и эсхатологические сочинения старообрядцев, образцы позднего русского летописания, памятники историко-демографического и естественно-научного характера, певческие рукописи, зафиксировавшие оригинальные древние способы записи музыкальных текстов входят в состав коллекций.

    Фонд дает возможность проследить всю историю развития восточно-русского кириллического книгопечатания, от его истоков до начала XX в., а также отражает основные этапы развития западно-русского книгопечатания. Древнерусская книжно-рукописная традиция как живой элемент культуры дошла до наших дней благодаря усилиям старообрядцев. С этой социальной группой и работают археографические экспедиции.

    Именно старообрядчество как среда бытования памятников кириллической письменности является объектом изучения полевой археографии. Поэтому наличие в составе коллекций Древлехранилища ЛАИ УрГУ наряду с памятниками литературы архивных документов (материалов поместных старообрядческих соборов, переписки видных деятелей старообрядческого движения XX в., фотографий конца XIX - начала ХХ вв.), является не случайным. Старообрядчество представляет собой сложное общественно-религиозное движение, делящееся на согласия и толки в зависимости от обрядовой практики.

    Особенности этой практики наложили определенный отпечаток и на круг используемой ими литературы.

    Территорию, на которой работает Уральская археографическая экспедиция, населяют представители большинства старообрядческих согласий.

    Примерное размещение старообрядцев показано на прилагаемой карте. Один значок, соответствует определенному согласию и означает отдельных его приверженцев, два - группы сторонников, три значка - функционирование соответствующего объединения и регулярное отправление культа. Информация эта не является исчерпывающей, особенно по Пермской области и Поволжью. Кроме того, ситуация в отдельных районах может достаточно быстро меняться, а постоянно отслеживать ее на большой территории достаточно сложно. В связи с процессами урбанизации в областных, республиканских центрах и крупных городах появились старообрядцы практически всех согласий, имеющихся в округе. Иногда условные значки, обозначающие эти согласия, помещены в круг, обозначающий город, иногда - размещены вокруг него. Поповщина на Урале представлена белокриницким или "австрийским" согласием и беглопоповцами.

    "Австрийцы" ведут историю своей иерархии с 1846 г. - времени присоединения к староверию греческого митрополита Амвросия в Белокриницком монастыре на территории Буковины (тогда - Австрия). На Урале белокриницкие появились уже в 1850-е гг., а к началу XX столетия Екатеринбург был признанным центром "австрийцев" не только Пермско-Тобольской епархии, но и всей России.

    Средний Урал был родиной таких известных в согласии людей, как архиепископ Московский Савватий (1882-1898), епископы Геннадий (1856-1881), Константин (1862-1881), Антоний (1894-1918), Иоанникий (1919-1930). Перед революцией в крае насчитывалось несколько тысяч последователей белокриницкого согласия, объединенных в десятки общин. В настоящее время численность "австрийцев" по сравнению с другими согласиями невелика. Центр местной епархии находится в г. Самаре (бывший Куйбышев).

    Беглопоповщина первоначально достаточно широко распространенная на Урале (преимущественно в заводских центрах - Невьянске, Нижнем Тагиле и в самом Екатеринбурге), к 1830-м гг., в виду отсутствия у старообрядцев беглых попов трансформировалась в "стариковщину" (часовенное согласие).

    Беглопоповская церковь возродилась в 1923 г. приняв обновленческого архиепископа Николая (Позднева). После этого термин "беглопоповщина" утратил прежний смыл и применяется по традиции. Самоназвание согласия - Древлеправославная церковь (ДПЦ). С 1963 г. духовным центром ДПЦ являлся г. Новозыбков (Брянская обл.). На Среднем Урале в настоящее время существует незначительное количество членов ДПЦ, которыми с 1977 г. руководит местный епископ Леонтий (Кречетов).

    Беспоповское направление в старообрядчестве представлено часовенными, поморцами, федосеевцами, филипповцами, спасовцами, бегунами, сидяками, самокрестами и др.

    Часовенное согласие (стариковщина) окончательно оформилось в первой трети XIX в., когда старообрядцы-поповцы, длительное время не имели возможность получить священство и стали, фактически, беспоповцами. Важнейшим отличием часовенных от других беспоповцев остается лишь отказ от перекрещивания тех, кто приходит к ним из других согласий. Центрами часовенных в пределах Урала считаются храм и скит в д. Захарове (близ Лысьвы, Пермской области), г. Невьянск, пос. Большая Лая (Свердловской обл.). Поморское согласие (Древлеправославная Поморская Церковь) ведет свое родословие от отцов Соловецкого монастыря и Выговского общежительства на Севере России. На Урале первые поморцы появились уже в начале XVIII в., и хотя их число традиционно было невелико, они играли большую роль в местном старообрядческом движении.

    Филипповцы и федосеевцы разошлись с поморцами, главным образом из-за отношения к проблеме бессвященнословного брака. Наиболее радикальные филипповцы до сих пор последовательно соблюдают небрачие, отказываясь от совместных молений со "староженами" и "новоженами". Представители этих согласий в настоящее врем живут в Кировской области.

    Спасово согласие (нетовцы) отличаются от прочих беспоповцев тем, что не перекрещивают приходящих к ним из других толков. Название согласия происходит от того, что его последователи "надеются на одного Спаса" (спастись можно только через Исусову молитву и покаяние Богу наедине).

    Бегунское согласие возникло на основе истинно-православных христианских странствующих (ИПХС). Эта организация по-прежнему остается законспирированной, ее сторонников выявить обычными методами полевой археографии, практически, невозможно.

    Только в силу случайных обстоятельств удалось обнаружить на территории Свердловской области три предела - низовые ячейки ИПХС и установить с ними контакт. Предел включает 1-2 "кельи", в которых обитают собственно "странствующие", порвавшие с "миром", и связанных с ними "благодетелей", оказывающих им поддержку.

    К числу оригинальных местных течений старообрядчества принадлежат сидяки. Это смешанная в этническом отношении (мордовско-русская), но одноязычно русская группа старообрядцев, от слова "сидеть", в центральной Башкирии. Это потомки переселенцев начала века из Мордовии.

    Староверие они, вероятно, принесли с собой. На новом месте среди них, во многом в результате репрессий конца 1920 - 1980-х гг., не оказалось достаточного количества людей, знакомых с отправлением культа. Поэтому они отказались от богослужения и ограничили свои собрания чтением нравоучительной литературы (Толкового Евангелия, Иоанна Златоуста, Прологов и проч.); при котором во время службы разрешается сидеть, отсюда и прозвище.

    Телепартия

    Александр Дугин: Постфилософия - новая книга Апокалипсиса, Russia.ru


    Валерий Коровин: Время Саакашвили уходит, Georgia Times


    Кризис - это конец кое-кому. Мнение Александра Дугина, russia.ru


    Как нам обустроить Кавказ. Валерий Коровин в эфире программы "Дело принципа", ТВЦ


    Спасти Запад от Востока. Александр Дугин в эфире Russia.Ru


    Коровин: Собачья преданность не спасет Саакашвили. GeorgiaTimes.TV


    Главной ценностью является русский народ. Александр Дугин в прямом эфире "Вести-Дон"


    Гозман vs.Коровин: США проигрывают России в информационной войне. РСН


    Александр Дугин: Русский проект для Грузии. Russia.Ru


    4 ноября: Правый марш на Чистых прудах. Канал "Россия 24"

    Полный видеоархив

    Реальная страна: региональное евразийское агентство
    Блокада - мантра войны
    (Приднестровье)
    Янтарная комната
    (Санкт-Петербург)
    Юг России как полигон для терроризма
    (Кабардино-Балкария)
    Символика Российской Федерации
    (Россия)
    Кому-то выгодно раскачать Кавказ
    (Кабардино-Балкария)
    Народы Севера
    (Хабаровский край)
    Приднестровский стяг Великой Евразии
    (Приднестровье)
    Суздаль
    (Владимирская область)
    Возвращенная память
    (Бурятия)
    Балалайка
    (Россия)
    ...рекламное

    Виды цветного металлопроката
    Воздушные завесы
    Топас 5